Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:58, курсовая работа
Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка...
Игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах.
Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения
1. Понятие и сущность игры (стр. 4-5)
2. Исторические предпосылки возникновения игры (стр. 6-12)
3. Классификация игр. Характеристика основных видов (стр. 13-19)
Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка (стр. 20-22)
Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников
1. Развитие детского творчества и игрового замысла (стр. 22-25)
2. Значение игры для психического развития дошкольника (стр. 25-26)
3. Игра как средство воспитания детей (стр. 26-27)
Глава 4. Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени (стр. 27-41)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр. 42-43)
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (стр. 44)
ПРИЛОЖЕНИЕ (стр. 45-49)
Курсовая работа
по педагогике
Игра как ведущий
тип деятельности дошкольников
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (стр.
2-3)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические
основы игры как средства обучения
Глава 2.Влияние
игры на формирование и развитие личности
ребенка (стр. 20-22)
Глава 3.Игра как
ведущий тип деятельности дошкольников
Глава 4. Состояние
игровой деятельности дошкольников
нашего времени (стр. 27-41)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр.
42-43)
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ (стр. 44)
ПРИЛОЖЕНИЕ (стр.
45-49)
Введение
Дошкольный возраст является ответственным
этапом детства. Высокая сензитивность
этого возрастного периода определяет
большие потенциальные возможности разностороннего
развития ребенка...
Игра в дошкольном детстве имеет высокое
развивающее значение. Сами по себе игры
становятся новыми. Большой интерес для
дошкольников представляют игры в процессе
обучения. Это игры, заставляющие думать,
предоставляющие возможность ребенку
проверить и развить свои способности,
включающие его в соревнования с другими
сверстниками. Участие дошкольников в
таких играх способствует их самоутверждению,
развивает настойчивость, стремление
к успеху и различные мотивационные качества.
В таких играх совершенствуется мышление,
включая действия по планированию, прогнозированию,
взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал
и до сих пор продолжает привлекать внимание
многих исследователей, таких как: Гальперин
П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин
Д.Б.. Разные подходы к детской игре отражены
во многих работах. Среди этих подходов
можно выделить объяснение природы сущности
детской игры, как формы общения (Лисина
М.И.), либо как формы деятельности, в том
числе усвоения деятельности взрослых
(Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие
умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый
из этих подходов, выделяя какую-то сторону
игры, в конечном счете, оказывается недостаточным
для объяснения сущности, специфики детской
игры в целом. Игровая деятельность является
ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский
отмечал, что в дошкольном возрасте игра
и занятия, игра и труд образуют два основных
русла, по которым протекает деятельность
дошкольников [2]. Выготский Л.С. видел в
игре неиссякаемый источник развития
личности, сферу определяющую «зону ближайшего
развития» [2].Отсюда - сущность проблемы заключается
во влиянии игры на развитие творческих
способностей детей, личностных качеств.
Игра создает положительный эмоциональный
фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно. Использование
игровых приемов и методов, их последовательность
и взаимосвязь будут способствовать в
решении данной проблемы.
Актуальность поднятой проблемы
вызвана потребностью психологов, педагогов,
родителей в совершенствующихся методах
психолого-педагогического воздействия
на формирующуюся личность ребенка с целью
развития интеллектуальных, коммуникативных
и творческих способностей. Определение
проблемы и актуальности темы позволяет
сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать
и доказать эффективность игровых средств
обучения для развития творческого начала
детей дошкольного возраста.
Объект
исследования – процесс развития
творческого начала личности средствами
игровой деятельности.
Предмет
исследования – игровые средства
развития творческого начала дошкольников.
Исходя из этого, можно сформулировать
следующую рабочую
гипотезу: развитие творческого
начала дошкольников средствами игры
будет эффективно при условии:
Из поставленной гипотезы вытекают
следующие задачи:
ГЛАВА 1. Теоретические
основы игры как средства обучения
Определение
игры.
Игра – явление многогранное, ее можно
рассматривать как особую форму существования
всех без исключения сторон жизнедеятельности
коллектива. Столь же много оттенков появляется
с игрой в педагогическом руководстве
воспитательным процессом. Огромная роль
в развитии и воспитании ребенка принадлежит
игре – важнейшему виду детской деятельности.
Она является эффективным средством формирования
личности дошкольника, его морально-волевых
качеств, в игре реализуется потребность
воздействия на мир. Советский педагог
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра
– это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности» [18]. Прежде
всего, игра, поскольку речь идет об играх
человека и ребенка,– это осмысленная
деятельность, т. е. совокупность осмысленных
действий, объединенных единством мотива.
Игра это деятельность, она является выражением
определенного отношения личности к окружающей
действительности. Игра человека – порождение
деятельности, посредством которой человек
преобразует действительность и изменяет
мир. Суть человеческой игры – в способности,
отображая, преображать действительность. В игре впервые
формируется и проявляется потребность
ребенка воздействовать на мир в этом
основное, центральное и самое общее значение
игры [6].
^ Сущность и
особенности игры.
Первое положение, определяющее сущность
игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются
в многообразных переживаниях, значимых для
играющего сторон действительности. Игра,
как и всякая неигровая человеческая деятельность,
мотивируется отношением к значимым для
индивида целям.
В игре совершаются лишь действия, цели
которых значимы для индивида по их собственному
внутреннему содержанию. В этом основная
особенность игровой деятельности и в
этом ее основное очарование. Вторая –
характерная – особенность игры заключается
в том, что игровое действие реализует
многообразные мотивы человеческой деятельности,
не будучи связанным, в осуществлении
вытекающих из них целей теми средствами
или способами действия, которыми эти
действия осуществляются в неигровом
практическом плане. Игра является деятельностью,
в которой разрешается противоречие между
быстрым ростом потребностей и запросов
ребенка, определяющим мотивацию его деятельности,
и ограниченностью его оперативных возможностей.
Игра - способ реализации потребностей
и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Следующая, внешне наиболее бросающаяся
в глаза отличительная особенность игры,
в действительности производная от вышеуказанных
внутренних особенностей игровой деятельности,
– возможность, являющаяся для ребенка
и необходимостью, замещать в пределах,
определяемых смыслом игры, предметы,
функционирующие в соответствующем неигровом
практическом действии, другими, способными
служить для выполнения игрового действия
(палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.).
Способность к творческому преобразованию
действительности впервые формируется
в игре. В этой способности заключается
основное значение игры. В игре есть отлет
от действительности, но есть и проникновение
в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства
от действительности в будто бы особый,
мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все,
чем игра живет, и что она воплощает в действии,
она черпает из действительности. Игра
выходит за пределы одной ситуации, отвлекается
от одних сторон действительности, с тем,
чтобы еще глубже выявить другие [7].
Игра – великое изобретение
человека; она имеет для его
биологического, социального и духовного
развития не меньше, а, может быть, даже
и большее значение, чем огонь
и колесо.… В ней, как в зеркале
отображалась история человечества
со всеми его трагедиями и комедиями, сильными
и слабыми сторонами. Еще в первобытном
обществе существовали игры, изображавшие
войну, охоту, земледельческие работы,
переживания дикарей по поводу смерти
раненого товарища. Игра была связана
с разными видами искусства. Дикари играли
как дети, в игру входили пляски, песни,
элементы драматического и изобразительного
искусства. Иногда играм приписывали магические
действия. Таким образом, человеческая
игра возникает как деятельность, отделившаяся
от продуктивной трудовой деятельности
и представляющая собой воспроизведение
отношений между людьми [4]. Так появляется
игра взрослых, игра как основа будущей
эстетической, изобразительной деятельности.
Детство существовало не всегда. О возникновении
детства можно говорить лишь тогда, когда
исчезает возможность непосредственного
включения детей в производственный труд
взрослых. К человеческому детству, как
к особому этапу подготовки ребенка к
будущей взрослой жизни предъявлялись
все большие и большие требования. Чем
выше развитие общества, тем сложнее становится
период подготовки ребенка к взрослой
жизни. Игра возникает в ходе исторического
развития общества в результате изменения
места ребенка в системе общественных
отношений. Она социальна по своему происхождению,
по своей природе [1].
Игра не возникает стихийно, а складывается
в процессе воспитания. Являясь мощным
стимулом развития ребенка, она сама формируется
под воздействием взрослых. В процессе
взаимодействия ребенка с предметным
миром, обязательно при участии взрослого,
не сразу, а на определенном этапе развития
этого взаимодействия и возникает подлинно
человеческая детская игра.
«Игра, игровая деятельность, один из видов
деятельности, характерных для животных
и человека» – отмечается в Педагогической
энциклопедии [10]. Понятие «игра» («игрища»)
в русском языке встречается еще в Лаврентьевской
летописи.
В летописи говорится о лесных славянских
племенах (радимичи, вятичи), которые «браци
не бываху в них, но игрища между селы,
схожахуся на игрища, на плясания и на
все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены
себе».
По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего
Египта славились конструированием специальных
обучающих и воспитывающих игр. Арсенал
таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве»
этимологически сближал два слова: «воспитание»
и «игра». Он справедливо утверждал, что
обучение ремеслам и воинскому искусству
немыслимо без игры.
Попытку систематического изучения игры
первым предпринял в конце xix века немецкий
ученый К. Гросс, считавший, что в игре
происходит предупражнение инстинктов
к будущим условиям борьбы за существование
(“теория предупреждения”). К. Гросс называет
игры изначальной школой поведения. Для
него, какими бы внешними или внутренними
факторами игры не мотивировались, смысл
их именно в том, чтобы стать для детей
школой жизни.
Позицию К. Гросса продолжил польский
педагог, терапевт и писатель Януш Корчак,
который считал, что игра – это возможность
отыскать себя в обществе, себя в человечестве,
себя во Вселенной. В играх заложена генетика
прошлого, как и в народном досуге – песнях,
танцах, фольклоре.
Игра в любую историческую эпоху привлекала
к себе внимание педагогов. В ней заключена
реальная возможность, воспитывать и обучать
ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци
пытались развить способности детей в
соответствии с законами природы и на
основе деятельности, стремление которой
присуще всем детям. Центром педагогической
системы Ф.Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни»
и «свободное проявление внутреннего
мира. Игра – мостик от внутреннего мира
к природе». Природа представлялась Фребелю
в виде единой и многообразной сферы [9].
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных
творческих возможностей человека. Он
отделял учение от игры и считал его непременной
обязанностью школьника. «Учение, основанное
только на интересе, не дает окрепнуть
самообладанию и воле ученика, так как
не все в учении интересно и придет многое,
что надобно будет взять силой воли» [9].
Однако, соглашаясь с необходимостью волевых
усилий при обучении, не будем снижать
и значение игры и интереса.
Значение игры в развитии и воспитании
личности уникально, так как игра позволяет
каждому ребенку ощутить себя субъектом,
проявить и развить свою личность. Есть
основание говорить о влиянии игры на
жизненное самоопределение школьников,
на становление коммуникативной неповторимости
личности, эмоциональной стабильности,
способности включаться в повышенный
ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных
измерениях: в настоящем и будущем. С одной
стороны, она предоставляет личности сиюминутную
радость, служит удовлетворению актуальных
потребностей. С другой стороны, игра направлена
в будущее, так как в ней либо прогнозируются
или моделируются жизненные ситуации,
либо закрепляются свойства, качества,
умения, способности, необходимые личности
для выполнения социальных, профессиональных,
творческих функций. В.Л.Сухомлинский
писал: «Присмотримся внимательно, какое
место занимает игра в жизни ребенка…
Для него игра – это самое серьезное дело.
В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности
личности. Без них нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра
– это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»[12].
В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная
жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества» [12].
Между тем, игра с годами занимает все
менее значимое место в жизни коллективов,
где преобладают дети школьного возраста.
Одна из причин тому – недостаточное внимание
к разработке теории игры школьников.
Ярчайший образец игровой позиции педагога
представляет нам деятельность А.М. Макаренко.
Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания
я считаю игру. В жизни детского коллектива
серьезная ответственная и деловая игра
должна занимать большое место. И вы, педагоги,
обязаны уметь играть» [8].
Сущность игры заключается в том, что в
ней важен не результат, а сам процесс, процесс
переживаний, связанных с игровыми действиями.
Хотя ситуации проигрываемые ребенком,
воображаемые, но чувства, переживаемые
им, реальны. В игре нет людей серьезнее,
чем маленькие дети. Играя, они не только
смеются, но и глубоко переживают, иногда
страдают.
Эта специфическая особенность игры несет
в себе большие воспитательные возможности,
так как, управляя содержанием игры, педагог
может программировать определенные положительные
чувства играющих детей. В игре совершенствуются
лишь действия, цели которых значимы для
индивида по их собственному внутреннему
содержанию. В этом основная особенность
игровой деятельности и в этом ее основное
очарование и лишь с очарованием высших
форм творчества сравнимая прелесть.
Таким образом, если игровые действия
по своему содержанию незначимы для ребенка,
то он может и не войти в игру, в игровое
состояние, а будет лишь
механически исполнять роль, не переживая
связанных с ней чувств. Нельзя человека
насильно включить в игру, помимо его воли,
как и в процессе творчества.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала
к себе внимание ученых. Большой вклад
в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова,
В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева,
О.И.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования
относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв.,
ценны, прежде всего, первозданностью
своих материалов, извлеченных из самих
глубин народной жизни, включали в себя
описания только тех игр, которые попали
в поле зрения наблюдателей.
В 30-е годы ХХ столетия предпринимаются
попытки создания антологий, которые ставили
перед собой задачу ознакомления читателей
со всей массой игр. Лучшей антологией
до сих пор остается книга « Игры народов
СССР » В.Н.Всеволодского-Гернгросса, В.С.Ковалевой
и Е.И.Степановой вышедшей в 1933 году. Вплоть
до 70-х годов был перерыв в изданиях такого
рода. И вот в 70-80 годы появились такие
труды как: « Игры народов СССР» составители
Л.В.Былеева, В.М.Григорьев – М., 1985; С.К.Якуб
«Вспомним забытые игры»,- М., 1988; Детские
подвижные игры народов СССР: Пособие
для воспитателей детского сада. Составитель
А.В.Кенеман - М., 1989 и многие другие.
Данные труды антологического характера
содержат фактический материал, благодаря
которому педагоги-воспитатели умело,
организовывали учебно-воспитательную
работу в детских учреждениях.
Через творчество и игрушки ребенок может
успешно освоить многие элементы и виды
человеческой деятельности. Ребенок, мало
играющий, теряет в своем развитии, так
как в игре «ребенок всегда выше своего
среднего возраста, выше своего обычного
повседневного поведения; он в игре как
бы на голову выше самого себя» [12].
Можно сказать, что игра – это метод познания
действительности. Он направляется внутренними
силами и позволяет ребенку в короткие
сроки овладеть первоначальными, но весьма
обширными основами человеческой культуры.
Возможно, игра прельщает ребенка своим
непостижимым многообразием ситуаций,
требующих от него активного проявления
индивидуальности, сообразительности,
находчивости, творчества. Советский писатель
Василий Белов в своей книге “Лад” высказал
мысль: “Каждый ребенок хочет играть,
то есть жить творчески».
При изучении развития детей, видно, что
в игре эффективнее, чем в других видах
деятельности, развиваются все психические
процессы. Обусловленные игрой изменения
в психике ребенка настолько существенны,
что в психологии ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд
на игру как на ведущую деятельность в
дошкольный период, а также не исчезающую
деятельность в младший школьный период.
А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются
новые, прогрессивные образования и возникает
мощный познавательный мотив, являющийся
основой возникновения стимула к учебе.
Л.С.Выготский, рассматривая роль игры
в психическом развитии ребенка, отмечал,
что в связи с переходом в школу игра не
только не исчезает, но наоборот, она пропитывает
собою всю деятельность ученика. “ В школьном
возрасте, - отмечал он - игра не умирает,
а проникает в отношении действительности.
Она имеет свое внутреннее продолжение
в школьном обучении и труде…”[2].
Вся детская деятельность синкретична,
то есть, в известной степени, слитна и
неразделима. Это единство возникает благодаря
воображаемой, условной ситуации, в которой
происходит процесс детского творчества.
В игре синтезируется познавательная,
трудовая и творческая активность ребенка.
Любое новое знание или умение, побуждает
его к действию с ним. Характер этого действия
– игровой, как наиболее близкий и понятный
для детей из их прежнего опыта.
Некоторые психологи считают, что детские
игры нельзя считать творческой деятельностью,
так как в них не создается ничего нового.
Это так, если подходить к детской игре
с теми же мерками, что и к деятельности
взрослого человека, тогда термин “творчество”
действительно неуместен. Но он оправдан,
если подойти к решению вопроса с точки
зрения развития ребенка.
Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного
возраста появление замысла, что означает
переход к творческой деятельности [3].
В раннем детстве ребенок идет от действия
к мысли, у дошкольника уже развивающаяся
способность идти от мысли к действию,
воплощать свои замыслы. Это проявляется
во всех видах деятельности, и, прежде
всего в игре. Появление замысла связано
с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается
тем, что ребенок не копирует жизнь, а,
подражая тому, что видит, комбинирует
свои представления. При этом он передает
свое отношение к изображаемому, свои
мысли и чувства. Это роднит игру с искусством,
но ребенок – не актер. Он играет для себя,
а не для зрителей, он не разучивает роль,
а создает ее по ходу игры. Когда ребенок
входит в образ, у него живо работает мысль,
углубляются чувства, он искренне переживает
изображаемые события.
О творческом характере детской игры говорят
многие деятели искусства. К.С.Станиславский
советовал актерам учиться у детей, игру
которых отличает «вера и правда». Известный
кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал: “Всякая
детская игра – это всегда мир иллюзий.
В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда
не теряет своего реального “я”. Скача
на лошади – стуле, ребенок не думает,
что стул под ним – это действительно
конь, или стол, на который он карабкается
как на гору, - гора. В своей игре он похож
на актера (недаром искусство актера называют
игрой)… Итак, детская игра может быть
названа игрой театральной, а иллюзия
детской игры – театральной иллюзией”
[7].
Но творчество не появляется само собой,
оно воспитывается, оно развивается в
результате длительной систематической
работы педагогов. Развитие игрового творчества
проявляется, прежде всего, в постепенном
обогащении содержания игры. От богатства
и характера содержания игры зависит развитие
замысла и средств изображения задуманного.
В игре постепенно развивается целенаправленность
действий. Если на четвертом году жизни
у детей часто преобладает интерес к действию,
из-за чего цель временами забывается,
а на пятом году жизни можно научить детей
обдуманно выбирать игру, ставить цель
и распределять роли, то у детей 5-7 лет
возникает интерес к различным событиям
жизни, к разным видам труда взрослых;
появляются любимые герои книг, которым
они стремятся подражать. И замыслы игр
становятся более стойкими, иногда на
длительное время завладевают воображением.
Появление длительной перспективы игры
говорит о новом, более высоком этапе развития
игрового творчества. Развитие игрового
творчества сказывается и в том, как в
содержании игры комбинируются различные
впечатления жизни.
Особый характер имеет замысел в играх
– драматизациях, которые помогают детям
глубже понять идею произведения, почувствовать
его художественную ценность, способствуют
развитию выразительности речи и движений.
У детей 6-7 лет игры – драматизации часто
становятся спектаклем, который показывается
для зрителей. В этих играх можно видеть,
как указывал Б.М.Теплов “переход от игры
к драматическому искусству, разумеется,
еще в зачаточной форме” [13,с.74].
Именно на этом этапе есть возможность
развивать игровое творчество под влиянием
воспитания и обучения, так как его развитие
зависит от приобретения знаний и умений,
от воспитания интересов. Педагог может
заменить индивидуальные особенности
ребенка, проявляющиеся в игре. При этом
наблюдается, что один и тот же ребенок
обнаруживает разный уровень игрового
творчества в зависимости от содержания
игры, выполняемой роли, от взаимоотношений
с товарищами.
Каждый вид игры выполняет свою
функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое
сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными
и обучающими играми недопустимо. В дошкольном
возрасте выделяются три класса игр:
Каждый из перечисленных классов
игр, в свою очередь, представлен
видами и подвидами. Так, в состав первого
класса входят: игра – экспериментирование
и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная,
сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная.
Этот класс игр представляется наиболее
продуктивным для развития интеллектуальной
инициативы, творчества ребенка, которые
проявляются в постановке себе и другим
играющим новых игровых задач; для возникновения
новых мотивов и видов деятельности. Именно
игры, возникающие по инициативе самих
детей, наиболее ярко представляют игру
как форму практического размышления
на материале знаний об окружающей действительности
значимых переживаний и впечатлений, связанных
с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная
игра является ведущей деятельностью
в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных
игр «питается» опытом других видов деятельности
ребенка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры обучающие
(дидактические, сюжетно-дидактические
и другие) и досуговые, к которым следует
отнести игры-забавы, игры-развлечения,
интеллектуальные. Все игры могут быть
и самостоятельными, но они никогда не
являются самодеятельными, так как за
самостоятельностью в них стоит выученность
правил, а не исходная инициатива ребенка
в постановке игровой задачи.
Воспитательное и развивающее значение
таких игр огромно. Они формируют культуру
игры; способствуют усвоению социальных
норм и правил; и, что особенно важно, являются,
наряду с другими видами деятельности,
основой самодеятельных игр, в которых
дети могут творчески использовать полученные
знания.
Дидактические игры – это разновидность
игр с правилами, специально создаваемых
педагогической школой в целях обучения
и воспитания детей. Дидактические игры
направлены на решение конкретных задач
в обучении детей, но в то же время в них
появляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности. Использование
дидактических игр как средство обучения
дошкольников определяется рядом причин:
Дидактическая игра имеет определенную
структуру, характеризующую игру как
форму обучения и игровую деятельность.
Выделяются следующие структурные
составляющие дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача определяется целью
обучения и воспитательного воздействия.
Она формируется педагогом и отображает
его обучающую деятельность. Так, например,
в ряде дидактических игр в соответствии
с программными задачами соответствующих
учебных предметов закрепляется умение
составить из букв слова, отрабатываются
навыки счета.
Игровая задача осуществляется детьми.
Дидактическая задача в дидактической
игре реализуется через игровую задачу.
Она определяет игровые действия, становится
задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней
игровые действия, тем интереснее для
детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые действия различны
по их направленности и по отношению к
играющим. Это, например, ролевые действия,
отгадывания загадок, пространственные
преобразования и т.д. Они связаны с игровым
замыслом и исходят из него. Игровые действия
являются средствами реализации игрового
замысла, но включают и действия, направленные
на выполнение дидактической задачи.
^ Правила игры. Их содержание и направленность
обусловлены общими задачами формирования
личности ребенка, познавательным содержанием,
игровыми задачами и игровыми действиями.
В дидактической игре правила являются
заданными. С помощью правил педагог управляет
игрой, процессами познавательной деятельности,
поведением детей. Правила влияют и на
решение дидактической задачи – незаметно
ограничивают действия детей, направляют
их внимание на выполнение конкретной
задачи учебного предмета.
^ Подведение итогов
– результат подводится сразу по окончании
игры. Это может быть подсчет очков; выявление
детей, которые лучше выполнили игровое
задание; определение команды – победительницы
и т.д. При этом необходимо отметить достижения
каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих
детей. При проведении
игр необходимо сохранить все структурные
элементы. Так как именно с их помощью
решаются дидактические задачи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом
определяются не учебной ситуацией, а
игрой. Дети и педагог – участники одной
игры. Нарушается это условие, и педагог
становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это
игра только для ребенка, а для взрослого
– это способ обучения. Цель дидактических
игр – облегчить переход к учебным задачам,
сделать его постепенным. Из сказанного
выше можно сформулировать основные функции
дидактических игр:
Информация о работе Игра как ведущий тип деятельности дошкольников