Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа
Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
А через несколько недель на открытии научно-технологического симпозиума в США (Стэнфорд, Калифорния) министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил: «Качество образования в России падает, и мы теряем конкурентоспособность, но признание этого позволит изменить ситуацию к лучшему». [№34, стр.45]
Эта
фраза вызвала лавину упреков
в том, что Министерство
На заседании Совета по науке, технологиям и образованию 25 октября того же года Владимир Путин тоже упомянул о важности интеграции российского образования в европейскую и международную системы в целом, отметил работу, идущую в рамках Болонского процесса, и поставил локальную задачу активнее заняться продвижением отечественных образовательных услуг и технологий на рынки других стран, и, конечно, прежде всего, имею в виду страны Содружества Независимых Государств, которые исторически связаны схожими традициями в образовании и науке; ведь Россия с традиционным одноступенчатым пятилетним циклом может рассчитывать только на постсоветские государства, для которых эта модель понятна.
Как и в других сферах социальной жизни, глобализация и модернизация бросают вызов российской системе образования. Неопределённость и противоречивость процессов реформирования российской системы образования во многом определяются нерешённостью вопросов о путях модернизации страны и общественного выбора.
Сложившаяся
бюрократическая система
Содержание, темпы изменения знаний быстро меняются и нарастают, что делает труд преподавателей более сложным и напряженным, а значит, требуется более высокая его оплата. В России высшее образование финансируется в лучшем случае на 40% от достаточно скромных запросов. Зарплата профессора государственного вуза ниже средней по стране.
Вместе со снижением зарплаты увеличивались педагогические нагрузки. Сегодня вузовский преподаватель вынужден работать в аудиториях в 3-4 раза больше зарубежного коллеги и в 1,5-2 раза больше, чем в 80-90-е гг. Уровень же его зарплаты в 10-30 раз меньше, чем у первых, и в несколько раз меньше, чем 15 лет назад. Преподаватели вынуждены теперь работать одновременно в нескольких вузах. Такая зарплата снизила, и продолжает снижать, педагогическую мотивацию к высокоэффективному труду.
В этих условиях большое число учёных и педагогов уехали, и продолжают уезжать работать в другие страны. Профессиональная эмиграция, т.е. отъезд наиболее профессиональных, творческих личностей, составляла от 100 тыс. человек в 90-ые годы, до 60 тыс. в последние годы. Государственная собственность в результате приватизации в значительной степени стала принадлежать зарубежным гражданам. Продолжительность образования в России неуклонно сокращалась и, вероятно, будет сокращаться в соответствии с реальной политикой Министерства образования и науки. По словам лидера КПРФ Г.А. Зюганова, в США трудятся 17 тысяч докторов наук, выходцев из нашей страны. Здесь у них здесь нет достойной работы и оплаты. Посчитано, что Россия теряет от 50 до 60 млрд. долларов из-за того, что наши ученые уезжают за границу.
Практике отъезда наиболее образованных граждан России за рубеж можно было бы положить конец, привлекательными для учёных, разумными методами, но реально значимых шагов в данном направлении нет.
В
ещё большей мере проявляется
неэффективность в
Вопрос присоединения России к европейским интеграционным процессам носит комплексный характер. В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе профессионального образования определяется не только степенью востребованности выпускников разных уровней квалификации на рынке труда, но и знанием молодёжи реальной ситуации на рынке труда, умением искать работу и успешно представлять себя работодателю.
Критерии
качества высшего профессионального
образования целесообразно
Совместимость с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения "в" и выхода "из" них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.
За
последние годы удалось серьезно
улучшить ресурсное обеспечение
высшего образования. Финансирование
только из средств федерального бюджета
выросло почти в два раза: с
71,8 млрд. рублей в 2004 году до 161,7 млрд. в
2006−м. При этом за счет других источников,
главным образом средств семей, в высшую
школу приходят вполне сопоставимые средства.
Это означает, что кризис серьезного недофинансирования
системы высшего образования преодолевается,
хотя до паритета с ведущими образовательными
сверхдержавами еще далеко.
Впервые за последние двадцать лет удалось
запустить в федеральном масштабе программу
поддержки ведущих вузов страны. Инвестиции
в размере 37 млрд. рублей в рамках приоритетного
национального проекта «Образование»
получили 57 вузов, и в ряде случаев эти
инвестиции сопоставимы с их годовым бюджетом.
Ситуация России характеризуется особыми тенденциями. Демографические процессы оказывают серьезное влияние на ситуацию в российском образовании на всех его уровнях. Демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: число учеников уменьшилось за десять лет с 22 до 14 млн.
Характерным
для российского высшего
Таблица №9
Критическая оценка реализации Болонского процесса в Российской Федерации 2003-2011г.г.
Проблемы вхождения России в Болонский процесс | Причины возникновения проблем | Пути решения |
Отсутствие фундаментальности образования | Сокращение срока обучения на бакалавра | обеспечить собственным государственным образовательным стандартом, учебным планом и итоговой аттестацией. |
Невостребованность бакалавров на рынке труда | Работодатели не воспринимают такую квалификацию | Информированность об уровне подготовленности бакалавра |
Внедрение системы кредитов для учета объема учебной нагрузки студентов и преподавателей по типу ECTS | Учет времени
в академических часах и |
Введение модифицированной схемы – расчета учебного времени и педагогической нагрузки и штатов ППС |
Создание института тьюторов – консультантов по академическим причинам | С мена «линейной» российской системы обучения на «асинхронную» зарубежную | Контроля за выполнением индивидуального учебного плана предусматривается текущая аттестация, осуществляемая в различных формах |
Болонский
процесс – это движение, целью
которого является создание единого
образовательного пространства. Формирование
общеевропейской системы
Во
всех развитых странах наблюдаются
сходные тенденции в высшем образовании,
поэтому часть назревших
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке – это сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.
В связи с новыми экономическими условиями в России прекратилось приоритетное финансирование вузов.
Участие в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования, к тому, чтобы сделать более динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, и систему высшего образования.
Среди
задач Болонского процесса основной
для России считается переход
на двухуровневую систему. Введение
двухуровневой системы
Первая ступень заключается в том, что обучение должно быть продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первой ступени, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня.
Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения