Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

проблемы вступления россии в болонский процесс.docx

— 748.08 Кб (Скачать)

    Вторая  ступень должна вести к получению  степени магистра и/ или степени  доктора (Ph.D), как это принято во многих европейских странах.

    С введением двухступенчатой системы возникает искусственное различие в параллельных программах. Поэтому в процессе адаптации повсеместно реализовывалась своеобразная эклектичная система со следующими особенностями:

  • одинаковая подготовка на первых четырех курсах и по специальности, и по направлению;
  • почти все выпускники-бакалавры поступают на пятый курс;
  • в магистратуру поступают как бакалавры, так и дипломированные специалисты (на второй курс), то есть выпускники формально того же уровня, что и магистры.

    Эта трехуровневая система оказалась  гибкой, так как сохраняет традиционные элементы (5 лет) и обеспечивает стыковку с европейской системой (бакалавры - магистры).

    Нельзя  допустить, чтобы переход на бакалавриат означал высшее образование для бедных в три года. Россия не должна отказываться от принципа фундаментальности нашего образования, который выгодно отличает нашу систему образования. В этом смысле многое зависит от учебного плана. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наше фундаментальное образование, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, рассмотреть возможности интенсификации и оптимизации учебного процесса.

    Введение  трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше, на магистра, российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение.

    Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное, - сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра.

    Сопоставимость  учебных планов позволяет студентам выбирать программы в разных вузах, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 - семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, кафедр, ведущих подготовку. Информация должна включать также полный план по данному уровню подготовки и сведения об административных процедурах для регистрации на программу.

    Достижению  большей совместимости и сравнимости  систем высшего образования способствует и принятие системы понятных и сопоставимых степеней. В настоящее время существуют значительные расхождения в системах научных степеней. В Европе их три, в России четыре: бакалавр, магистр, кандидат и доктор.

    Несмотря  на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

    Если  говорить о развитии российской системы  высшего образования в контексте  Болоньи, можно выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для России:

1. Благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования.

2. В России действительно достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если российская система образования подтвердит свой статус конкурентоспособной, способной быть открытой для программ обучения зарубежных студентов и преподавателей, то ее выгода и влияние на международное образование будет расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы в сфере образования.

3. В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт.

4. В русле ожидаемого роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов. 5. Болонский процесс поможет российской педагогической общественности по-новому определить роль и место министерства образования в системе высшего образования, перенять опыт европейских вузов, которые взаимодействуют со своими министерствами образования, сохраняя вузовскую автономию и соблюдая разумную подотчётность государственным структурам.

6. Естественным образом продолжит эволюционировать содержание высшего образования. В едином европейском пространстве высшего образования появится возможность определить общие для европейских стран, в том числе и для России, требования к квалификациям, создать общеевропейские предметные объединения вузов (сети вузов по направлениям подготовки), адаптировать учебные планы к требованиям современного общества.

7. По мнению авторов Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

8. Престижность высшего образования в стране будет расти, в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности – у молодёжи появится дополнительный стимул для обучения в вузе.

9. Заметно увеличатся масштабы, и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками.

10.  Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры - значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года [Текст] // Вестн. Рос. филос. о-ва. –2005. – № 1 (33). – С. 74-77.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393)
  3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании // www.school.edu.ru
  4. О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией: приказ М-ва образования и науки от 25.04.2005 № 126 //Офиц. док. в образовании. – 2005. - № 17. – С. 67-72.
  5. О внесении изменений в перечни головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией, утвержденный приказом Минобрнауки России от 25.04. 2005 № 126: приказ М-ва образования и науки РФ от25.11.2005 № 291 // Офиц. док. в образовании. – 2006. - № 2. – С. 92-93.
  6. О плане-графике Рособразования по выполнению Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 15февраля 2005 г. № 40 : приказ Федерального агенства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2005 г. № 618 // Вестн.образования России. – 2005. - № 15. – С.34-38; Офиц. док. в образовании. –2005. - № 23. – С. 87-90.
  7. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: приказ М-ва образования и науки РФ от 15 февр. 2005 г. № 40 // Офиц. док. В образовании. – 2005. - № 13. – С.83-90.
  8. Общеевропейское пространство образования – достижение целей : коммюнике конференции европейских министров образования (Берген, 19-20мая 2005 г.) // Офиц.док. в образовании. – 2005. - № 21. – С. 15-22.
  9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) Федеральный закон № 232-ФЗ от 24 .10.2007
  10. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 3 апреля 2001 года // http://president.kremlin.ru
  11. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 27 мая 2004 года //  "РГ" - Федеральный выпуск №3486 от 27 мая 2004 г.

Публикации и  источники:

  1. Байденко, В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И. Байденко // Высш. образование сегодня. – 2004. – № 2. – С.14-19.
  2. Байденко, В. И. Болонский процесс: курс лекций / В.И.Байденко. – М.: Логос, 2004. – 208 с.
  3. Байденко, В. И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора / В. И. Байденко // Высш. образование сегодня. – 2003. – № 1. –С. 2-7.
  4. Байденко, В.И. Россия в Болонском процессе : проблемы, задачи, перспективы / В. И. Байденко, Н. А. Гришанова, В. Ф. Пугач // Высш.образование сегодня. – 2005. - № 5. –С. 16-21.
  5. Беляев, В. Болонский процесс – попытка конкуренции/ В. Беляев, Г. Жабрев // Высш. образование в России. – 2006. - № 4. – С.33-41.
  6. Бирюков, А. В. Две модели интеграции: реформа образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Болонский процесс / А. В.Бирюков // Высш. образование сегодня. – 2004. – № 12. – С. 46-51.
  7. Болонский процесс : в вопросах и ответах / В.Б.Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. В. Цыб; С.-Петербург. гос . ун - т .– СПб .: Изд - во СпбГУ , 2004. – 108 с . – (Alma mater studiorum).
  8. Болонский процесс и его значение для России: интеграция высшего образования в Европе / ред. К. Пурсиайнов, С. А. Медведева.– М.: РЕЦЭПТ, 2005. – 360 с.
  9. Верховкина, М. Е. Проблемы интеграции российского высшего образования в единое европейское образовательное пространство (на примере вузов Санкт-Петербурга) / М.Е. Верховкина // Качество. Инновации. Образование. –2006. - № 4. – С. 2-5.
  10. Галаган, А. И. Интегрируется ли Россия в Европейскую зону высшего образования : проблемы и перспективы Болонского процесса / А. И.Галаган, О. Д. Прянишникова // Соц. -гуманитар. знания. – 2004. – № 4. – С.219-238.
  11. Галаган, А. И. Проблемы присоединения к Генеральному соглашению ВТО по торговле услугами (ГАТС) в сфере образования: анализ мировых тенденций / А. И. Галаган // Соц. -гуманитар. знания . - 2004. - N2. - С.235-260.
  12. Галактионов, В. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций / В.Галактионов // Высш. образование в России. – 2004. – № 2. - С. 28-40.
  13. Геворкян, Е. Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации / Е. Н.Геворкян, Г. Н. Мотова // Вопр. образования. – 2004. – № 4. – С.150-165.
  14. Гребнев, Л. Академическая и профессиональная квалификация: (Болонский процесс и российское законодательство) / Л. Гребнев// Высш. образование в России. – 2006. – № 6.- С. 6-15.
  15. Гребнев, Л. «Анти-Болонья»: позиция или поза? /Л. Гребнев // Высш. образование в России. – 2005. - № 9. – С. 8-14.
  16. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы / М. Гитман, В. Столбов, Е. Гитман // Высш. образование в России. – 2006. - № 10. – С. 16-22.
  17. Ершова, И. В. Глобализация и высшее образование в контексте Болонского процесса / И.В. Ершова // Вестн. Помор. ун-та. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». – 2006. - № 3. – С. 41-44.
  18. Есенькин, Б.С. Болонский процесс – стандартизация или свободный полет / Б. С. Есенькин, Ю. Ф. Майсурадзе // Высш. Образование сегодня. – 2005. - № 5. – С.22 – 24.
  19. Запесоцкий, А. Ставка – будущее России. Азартнаяигра – Болонский процесс / А. Запесоцкий // Высш. образование в России. – 2005.- № 9. – С. 3-8.
  20. Иванова, В.И. Болонский процесс и российское высшее образование / В.И. Иванова // Педагогика. – 2006. – № 1. - С. 97-105.
  21. Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия //Интеграция науки и высшего образования  2005 — №3 с.-71
  22. Ларионова, М.В. Интеграционные процессы в образовании: Европейский опыт. Ст. 1 / М. В. Ларионова // Высш. образование сегодня. –2006. - № 2. – С. 46-52.
  23. Ларионова, М.В. Развитие интеграционных процессов в образовании: анализ европейского опыта. Ст. 2 / М. В. Ларионова // Высш. образование сегодня. – 2006. - № 3. – С. 44-49.
  24. Лукичев, Г. А. Развитие образования вгосударствах-участниках Болонского процесса / Г. А. Лукичев // Высш. образование сегодня. – 2003. – № 8. – С. 34-38.
  25. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 352 с.
  26. Перегудова Ю.М. Проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса. Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.128-132
  27. Садовничий, В. А. «Оболонят» ли Россию? : европейские стандарты могут снизить уровень российского образования : [интервью с ректором МГУ] / В.А. Садовничий; вела Л. Волкова // Вуз. вести. – 2003. – № 19.– С. 3.
  28. Бобков В.Н., Субетто А.И. Кризис образования и науки в России – главный тормоз в ее переходе на стратегию инновационного развития.-Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,2010.-40с.
  29. Болонский процесс и качество образования. Итоговые материалы семинаров и конференций, выступления, статьи: Учебно-методическое пособие.-Н.Новгород: Изд-ва ННГУ,2005.-108с.
  30. Макарова М.Н., Соломенников В.С. Интеграция в Болонский процесс как стратегия модернизации высшего образования ( по результатам социологического исследования в Удмурдском государственном университете). Ижевск,2009. 58с.
  31. Модернизация российского образования: выводы нового десятилетия/ под ред. А.А. Климова.- М.: Издательство «Дело» РАНХ,2010.-104с. (сер.»Экономическая политика: между кризисом и модернизацией»)

Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения