Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа
Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
3.
Опыт взаимного признания
4.
Академическая мобильность,
Непосредственные
участники образовательного процесса
– студенты и профессорско-
Таблица №7
Перспективы
подписания Болонской
Мнения преподавателей | Мнения студенческой молодежи |
Преимущества принятия Болонской конвенции | |
1.расширение
возможностей мобильности |
1. котировка российских дипломов за рубежом (рис.№6) |
2.возможность
продолжения обучения за |
2. возможность
беспрепятственного |
3. приток
иностранных студентов в | |
4. интеграция России в мировую систему ценностей | |
Отрицательные последствия принятия Болонской конвенции | |
1.
преподаватели не могут в |
1.разрушение
основ фундаментального |
2.
в течение процесса адаптации,
который по разным оценкам
проходит от 5 до 10 лет, несколько
поколений выпускников будут
получать «неполноценные» |
2. возникновение
неопределенности среди |
3.
вступление в силу в полной
мере Болонского соглашения |
3. потеря
уникальности подготовки |
4.
несоответствие новых |
4. снижение уровня знаний выпускника – бакалавра до уровня знаний выпускника ПТУ |
5.
сокращение программы обучения
ведет к понижению качества
получаемых знаний вследствие
уменьшения объема учебного |
5. неспособность
российской системы |
Высшее образование является непреходящей ценностью, и ценится именно качественное образование, знания, навыки, полученные в процессе обучения. Несмотря на тот факт, что наше образование по некоторым параметрам отстает от мировых стандартов, все же большинство респондентов высказали опасения по поводу перехода отечественного образования на новую модель.
Рисунок № 6
Проведенное социологическое исследование
показало, что будущее системы
образования не является настолько
радужным в видении непосредственных
участников образовательного процесса,
как это описывается в
Рисунок №7
С
тех пор, как Россия присоединилась
к Болонскому процессу, не утихают
споры среди преподавателей, студентов,
организаторов науки и
Из выше сказанного видятся следующие проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса:
1.
Ломка традиций, одним из аспектов
которого является
2.
Еще одна проблема это
3.
Использование системы
4.
Одной из видимых перспектив
является смена «линейной» (последовательной)
системы обучения, которая практикуется
в российских вузах, «
5.
Также важной проблемой
Таблица №8
Для обеспечения хода реализации Болонского процесса в системе российского высшего образования необходимо проведение следующих первоочередных мероприятий:
Рисунок № 8
Безусловно, достижение положительных результатов от участия России в Болонском процессе возможно только при реализации специальных программ, с целью сокращения оттока талантливой молодежи и ведущих специалистов и создания благоприятных условий, повышения мобильности, прежде всего внутри страны. У России есть возможность занять влиятельное положение на рынке образовательных услуг, при условии создания благоприятных условий для привлечения иностранных студентов из стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, а также многих стран Европы и других континентов.
До вступления России в Болонский процесс в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 году было заявлено: «Одной из… сфер, где следует расширять действие экономических механизмов, является образование… Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования во многих случаях стало нормой жизни. Однако этот рынок остается непрозрачным. Это нелегальный рынок… Мы должны четко разграничивать сферу бесплатного образования, сделав доступ к нему справедливым и гарантированным, и платного, дав ему адекватную правовую основу». [№ 10, стр.8]
Рисунок № 9
Уже после
подписания Болонской конвенции, в
2004 году, акценты сместились. Образованию
был посвящен целый раздел Послания:
«…российское образование – по
своей фундаментальности –
Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом полагаю также возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок. Либо – вернуть деньги, затраченные государством на его обучение». [№ 11, стр.4]
Не
осталась незамеченной и связь уровня
образования с уровнем доходов:
«Одна из самых серьезных проблем
– это недоступность
Приоритетной
для страны задачей была объявлена
дальнейшая интеграция образования
и научной деятельности и развитие
вузовской науки и крупных
научно-образовательных
О конкуренции
российского образования в 2005 году
были высказаны самые противоречивые
мнения. Ректор МГУ Виктор Садовничий
в интервью журналу «Итоги» заявлял
в январе: «Прежде чем затевать
масштабную перестройку, предлагаю
провести несложный эксперимент, сравнив
уровень подготовки студентов из
ведущих западных вузов и выпускников
физфака, биофака, химфака, любого другого
факультета МГУ. Готов биться об заклад:
компетентность наших молодых специалистов
окажется выше. Вот вам и весь
ответ. У нас есть традиции, методики,
база, на их основе и нужно внедрять
новое, для чего совсем не обязательно
разрушать старое!.. Давайте сядем
и сверстаем программу
Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения