Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа
Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
1.Передача оплаты
труда работников
2. Обновление
содержания образования и
3. Совершенствование
структуры и увеличение
4. Усиление социальной
направленности системы
5. Всесторонняя
поддержка сельских и
6. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда: обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов, научных и творческих школ, обеспечение интеграции академической, вузовской и отраслевой науки.
7. Обеспечение
экономической
8. Повышение
социального статуса,
9. Принципиальное
обновление системы научно-
10. Приведение
нормативно-правовой базы
Государство
перестаёт поддерживать бесплатное
для граждан общее среднее
образование. В современной России
постоянно сокращается число
средних общеобразовательных
Таблица №6
Численность учащихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
1970/71 | 1980/81 | 1990/91 | 2000/01 | 2001/02 | 2002/03 | 2003/04 | 2004/05 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях | 25285 | 20216 | 20851 | 20493 | 19843 | 18850 | 17729 | 16561 | 15559 | 14727 | 14103 | 13752 |
в том числе: | ||||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | 14658 | 13525 | 14948 | 14389 | 13848 | 13159 | 12385 | 11591 | 10845 | 10271 | 9871 | 9698 |
в сельской местности | 10627 | 6691 | 5903 | 6104 | 5995 | 5691 | 5344 | 4970 | 4714 | 4456 | 4232 | 4054 |
Из них численность учащихся: | ||||||||||||
дневных
общебpазовательных учреждений |
23235 | 17638 | 20328 | 20013 |
19363 | 18372 | 17254 | 16098 | 15113 | 14291 | 13695 | 13363 |
в том числе: | ||||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | 13018 | 11531 | 14531 | 13998 | 13471 | 12784 | 12017 | 11232 | 10497 | 9929 | 9557 | 9395 |
в сельской местности | 10217 | 6107 | 5797 | 6015 | 5892 | 5588 | 5237 | 4866 | 4616 | 4362 | 4138 | 3968 |
вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно | 2050 | 2578 | 523 | 480 |
480 | 478 | 475 | 463 | 446 | 425 | 408 | 389 |
в том числе: | ||||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | 1640 | 1995 | 417 | 391 | 377 | 375 | 368 | 359 | 348 | 331 | 314 | 303 |
в сельской местности | 410 | 583 | 106 | 89 | 103 | 103 | 107 | 104 | 98 | 94 | 94 | 86 |
Численность учителей | 1297 | 1135 | 1460 | 1751 | 1718 | 1701 | 1666 | 1614 | 1575 | 1517 | 1467 | 1407 |
Сокращение
числа средних
Вскоре после 2010 года по прогнозам будет достигнут минимум их числа, который составит примерно 15 миллионов человек, что более чем на 11 миллионов (на 43%) меньше, чем в 1996-1997 годах. Последующий небольшой рост их численности даже в 2025 году не превысит 18 миллионов человек. Для сравнения предыдущий минимум, достигнутый в 1982 году, превышал 21 миллион детей и подростков школьного возраста. (Приложение №1)
Сегодня российское образование ориентируют на американскую общедоступную среднюю школу. Ликвидированы единые государственные программы. Это лишает органы образования возможности систематически осуществлять текущий контроль знаний учащихся. И как следствие, уровень знаний выпускников школ падает катастрофически. Редко выпускник школы поступает в вуз без помощи репетитора. Как результат профессиональные качества выпускников вузов также неизбежно будут падать: из плохого сырья не получить хорошего продукта. Чтобы закамуфлировать факт значительного снижения качества знаний выпускников школ от общественности, ввели ЕГЭ – бланковое тестирование, от которого развитые страны (Япония, например) давно отказались. В статотчётах стали давать мало кому понятные средние баллы, не переводя их в привычную для россиян пятибалльную систему. Высшее образование уже стало практически недоступным для большей части выпускников. Это значительно снижает мотивацию учебной деятельности, как учащегося, так и учителя.
Вузовская
система России развивается в
последние годы вопреки деятельности
и намерениям государства, вопреки
основным показателям и тенденциям
развития экономики. Импульсом для
такого развития является, прежде всего,
устойчивый спрос со стороны населения
на услуги системы образования, в
частности высшего. Так, если в 1993/94
учебном году в Российской Федерации
насчитывалось 626 высших учебных заведений,
из них 548 государственных и
При этом, хотя рост доли расходов на услуги и снижение доли расходов на питание свидетельствует о существенном повышении благосостояния, сложно утверждать, что население России стало за эти десять лет сколько-нибудь богаче. Статистика динамики доходов населения за 14 лет (с 1991 по 2005 год) этого не подтверждает. Несмотря на заметный рост среднемесячной заработной платы в рублевом и долларовом эквиваленте, ее покупательная способность не растет. Так, среднемесячная начисленная заработная плата (в ценах 1991 года) в 2005 году была почти на 100 рублей меньше, чем в 1991-м — 447 рублей по сравнению с 548. Ухудшилось и соотношение среднемесячной заработной платы и выплат социального характера к величине прожиточного минимума, в 1991 году оно составляло 335, а в 2004 — 264 %.
На этом фоне можно сделать парадоксальный вывод, что если рассматривать образование по рыночным критериям как самостоятельную отрасль, то ее следует признать одним из наиболее успешных секторов экономики, сумевшим при минимальных инвестициях добиться беспрецедентного роста. Число вузов в стране увеличилось в 2 раза, а численность студентов возросла почти в 2 раза (Рис.№3), что имеет несомненный позитивный эффект для российского общества.
Рисунок №3
Для традиционной российской школы образование – это способ трансляции знаний, умений и навыков от одного поколения к другому. И главное не просто передать знания от обучающих к обучаемым, а сформировать творческую личность, которая испытывает постоянную потребность в самосовершенствовании и получении новых знаний. В таком случае контроль над качеством образования – это гарантия того, что знания и опыт, накопленные в обществе будут переданы подрастающему поколению в полном объёме. И такой подход, как показала советская система образования, требует общегосударственной единой системы обучения. Однако, присоединившись к "болонскому процессу", Россия взяла на себя обязательства соответствовать европейским стандартам и принципам в сфере высшего образования, уничтожая ту систему образования, которая сделала Советский Союз самой образованной и читаемой страной в мире. Советская система образования строится на двух принципах. Первый принцип – фундаментальность, интеграция науки и образования. Второй принцип – опора на научные школы. Болонское соглашение разрушает оба эти принципа.
Главное отличие вводимой в России двухступенчатой системы от многих других европейских стран состоит в том, что у нас обучение предусматривается по 6-летней программе (4 года – бакалавр и 2 года – магистр) и тем самым добавляется лишний год, по сравнению со старой, советской системой. В то же время, в большинстве стран Европы (Великобритания, Италия) обучение строится по системе 3+2, в других странах, в том числе и в Германии, по системе 4+1, но всё равно общая продолжительность составляет 5 лет. Согласно Болонскому процессу, обучение на степень бакалавра может проводиться 3-4 года, обучение на степень магистра – 1-2 года, но общая продолжительность обучения по двум степеням должна составлять не более 5 лет. В советской системе высшего образования тоже первые четыре года отводились изучению дисциплин, а пятый курс был посвящён преимущественно написанию дипломной работы. В результате опроса студентов о значимости и ценности знаний, приобретаемых в процессе получения высшего образования, выяснилось следующее. На сегодняшний день все большее число молодых людей стремится «честно» отучиться в вузе и вместе с дипломом приобрести соответствующие качественные знания, которые в дальнейшем пригодятся при трудоустройстве (Рис. №4)
Рисунок №4
Для
адаптации российской системы высшего
образования к новым стандартам
необходимы более длительные сроки,
чтобы формальное введение новых
норм соответствовало качественному
изменению всего
Можно выделить следующие проблемы вхождения России в Болонский процесс:
1.
Особенности функционирования
Рисунок №5
2.
Влияние международного
Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения