Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

проблемы вступления россии в болонский процесс.docx

— 748.08 Кб (Скачать)

     3. Опыт взаимного признания профессиональной  квалификации и академической  мобильности в российских и  европейских университетах, особенности  образовательных стандартов и  системы зачетных единиц. Процесс  интеграции российского образования  в мировое образовательное пространство  содействует поддержанию высокого  статуса отечественного образования  и науки, повышения конкурентоспособности  и соответствия современным мировым  стандартам. При разработке государственных  образовательных стандартов высшего  профессионального образования  нового поколения необходимо  учитывать положительный опыт  по выработке государственных  требований к качеству специалистов  в европейских вузах.

     4. Академическая мобильность, как  одно из важнейших условий  реализации прав личности на  качественное образование. Академическая  мобильность открывает новые  возможности не только для  студентов, получающих доступ  к программам ведущих европейских  вузов, преподавателей и научных  кадров, на проведение исследований, преподавание и стажировку, но  и также важное значение для формирования европейского рынка труда. Большим шагом в данном направлении является реализация программ взаимообмена и стажировок.

     Непосредственные  участники образовательного процесса – студенты и профессорско-преподавательский  состав – дают явную отрицательную  оценку реформе образования (подписания Болонского соглашения). Это видно на следующей таблице (табл.№7), отражающей видение респондентами преимуществ и недостатков принятия положений этой декларации.

Таблица №7

  Перспективы  подписания Болонской конвенции.

Мнения  преподавателей Мнения  студенческой молодежи
Преимущества  принятия Болонской конвенции
1.расширение  возможностей мобильности студентов  и преподавателей 1. котировка  российских дипломов за рубежом (рис.№6)
2.возможность  продолжения обучения за рубежом 2. возможность  беспрепятственного трудоустройства  за границей
  3. приток  иностранных студентов в российские  ВУЗы, что обеспечит обмен культурными  ценностями, опытом и знаниями (рис.№6,7)
4. интеграция России в мировую  систему ценностей
Отрицательные последствия принятия Болонской конвенции
1. преподаватели не могут в короткий  промежуток времени адаптировать  свою программу для разных  уровней (бакалавр, магистр). Соответственно  и к будущим бакалаврам, и к  дипломированным специалистам, и  к магистрам преподаватели приходят  с одними и теми же лекционными  материалами (рис. № 8) 1.разрушение  основ фундаментального российского  образования, упрощение системы  российского образования
2. в течение процесса адаптации,  который по разным оценкам  проходит от 5 до 10 лет, несколько  поколений выпускников будут  получать «неполноценные» знания. 2. возникновение  неопределенности среди нынешних  студентов выпускников в связи  с изменением стандартов (учились  при одних стандартах, а работать  будут при других)
3. вступление в силу в полной  мере Болонского соглашения приведет  к отсечению малоимущих слоев  от второй ступени образования,  так как магистратура в основном  будет платной, и, соответственно, вновь обострится проблема доступности  высшего образования 3. потеря  уникальности подготовки специалистов  в области естественных наук  в связи с понижением образовательных  стандартов, сокращением и упрощением  программ.
4. несоответствие новых стандартов  уже имеющимся научным степеням  вызовет путаницу (получения степени  доктора философских наук (PhD) после окончания аспирантуры не стыкуется с российскими учеными званиями). 4. снижение  уровня знаний выпускника –  бакалавра до уровня знаний  выпускника ПТУ
5. сокращение программы обучения  ведет к понижению качества  получаемых знаний вследствие  уменьшения объема учебного материала,  что неминуемо приведет к снижению  уровня компетентности специалиста 5. неспособность  российской системы образования  быстро адаптироваться к изменяющимся  требованиям

Высшее  образование является непреходящей ценностью, и ценится именно качественное образование, знания, навыки, полученные в процессе обучения. Несмотря на тот  факт, что наше образование по некоторым  параметрам отстает от мировых стандартов, все же большинство респондентов высказали опасения по поводу перехода отечественного образования на новую  модель.

Рисунок № 6

      Проведенное социологическое исследование показало, что будущее системы  образования не является настолько  радужным в видении непосредственных участников образовательного процесса, как это описывается в различных  публикациях по данной проблеме, но, несмотря на это, окончательные выводы делать еще рано, так как теория может не соотнестись с практикой. Сегодня Болонский процесс – один из наиболее обсуждаемых вопросов в области высшего образования в России. И это, наверное, неслучайно: образование, особенно, высшее – та сфера, которая традиционно очень высоко ценилась в российском обществе. И сегодня при всём разнообразии политических, экономических взглядов, оценки приоритетов развития страны, важность развития образовательной сферы не подвергается сомнению.

Рисунок №7

     

     С тех пор, как Россия присоединилась к Болонскому процессу, не утихают  споры среди преподавателей, студентов, организаторов науки и образования  о путях вхождения России в  этот процесс, о необходимости или  ненужности его.

     Из  выше сказанного видятся следующие  проблемы развития российского высшего  образования в условиях Болонского процесса:

     1. Ломка традиций, одним из аспектов  которого является фундаментальность  образования. Предполагается, что  с сокращение срока обучения, с введением степени бакалавра,  не позволит дать фундаментального  российского образования, но это  не совсем верно. Ведь качество  образования прежде всего зависит  от глубины освоения образовательного стандарта и выполнения учебного плана, а не от того сколько времени отводится на его освоение.

     2. Еще одна проблема это невостребованность на рынке труда бакалавров. Работодатели зачастую не воспринимают такую квалификацию, и ему приходится работать там, где его диплом признается, либо доучиваться до специалиста или магистра. Для того чтобы документ о высшем образовании признавался в приложении к диплому, необходимо наиболее полное разъяснение об уровне подготовленности его обладателя.

     3. Использование системы кредитов  для учета объема учебной нагрузки  студентов и преподавателей, предусмотренной  задачами Болонского процесса. Сейчас  трудоемкость освоения каждой  дисциплины указывается в академических  часах, но предполагается перевод  временных интервалов в условные  единицы - «кредиты». Каждый год  обучения в очном режиме (около  40 недель, включая время сессий, не  менее чем по 40 астрономических  часов каждая) составляет 60 зачетных  единиц («кредитов»). За каждой такой  единицей стоит определенное  количество освоенных понятий,  навыков и пр. Предполагается, что  на их освоение соответствует  примерно 27 астрономическим часам  общей трудоемкости – включая  самостоятельную работу студентов  и сдачу ими промежуточных  и итоговых испытаний, а также  другие виды учебной работы. То  есть в учебном плане для  студентов часы заменяются кредитами  по установленному соотношению.  Расчет нагрузки преподавателей  при кредитной системе происходит  несколько иначе, чем у студентов.  Необходимо введение модифицированной  схемы расчета педагогической  нагрузки преподавателей и штатов  профессорско-преподавательского состава.  Объемы в рабочем плане преподавателей  аудиторной и внеаудиторной нагрузки  не могут быть равными.

     4. Одной из видимых перспектив  является смена «линейной» (последовательной) системы обучения, которая практикуется  в российских вузах, «асинхронной»,  что приведет к трансформации  организации учебного процесса  и структуры учебных подразделений  вузов. Создание института консультантов  по академическим проблемам (тьюторов), осуществляющих помощь студентам в персональном решении вопросов стратегии и тактики формирования своего индивидуального образовательного плана, является одной из проблем.

     5. Также важной проблемой является  обеспечение и контроль качества, как на уровне страны, так и  каждого вуза. Что касается обеспечения  и контроля качества в каждом  учебном заведении, то в этом  процессе должны участвовать  все субъекты образовательного  процесса, в том числе и работодатели. (Таблица №8)

     Таблица №8

     

     Для обеспечения хода реализации Болонского процесса в системе российского  высшего образования необходимо проведение следующих первоочередных мероприятий:

  • проведение тщательного анализа особенностей всех направлений высшего образования в России и выработка рекомендаций по оптимизации системы высшего профессионального образования;
  • создание системы мониторинга и механизмов наблюдения за состоянием и изменениями, происходящими в высших учебных заведениях Европы, формирование инструмента прогнозирования реформирования европейской высшей школы;
  • изменение законодательной и нормативной базы в части закрепления правовых гарантий академической мобильности, развития академической автономии университетов, укрепления процессов формирования многоступенчатой системы высшего образования, создание правовых условий, способствующих интеграции науки и высшей школы;
  • создание условий для повышения уровня информированности руководства вузов, профессорско-преподавательского состава, студентов о сущности и механизмах реализации Болонского процесса. С этой целью на уровне Министерства необходимо проведение ряда мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров-совещаний и т.д.), создание информационного портала и пр.

Рисунок № 8

     Безусловно, достижение положительных результатов  от участия России в Болонском  процессе возможно только при реализации специальных программ, с целью  сокращения оттока талантливой молодежи и ведущих специалистов и создания благоприятных условий, повышения  мобильности, прежде всего внутри страны. У России есть возможность занять влиятельное положение на рынке  образовательных услуг, при условии  создания благоприятных условий  для привлечения иностранных  студентов из стран СНГ, Юго-Восточной  Азии, Ближнего и Среднего Востока, а также многих стран Европы и  других континентов.

   До  вступления России в Болонский процесс  в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 году было заявлено: «Одной из… сфер, где следует расширять действие экономических механизмов, является образование… Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования во многих случаях стало нормой жизни. Однако этот рынок остается непрозрачным. Это нелегальный рынок… Мы должны четко разграничивать сферу бесплатного образования, сделав доступ к нему справедливым и гарантированным, и платного, дав ему адекватную правовую основу». [№ 10, стр.8]

Рисунок № 9

   

   Уже после  подписания Болонской конвенции, в 2004 году, акценты сместились. Образованию  был посвящен целый раздел Послания: «…российское образование – по своей фундаментальности – занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима. Условия  глобальной конкуренции требуют  от нас усиления практической направленности образования. А это в первую очередь  означает повышение требований к… образованию – профессиональному  в широком смысле этого слова. Сегодня профессиональное образование  не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников  вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. При этом по сравнению с советским  периодом, почти утроился прием в  вузы и число поступающих в  них – фактически сравнялось с  числом выпускников средних школ. Ну, кому это надо? И при таком  количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране…

   Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом полагаю также возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок. Либо – вернуть деньги, затраченные государством на его обучение». [№ 11, стр.4]

   Не  осталась незамеченной и связь уровня образования с уровнем доходов: «Одна из самых серьезных проблем  – это недоступность качественного  образования для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить». [№ 11, стр.4]

   Приоритетной  для страны задачей была объявлена  дальнейшая интеграция образования  и научной деятельности и развитие вузовской науки и крупных  научно-образовательных центров, что  лежит в русле общеевропейских  тенденций.

   О конкуренции  российского образования в 2005 году были высказаны самые противоречивые мнения. Ректор МГУ Виктор Садовничий в интервью журналу «Итоги» заявлял  в январе: «Прежде чем затевать масштабную перестройку, предлагаю  провести несложный эксперимент, сравнив  уровень подготовки студентов из ведущих западных вузов и выпускников  физфака, биофака, химфака, любого другого  факультета МГУ. Готов биться об заклад: компетентность наших молодых специалистов окажется выше. Вот вам и весь ответ. У нас есть традиции, методики, база, на их основе и нужно внедрять новое, для чего совсем не обязательно  разрушать старое!.. Давайте сядем  и сверстаем программу подготовки так, чтобы российский выпускник  получил право называться бакалавром или магистром. Повторяю, для этого не требуется революция. Достаточно взять наши учебные планы и сравнить их с западными. Уверен, наверстывать придется не нам, мы читаем курсы в большем объеме, нежели за рубежом». [№38, стр.3]

Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения