Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

проблемы вступления россии в болонский процесс.docx

— 748.08 Кб (Скачать)

1.Передача оплаты  труда работников общеобразовательных  учреждений и обеспечения учебного  процесса на уровень субъектов  Российской Федерации и придание  муниципальным учреждениям общего  образования статуса государственного  образовательного учреждения.

2. Обновление  содержания образования и совершенствование  механизмов контроля над его  качеством: принятие государственных  стандартов общего образования;  организация экспериментальной  апробации нового содержания  общего образования, его разгрузка,  ориентация на потребности личности  и современной жизни страны; создание  условий для введения профильного  обучения в старшей ступени  общеобразовательной школы; формирование  и приведение в действие независимой  от органов управления образованием  государственной системы аттестации и контроля качества образования; экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.

3. Совершенствование  структуры и увеличение бюджетного  финансирования образования: обеспечение  бюджетного финансирования образования  в приоритетном порядке. 

4. Усиление социальной  направленности системы образования:  принятие комплексных мер по  борьбе с беспризорностью, асоциальным  поведением детей и молодежи, социальным сиротством; обеспечение  адресной социальной поддержки  обучающихся из малообеспеченных  семей, из числа инвалидов,  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей. 

5. Всесторонняя  поддержка сельских и поселковых  школ, их приоритетная информатизация  и обеспечение учебным оборудованием,  совершенствование их образовательного  процесса и материально-технической  базы.

6. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда: обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов, научных и творческих школ, обеспечение интеграции академической, вузовской и отраслевой науки.

7. Обеспечение  экономической самостоятельности  и разнообразия форм образовательных  учреждений (организаций), инвестиционной  привлекательности системы образования  путем внесения поправок в  законодательство Российской Федерации  и другие нормативные акты, стимулирование таким образом юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.

8. Повышение  социального статуса, государственной  поддержки и профессионального  уровня работников образования:  введение надбавок, стимулирующих  высокие результаты педагогической  работы.

9. Принципиальное  обновление системы научно-методического  обеспечения образования, перестройка  организации педагогической науки,  преодоление ее оторванности  от запросов современного общества  и передовой образовательной  практики, повышение ее роли в  поддержке, проектировании, экспертизе  образовательных инноваций, в  обеспечении непрерывности процессов  обновления образования.

10. Приведение  нормативно-правовой базы сферы  образования в соответствие с  задачами ее модернизации.

      Государство перестаёт поддерживать бесплатное для граждан общее среднее  образование. В современной России постоянно сокращается число  средних общеобразовательных школ. По данным исследования компании «АМИКО», в 2008 году число средних школ уменьшилось  на 4% в сравнении с 2007 годом и  составило 54259 . А всего с 2003 по 2008 годы было закрыто 3725 средних школ, из них более 2 тысяч – в сельской местности. (Таблица №6)

Таблица №6

Численность учащихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений

  1970/71 1980/81 1990/91 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях 25285 20216 20851 20493 19843 18850 17729 16561 15559 14727 14103 13752
в том  числе:                        
в гоpодах и поселках гоpодского типа 14658 13525 14948 14389 13848 13159 12385 11591 10845 10271 9871 9698
в сельской местности 10627 6691 5903 6104 5995 5691 5344 4970 4714 4456 4232 4054
Из  них численность учащихся:                        
дневных общебpазовательных  
учреждений
23235 17638 20328  
20013
19363 18372 17254 16098 15113 14291 13695 13363
в том  числе:                        
в гоpодах и поселках гоpодского типа 13018 11531 14531 13998 13471 12784 12017 11232 10497 9929 9557 9395
в сельской местности 10217 6107 5797 6015 5892 5588 5237 4866 4616 4362 4138 3968
вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно 2050 2578 523  
 
480
480 478 475 463 446 425 408 389
в том  числе:                        
в гоpодах и поселках гоpодского типа 1640 1995 417 391 377 375 368 359 348 331 314 303
в сельской местности 410 583 106 89 103 103 107 104 98 94 94 86
Численность учителей 1297 1135 1460 1751 1718 1701 1666 1614 1575 1517 1467 1407
 

     Сокращение  числа средних общеобразовательных  школ является результатом проведения в нашей стране Министерством  образования и науки РФ оптимизации  школьной сети. Процесс такой оптимизации  является одним из направлений модернизации российского образования, цели и  задачи которого определены в Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года,  реализуются  в соответствии с Федеральной  целевой программой развития образования  на 2006 – 2010 годы.

     Вскоре  после 2010 года по прогнозам будет достигнут минимум их числа, который составит примерно 15 миллионов человек, что более чем на 11 миллионов (на 43%) меньше, чем в 1996-1997 годах. Последующий небольшой рост их численности даже в 2025 году не превысит 18 миллионов человек. Для сравнения предыдущий минимум, достигнутый в 1982 году, превышал 21 миллион детей и подростков школьного возраста. (Приложение №1)

  Сегодня российское образование ориентируют  на американскую общедоступную среднюю  школу. Ликвидированы единые государственные  программы. Это лишает органы образования  возможности систематически осуществлять текущий контроль знаний учащихся. И как следствие, уровень знаний выпускников школ падает катастрофически. Редко выпускник школы поступает в вуз без помощи репетитора. Как результат профессиональные качества выпускников вузов также неизбежно будут падать: из плохого сырья не получить хорошего продукта. Чтобы закамуфлировать факт значительного снижения качества знаний выпускников школ от общественности, ввели ЕГЭ – бланковое тестирование, от которого развитые страны (Япония, например) давно отказались. В статотчётах стали давать мало кому понятные средние баллы, не переводя их в привычную для россиян пятибалльную систему. Высшее образование уже стало практически недоступным для большей части выпускников. Это значительно снижает мотивацию учебной деятельности, как учащегося, так и учителя.

     Вузовская система России развивается в  последние годы вопреки деятельности и намерениям государства, вопреки  основным показателям и тенденциям развития экономики. Импульсом для  такого развития является, прежде всего, устойчивый спрос со стороны населения  на услуги системы образования, в  частности высшего. Так, если в 1993/94 учебном году в Российской Федерации  насчитывалось 626 высших учебных заведений, из них 548 государственных и муниципальных, то в 2005/06 учебном году в Российской Федерации насчитывалось уже 1068 вузов, из них 655 государственных и  муниципальных. Количество студентов  на 10 тысяч человек населения  также возросло: со 176 в 1993/94 учебном  году до 495 в 2005/06. В целом число  студентов на 10 тысяч человек  населения возросло за 10 лет в 2,8 раза, для государственных и негосударственных  вузов этот рост составил соответственно 2,45 и 15,2 раза. Доля расходов на питание  в структуре общих расходов домохозяйств сократилась с 49 % в 1995 до 33,2 % в 2005 году. Доля расходов на оплату услуг, напротив, выросла с 13,7 до 23,5 %, причем доля расходов на оплату услуг в системе образования  выросла почти вдвое, с 1,2 % до 2,2 %. Сопоставимо выросла, только доля расходов на медицинские и жилищно-коммунальные услуги.

     При этом, хотя рост доли расходов на услуги и снижение доли расходов на питание  свидетельствует о существенном повышении благосостояния, сложно утверждать, что население России стало за эти десять лет сколько-нибудь богаче. Статистика динамики доходов населения  за 14 лет (с 1991 по 2005 год) этого не подтверждает. Несмотря на заметный рост среднемесячной заработной платы в рублевом и  долларовом эквиваленте, ее покупательная  способность не растет. Так, среднемесячная начисленная заработная плата (в  ценах 1991 года) в 2005 году была почти  на 100 рублей меньше, чем в 1991-м — 447 рублей по сравнению с 548. Ухудшилось и соотношение среднемесячной заработной платы и выплат социального характера  к величине прожиточного минимума, в 1991 году оно составляло 335, а в 2004 — 264 %.

     На  этом фоне можно сделать парадоксальный вывод, что если рассматривать образование  по рыночным критериям как самостоятельную  отрасль, то ее следует признать одним  из наиболее успешных секторов экономики, сумевшим при минимальных инвестициях  добиться беспрецедентного роста. Число вузов в стране увеличилось в 2 раза, а численность студентов возросла почти в 2 раза (Рис.№3), что имеет несомненный позитивный эффект для российского общества.

     Рисунок №3

        

 

    2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения

 

     Для традиционной российской школы образование  – это способ трансляции знаний, умений и навыков от одного поколения  к другому. И главное не просто передать знания от обучающих к обучаемым, а сформировать творческую личность, которая испытывает постоянную потребность в самосовершенствовании и получении новых знаний. В таком случае контроль над качеством образования – это гарантия того, что знания и опыт, накопленные в обществе будут переданы подрастающему поколению в полном объёме. И такой подход, как показала советская система образования, требует общегосударственной единой системы обучения. Однако, присоединившись к "болонскому процессу", Россия взяла на себя обязательства соответствовать европейским стандартам и принципам в сфере высшего образования, уничтожая ту систему образования, которая сделала Советский Союз самой образованной и читаемой страной в мире. Советская система образования строится на двух принципах. Первый принцип – фундаментальность, интеграция науки и образования. Второй принцип – опора на научные школы. Болонское соглашение разрушает оба эти принципа.

     Главное отличие вводимой в России двухступенчатой  системы от многих других европейских  стран состоит в том, что у  нас обучение предусматривается  по 6-летней программе (4 года – бакалавр и 2 года – магистр) и тем самым  добавляется лишний год, по сравнению  со старой, советской системой. В  то же время, в большинстве стран  Европы (Великобритания, Италия) обучение строится по системе 3+2, в других странах, в том числе и в Германии, по системе 4+1, но всё равно общая  продолжительность составляет 5 лет. Согласно Болонскому процессу, обучение на степень бакалавра может проводиться 3-4 года, обучение на степень магистра – 1-2 года, но общая продолжительность обучения по двум степеням должна составлять не более 5 лет. В советской системе высшего образования тоже первые четыре года отводились изучению дисциплин, а пятый курс был посвящён преимущественно написанию дипломной работы. В результате опроса студентов о значимости и ценности знаний, приобретаемых в процессе получения высшего образования, выяснилось следующее. На сегодняшний день все большее число молодых людей стремится «честно» отучиться в вузе и вместе с дипломом приобрести соответствующие качественные знания, которые в дальнейшем пригодятся при трудоустройстве (Рис. №4)

Рисунок №4

     

     Для адаптации российской системы высшего  образования к новым стандартам необходимы более длительные сроки, чтобы формальное введение новых  норм соответствовало качественному  изменению всего образовательного процесса.

Можно выделить следующие проблемы вхождения  России в Болонский процесс:

     1. Особенности функционирования многоступенчатой  системы в европейских странах  и России. (Рис.№5) Многоступенчатая система высшего образования в рамках Болонского процесса состоит в следующем. Первая ступень – ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях. Вторая ступень, после успешного освоения первой, должна доводить компетенцию до уровня, позволяющего заниматься творческой деятельностью в избранной профессии. Третья ступень высшего образования должна вести к формированию компетенции научного работника и заканчивается квалификацией, соответствующей нашему кандидату наук.

     Рисунок №5

     

     2. Влияние международного сотрудничества  российских университетов на  модернизацию российского образования,  изменение моделей обучения и  контроля качества образования в российских университетах. Поддержание открытости, автономии, демократичности и светского характера университетов является основой модернизации высшего образования. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачета дисциплин при переходе студента из одного вуза в другой.

Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения