Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

проблемы вступления россии в болонский процесс.docx

— 748.08 Кб (Скачать)

     Для поступления в университеты США  и Канады необходим сертификат TOEFL (Test of English as a Foreign Language) — это давно известный экзамен по английскому языку, разработанный и проводимый американской службой тестирования в области образования (Educational Testing Services — ETS).

     Сертификат TOEFL необходим для поступления  в более чем 2400 колледжей и  университетов США и Канады. Кроме  этого он также является общепризнанным в высших учебных заведениях, бизнес-структурах, научных центрах других англоязычных стран и примерно в 150 других странах мира. Кроме того, TOEFL используется для оценки уровня владения языком правительственными структурами, международными организациями, предоставляющими образовательные гранты, различными лицензирующими и сертификационными организациями по всему миру. TOEFL может признаваться даже в Великобритании, причем в этой стране постоянно действуют четыре экзаменационных центра TOEFL. Результаты TOEFL считаются действительными в течение двух лет. Поэтому сдавать его надо, как говорится не впрок (руководствуясь понятием «авось когда-нибудь пригодится»), а для достижения каких-то целей, близких по времени. Как уже было сказано выше, экзамены TOEFL разработаны и обслуживаются Educational Testing Services (служба тестирования в области образования). Эта организация не только проверяет работы и выдает сертификаты, но и может по вашей просьбе выслать результаты экзаменов в любую из четырех указанных вами организаций (за каждый дополнительный адресат вам придется заплатить 11 долл. США). Представителями ETS по всему миру являются отделения компании Sylvan Learning Systems, Inc. Региональное представительство Sylvan Learning Systems, Inc. для стран Западной и Восточной Европы и бывшего СССР находится в городе Арнем (Нидерланды).

     Отдельные университеты США, помимо TOEFL, принимают  и международный сертификат IELTS. Кроме того, абитуриентам и студентам  младших курсов отечественных вузов, решившим дальше учиться в Америке, необходимо пройти тестирование по системе SAT или ACT.

     Касательно  языковых сертификатов, необходимых  для продолжения высшего образования  за рубежом, следует заметить, что  это те же самые сертификаты, однако требования к результатам могут  быть выше. Так, для поступления на программу MBA (Master of Business Administration) в ведущие бизнес-школы вам потребуется не менее 250 баллов TOEFL по новой системе или 600 баллов по так называемой бумажной. Кроме этого для поступления в аспирантуру американского вуза нужно сдать экзамен GRE (Graduate Record Examination) или GMAT (General Management Admission Test).При сдаче экзамена TOEFL средний приемлемый балл для поступления по новой компьютерной системе — 215 баллов (550 баллов бумажного TOEFL), хотя в разных учреждениях это может быть 170—250 (500—600) баллов и выше, в зависимости от рейтинга школы.

     GMAT — General Management Admission Test — общий тест для проверки управленческих способностей. Экзамен практически соответствует GRE, но предназначен специально для поступающих на программы MBA (Master of Business Administration). Максимальное количество баллов GMAT — 800, для поступления на MBA необходимо набрать 600—720 баллов.

     SAT — Scholastic Aptitude Test — тест способностей к обучению. Тест для абитуриентов и студентов младших курсов, решивших дальше учиться в вузах США и Канады. Экзамен оценивает общее знание литературы, истории и математики. SAT бывает двух видов: проверка общих способностей мышления (SAT I, reasoning test) и проверка знаний по какому-либо конкретному предмету (SAT II, subject test). На тест SAT I предоставляются 3 часа, на SAT II — 1 час.

     GRE — Graduate Record Examination — экзамен для поступающих в аспирантуру. Это тест более высокого уровня, чем SAT, нужный для поступления на магистерские (graduate) программы американских вузов.

     GRE, как и SAT, бывает двух видов:  общий (general) и предметный (subject). Структура экзамена GRE напоминает SAT, но уровень требований выше, ведь фактически вам следует подтвердить свою степень бакалавра. Общий GRE проводится в первую, вторую и третью недели каждого месяца, предметный GRE — 1 раз в полтора месяца.

     Undergraduate level: предусматривает обучение в колледже или университете в качестве студента. Курс для студентов является четырехгодичным, и выпускники колледжей и университетов получают степень Bachelor of Arts (ВА) or Bachelor of Sciences (BS), которая соответствует отечественному диплому о высшем образовании.

     Выпускники  российских школ имеют уровень, который  позволяет им поступить в качестве undergraduate. Студенты первого, второго и третьего курсов отечественных высших учебных заведений также имеют право поступать в качестве студента как transfer student. Вопрос о том, на какой курс поступать, решается колледжем/университетом при рассмотрении документов.

     Graduate level: В сущности — это аспирантура. Выпускник американской аспирантуры получает степень Master of Arts (M/l) /Master of Sciences (MS) или Doctor of Philosophy (PhD). В системе высшего образования в Америке PhD — самая высокая научная степень. PhD обычно присваивается после трехлетних программ обучения и защиты диссертации оригинального исследования. Степень PhD считается необходимой для тех, кто хочет стать ученым и заниматься наукой.

     По  завершении аспирантской программы  в течение двух лет можно получить степень МА или MS. Обычно считается, что степень MA/MS для тех, кто не собирается заниматься наукой, но хочет  подготовить себя к практической работе, например, в сфере бизнеса (Master's of Business Administration — MBA).

     Post-doctoral research: те, кто имеет степень кандидата наук, могут обратиться в американские университеты и исследовательские центры, чтобы поехать на стажировку для исследовательской работы или чтения лекций.

     США не входит в список стран поддержавших Болонский процесс. Однако отметим, что США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно в нём участвуют. Ещё в 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по взаимному признанию документов об образовании стран Европы и Америки. Американцы резонно отмечали, что применяют более разнообразную и гибкую систему учёта учебной нагрузки (система зачёта единиц (credits), подсчёт суммарных оценок по критериям не только количества (GPA), но и качества (QPA), а также дополнительные баллы за успешную учебную и научную работу (Honors)).

     Таким образом, рассмотрев, самые эффективные  на сегодняшний день системы образования  можно выделить общие черты, сильно напоминающие систему образования СССР. Во времена «холодной войны», в соревновании с Советским Союзом представители стран НАТО много принципов взяли из советской системы образования.  

 

2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

    2.1. Концепция  модернизации образования в России

 

     В последние десятилетия процессы глобализации охватывают все больше сфер жизни, в том числе и сферу  образования. Одним их таких процессов  является совместная интеграция Европейских  стран в общее Европейское  образовательное пространство. В  сентябре 2003 года на Берлинской конференции  Россия также включилась в этот процесс, подписав Болонскую декларацию, и  общее число европейских стран  достигло сорока. Было положено начало реформирования системы высшего  образования всех стран участниц в соответствии с целями и задачами Болонского процесса. В России этот процесс совпал, в том числе  и по срокам, с Модернизацией российского  образования до 2010 года. В последние  годы в рамках Концепции модернизации Российского образования осуществлено финансирование ряда проектов, совпадающих  по своим целям с задачами Болонского процесса (пересмотр системы нормативно-правового  обеспечения системы образования, программ, учебных планов, разработки новых стандартов, механизмов внутри вузовского управления). Например, при опросе студентов и преподавателей УдГУ о втуплении российской высшей школы в Болонский процесс, наибольшую группу составили сторонник Болонского процесса. (Таблица№ 4)

     Таблица№ 4

     Отношение к программе формирования единого  образовательного пространства к 2010 году. ( в % от общего числа опрошенных)

     Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования  и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие  тенденции мирового развития, обуславливающие  необходимость существенных изменений  в системе образования: ускорение  темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального  выбора, что вызывает необходимость  повышения уровня готовности граждан  к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем  особую важность приобретают факторы  коммуникабельности и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в  рамках международного сообщества, что  требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере  занятости, определяющие постоянную потребность  в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте  их профессиональной мобильности; возрастание  роли человеческого капитала, который  в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает  интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.(Таблица №5) 
 
 

     Таблица №5

       

      Главная задача российской образовательной  политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и  общенациональная задача, она осуществляется как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области  образования не всегда совпадают  с отраслевыми интересами самой  системы образования, а потому определение  направлений модернизации и развития образования не могли замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными  субъектами образовательной политики  стали все граждане России, семья  и родительская общественность, федеральные  и региональные институты государственной  власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и  общественные институты. Цель модернизации образования состояла в создании механизма устойчивого развития системы образования.

      Базовое звено образования - общеобразовательная  школа, модернизация которой предполагала ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его  личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, сохранены лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.  

     В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство последовательно  наращивало  его финансовую поддержку  до необходимой потребности. Важными  элементами формирования эффективных  экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, стали:  введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования; выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники.

     Модернизация  образования - это масштабная программа  государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна была привести к достижению нового качества российского образования, которое  определяется, прежде всего, его соответствием  актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. На первом этапе предстояло в полном объеме восстановить ответственность государства  в сфере образования. Государство  обеспечило запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия  для широкого участия общества в  этом процессе. Модернизация образования  развернулась в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими  реформами, одновременно являясь для  них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса. На этом этапе  модернизация образовательной системы  была тесно связана с процессом  ее стабилизации, с выходом на минимальные  необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем. Основные направления и первоочередные меры образовательной политики составили:

Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения