Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

проблемы вступления россии в болонский процесс.docx

— 748.08 Кб (Скачать)

     А через несколько недель на открытии научно-технологического симпозиума в США (Стэнфорд, Калифорния) министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил: «Качество образования в России падает, и мы теряем конкурентоспособность, но признание этого позволит изменить ситуацию к лучшему». [№34, стр.45]

    Эта  фраза вызвала лавину упреков  в том, что Министерство образования  и науки старается «откачать»  из России остаток способной,  инициативной и творческой молодежи, лоббируя интересы западных государств  и транснациональных корпораций.

   На  заседании Совета по науке, технологиям  и образованию 25 октября того же года Владимир Путин тоже упомянул о важности интеграции российского  образования в европейскую и  международную системы в целом, отметил работу, идущую в рамках Болонского процесса, и поставил локальную задачу активнее заняться продвижением отечественных образовательных услуг и технологий на рынки других стран, и, конечно, прежде всего, имею в виду страны Содружества Независимых Государств, которые исторически связаны схожими традициями в образовании и науке; ведь Россия с традиционным одноступенчатым пятилетним циклом может рассчитывать только на постсоветские государства, для которых эта модель понятна.

   Как и  в других сферах социальной жизни, глобализация и модернизация бросают вызов  российской системе образования. Неопределённость и противоречивость процессов реформирования российской системы образования во многом определяются нерешённостью вопросов о путях модернизации страны и общественного выбора.

   Сложившаяся бюрократическая система управления образованием поглощает и без  того скудные ресурсы, выделяемые на образование граждан страны. Из 45,3 млрд. рублей, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, 18,6 млрд. рублей ушло на повышение "эффективности" управления в системе образования, ещё 3,6 млрд. руб. - на "совершенствование экономических механизмов", 5,2 млрд. рублей - на развитие системы "обеспечения" качества образования. То есть 27,4 млрд. рублей, или более 60 % средств программы ушло на финансирование управленцев.

   Содержание, темпы изменения знаний быстро меняются и нарастают, что делает труд преподавателей более сложным и напряженным, а значит, требуется более высокая  его оплата. В России высшее образование  финансируется в лучшем случае на 40% от достаточно скромных запросов. Зарплата профессора государственного вуза ниже средней по стране.

   Вместе  со снижением зарплаты увеличивались  педагогические нагрузки. Сегодня вузовский  преподаватель вынужден работать в  аудиториях в 3-4 раза больше зарубежного  коллеги и в 1,5-2 раза больше, чем  в 80-90-е гг. Уровень же его зарплаты в 10-30 раз меньше, чем у первых, и в несколько раз меньше, чем 15 лет назад. Преподаватели вынуждены  теперь работать одновременно в нескольких вузах. Такая зарплата снизила, и  продолжает снижать, педагогическую мотивацию  к высокоэффективному труду.

   В этих условиях большое число учёных и  педагогов уехали, и продолжают уезжать  работать в другие страны. Профессиональная эмиграция, т.е. отъезд наиболее профессиональных, творческих личностей, составляла от 100 тыс. человек в 90-ые годы, до 60 тыс. в  последние годы. Государственная  собственность в результате приватизации в значительной степени стала принадлежать зарубежным гражданам. Продолжительность образования в России неуклонно сокращалась и, вероятно, будет сокращаться в соответствии с реальной политикой Министерства образования и науки. По словам лидера КПРФ Г.А. Зюганова, в США трудятся 17 тысяч докторов наук, выходцев из нашей страны. Здесь у них здесь нет достойной работы и оплаты. Посчитано, что Россия  теряет от 50 до 60 млрд. долларов из-за того, что наши ученые уезжают за границу.

   Практике  отъезда наиболее образованных граждан  России за рубеж можно было бы положить конец, привлекательными для учёных, разумными методами, но реально значимых шагов в данном направлении нет.

         В ещё большей мере проявляется  неэффективность в использовании  того научного потенциала (человеческого  капитала), который уже накоплен в стране. По уровню экономического развития Россию авторы относят к  группе стран третьего эшелона (ВВП  на душу населения менее 20 тыс. долларов), куда входят страны Латинской Америки  и Тихоокеанского региона. С другой стороны, доля лиц с высшим и поствысшим образованием составляет 20,6% населения, что сопоставимо с аналогичными показателями в странах первого эшелона (ВВП на душу населения более 25 тыс. долларов).

   Вопрос  присоединения России к европейским  интеграционным процессам носит  комплексный характер. В условиях рыночных отношений эффективность  деятельности учебных заведений  в системе профессионального  образования определяется не только степенью востребованности выпускников разных уровней квалификации на рынке труда, но и знанием молодёжи реальной ситуации на рынке труда, умением искать работу и успешно представлять себя работодателю.

   Критерии  качества высшего профессионального  образования целесообразно рассматривать  в теоретическом и практическом аспектах. В идеале оба аспекта должны быть двумя сторонами единого действия. В теоретическом плане критерии качества деятельности вуза выглядят как «стыковочный узел» Госстандарта; личной удовлетворенности выпускника; конъюнктурных требований внутреннего потребителя и разноуровневых требований международного рынка труда. Совместить различные подходы можно только в форме весьма эластичной и условно конкретной модели «специалиста». Качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего   образования.

   Совместимость с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в  программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и  навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с  учетом перспективы обучения в течение  всей жизни будет достигнута лучше  через ценности, присущие качественному  образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много  возможностей вхождения "в" и выхода "из" них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

     За  последние годы удалось серьезно улучшить ресурсное обеспечение  высшего образования. Финансирование только из средств федерального бюджета  выросло почти в два раза: с 71,8 млрд. рублей в 2004 году до 161,7 млрд. в 2006−м. При этом за счет других источников, главным образом средств семей, в высшую школу приходят вполне сопоставимые средства. Это означает, что кризис серьезного недофинансирования системы высшего образования преодолевается, хотя до паритета с ведущими образовательными сверхдержавами еще далеко. 
Впервые за последние двадцать лет удалось запустить в федеральном масштабе программу поддержки ведущих вузов страны. Инвестиции в размере 37 млрд. рублей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получили 57 вузов, и в ряде случаев эти инвестиции сопоставимы с их годовым бюджетом.

     Ситуация  России характеризуется особыми  тенденциями. Демографические процессы оказывают серьезное влияние  на ситуацию в российском образовании  на всех его уровнях. Демографический  спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: число  учеников уменьшилось за десять лет  с 22 до 14 млн.

     Характерным для российского высшего образования  является значительный возраст профессорско-преподавательского состава и менеджеров вузов: 38,6% работающих старше 65 лет. За последние годы оживился приток молодежи в вузы, но темпы  естественного старения пока выше динамики обновления профессорско-преподавательских  кадров. При этом, как ни парадоксально, рост бюджетной обеспеченности не способствует обновлению кадров в образовании: чем  лучше идут дела, тем меньше находится  желающих освобождать свои места.

     Таблица №9

Критическая оценка реализации Болонского процесса в Российской Федерации 2003-2011г.г.

Проблемы  вхождения России в Болонский  процесс Причины возникновения  проблем Пути решения
Отсутствие  фундаментальности образования Сокращение  срока обучения на бакалавра обеспечить  собственным государственным образовательным стандартом,  учебным планом и итоговой аттестацией.
Невостребованность бакалавров на рынке труда Работодатели  не воспринимают такую квалификацию Информированность об уровне подготовленности бакалавра
Внедрение системы кредитов для учета объема учебной нагрузки студентов и преподавателей по типу ECTS Учет времени  в академических часах и перевод  академических часов в условные еденицы – «кредиты» Введение модифицированной схемы – расчета учебного времени  и педагогической нагрузки и штатов ППС
Создание  института  тьюторов – консультантов по академическим причинам С мена «линейной» российской системы обучения на «асинхронную» зарубежную Контроля за выполнением индивидуального учебного плана предусматривается текущая аттестация, осуществляемая в различных формах
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Болонский процесс – это движение, целью  которого является создание единого  образовательного пространства. Формирование общеевропейской системы высшего  образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных  принципов функционирования высшего  образования. Предложения, рассматриваемые  в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему: 

    1. введение двухуровневого обучения; 
    2. введение кредитной системы;
    3. контроль качества образования;
    4. расширение мобильности;
    5. обеспечение трудоустройства выпускников;
    6. обеспечение привлекательности европейской системы образования.

    Во  всех развитых странах наблюдаются  сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений  в России объективно совпадает с  рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский  процесс, во многом характерны и для  России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия  для любой национальной образовательной  системы. В связи с этим следует  объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать  российское высшее образование более  конкурентоспособным. Необходимо развивать  международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

    Высшее  образование в России обладает одной  принципиальной особенностью, какой  нет ни в Европе, ни в Америке  – это сосредоточение элитных  вузов в Москве, Петербурге и в  ряде академических центров. Это  создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.

    В связи с новыми экономическими условиями  в России прекратилось приоритетное финансирование вузов.

    Участие в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования, к тому, чтобы сделать более  динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, и систему  высшего образования.

    Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход  на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает:

  • первую ступень - бакалавр (не менее трех лет);
  • вторую ступень - магистр (два года).

    Первая  ступень заключается в том, что  обучение должно быть продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первой ступени, должна быть востребованной на европейском рынке труда как  квалификация соответствующего уровня.

Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения