Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

проблемы вступления россии в болонский процесс.docx

— 748.08 Кб (Скачать)
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

     На  тему «Проблемы вступления России в Болонский  процесс и пути их решения» 
 
 
 
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5

1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5

1.2. Противоречивость Болонского процесса 15

1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23

2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42

2.1. Концепция модернизации образования в России 42

2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕНИЯ 84 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В условиях всемирной глобализации, стремительного расширения информационного пространства и насущной потребности в развитии инновационных технологий в современном  мире особую актуальность приобретают  вопросы усиления научного потенциала и подготовки высококвалифицированных  специалистов. В этой связи одной  из важнейших задач современного развития общества становится поддержка  образования и науки, от которых  зависит экономическая, политическая и культурная стабильность любой  развитой страны, ее авторитет на мировой  арене.

     В XXI веке высшее образование выступает  в качестве основополагающего компонента устойчивого развития человеческого  сообщества, в котором важнейшее  место отводится университетскому образованию, главной задачей которого является формирование универсальной  образовательной модели, основанной на приоритетах гуманитаризации знания.

     Образование и наука на настоящем этапе  являются не только культурным, но и  одним из решающих факторов политического  и экономического развития, а также  эффективным способом международного общения. Особенно важно учитывать  это на данном этапе, когда обмен  информацией, высококвалифицированными специалистами, перспективными научными исследованиями становятся обязательным условием экономического успеха многих стран мира. Особый интерес к вопросам образования в последнее время  обусловлен еще и тем, что сейчас многие образовательные системы  переживают период серьезных реформ, от которых напрямую зависит будущее  современного гуманитарного прогресса. В Российской Федерации в данный момент проходит реформа всех ступеней образования, которая  воспринимается обществом неоднозначно. Особенно неоднозначно воспринимается реформа высшей школы и реализация принципов Болонского процесса, которая направлена на решение основных проблем современного высшего образования и европейской образовательной интеграции.

     Проблемы  вступления России в Болонский процесс – объект нашего исследования.

     Целью данной работы является формирование максимально полного представления  о современных тенденциях в области  высшего образования, в результате  вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:

  1. Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
  2. Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
  3. Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
  4. Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс  вхождения России в Болонский процесс;
  5. Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.

 

1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США

 

     «Болонским» называют процесс создания единого  европейского пространства высшего  образования. Он является ярким проявлением  интеграционных тенденций, которые  интенсивно развиваются в этой части  света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое  пространство, открылись границы, введена  единая валюта, формируется общеевропейский  рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной  рабочей силы.

     В истории Болонского процесса можно  выделить три этапа:

  1. предыстория: от Великой Хартии Университетов (1988 г.) до Болонской декларации;
  2. начало: Болонская декларация (1999 г.);
  3. развитие: после Болонской декларации.

     Идеи  создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования  исходят от старейшего в Италии и  во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов  – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов.

     Постепенно  процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься  с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского университета, также во время празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная ими Сорбонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

     Официальной датой Болонского процесса принято  считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона европейского высшего образования" или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагалось, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

     Обязательства участников Страны присоединяются к  Болонской Декларации на добровольной основе.

     Подписав  Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.

     Некоторые обязательства ограничены сроками:

  • С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
  • До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

    Рисунок №1

     

 
 
 

     В тексте Болонской декларации сформулированы шесть основных целей интеграционного процесса:

     1. Принятие системы легко понимаемых  и сопоставимых степеней, в том  числе, через внедрение общеевропейского  Приложения к диплому, для обеспечения  возможности трудоустройства европейских  граждан и повышения международной  конкурентоспособности европейской  системы высшего образования. 

     2. Принятие системы, основанной  на двух основных циклах - достепенного (udergraduate) и послестепенного (graduate). Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

     3. Внедрение системы кредитов по  типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни (lifelong learning – LLL), если они признаются принимающими заинтересованными университетами. 

     4. Содействие мобильности путем  преодоления препятствий эффективному  осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: 

  • учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; 
  • преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание, и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом. 

     5. Содействие европейскому сотрудничеству  в обеспечении качества образования  с целью разработки сопоставимых  критериев и методологий. 

     6. Содействие необходимым европейским  воззрениям в высшем образовании,  особенно относительно развития  учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. [№1; стр. .76] 

    Рисунок № 2

     

 
 
 

     Из  сказанного ясно, что моделью для  будущей гармонизированной европейской  послужила типичная для Великобритании и США двухуровневая система  высшего образования (бакалавриат – магистратура), в разных вариантах применяющаяся в большинстве европейских, и не только европейских, стран. Для выбора двухуровневой системы имеются очень веские основания. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет). Бакалавр (от лат. baccalarius — «молодой человек», в свою очередь от лат. bacca lauri — плод лавра) — академическая степень или квалификация, степень «бакалавр» — это законченное базовое высшее образование. Диплом «бакалавра» дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями.

     Диплом  «бакалавра» дает также право  продолжить обучение в магистратуре.

     Техникумы, училища и средние школы не имеют права выдавать диплом со степенью «бакалавр». Диплом «бакалавра» является законченным базовым высшим образованием, и выдавать диплом «бакалавра» имеют право только ВУЗ III—IV уровня аккредитации.

     Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более  узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и или преподавательскую работу.

     Магистр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — начальная учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).

     Степень «магистра» предусматривает более  глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к  научно-исследовательской и педагогической деятельности по выбранному направлению. (Таблица №1) Диплом степени «магистр» как и диплом «бакалавра» признаётся во всех странах мира без подтверждения, даёт возможность перевода из вуза в вуз, а также признаётся зарубежными работодателями. В связи с правилами участия в Болонском процессе, квалификационная степень – специалист, в ближайшие годы прекратит своё существование, останутся научные степени: бакалавр, магистр и доктор философии.

Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения