Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа
Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Таблица №1
Степени магистра в Западной Европе и США
Степени | Область применения |
Master of Arts, M.A. (Магистр искусств) | присуждается в гуманитарных областях знания |
Master of Business Administration, MBA | Магистр делового администрирования |
Master of Public Administration, MPA | Магистр государственного управления |
Master of Science, M.Sc. (Магистр наук) | присуждается в точных и естественных науках |
Legum Magister (Master of Laws), LL.M | Магистр права |
Master of Engineering, M.Eng | Магистр технических наук |
В документах Болонского процесса подготовка магистров рассматривается как вторая ступень в рамках трехступенчатой структуры высшего образования. Продолжительность обучения по магистерской программе составляет, как правило, четыре семестра. На Конференции в Берлине (2003 г.) было подчеркнуто, что степени второго цикла обучения предоставляют возможность дальнейших исследований для получения докторской степени (Doctoral studies, аспирантура). В соответствии с Дублинскими дескрипторами выпускники второго цикла должны - владеть в своей области новейшими методами и техниками исследования, знать новейшие теории и их интерпретации; - критически осмысливать развитие теории и практики; - владеть методами независимого исследования и - быть в состоянии внести оригинальный вклад в дисциплину, например, в рамках квалификационной работы. В соответствии с «Положением о магистерской подготовке в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации» магистерская подготовка открывается по направлениям высшего образования в высших учебных заведениях, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно-исследовательской базой. Лицензия на право подготовки магистров предоставляется на основании заключения экспертной комиссии. Правом обучения по программе магистров обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ в системе высшего образования. Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю. Контроль над выполнением индивидуального учебного плана предусматривается текущая аттестация, осуществляемая в различных формах. Магистерская программа в значительной степени ориентирована на подготовку студентов для последующей научно-педагогической деятельности и одновременно дает возможность для продолжения образования в рамках третьего цикла. [№27 ; стр. .18]
24
октября 2007 года Президент России
Владимир Путин подписал закон
о введении в России
Согласно статье №6 федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр" [№ 3 ]
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года; для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Освоение
лицом образовательной
Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Согласно статье №7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней: диплом бакалавра; диплом специалиста с высшим профессиональным образованием; диплом магистра; диплом о неполном высшем профессиональном образовании; справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании. [№ 3]
По данным Минобразования, студентов ‑ бакалавров будут учить базовым профессиям, число которых сократится со 120 до 60–100. Согласно пояснениям Минобразования, бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.
Магистратура будет готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер‑атомщик, журналист‑телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей.
Двухуровневая система высшего образования должна была заработать с 1 сентября 2009 года.
В 1996 году бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас же их предлагается разделить и обеспечить собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким образом, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.
Вопрос о плюсах и минусах "болонского процесса" сложен. Противоречивость наблюдается сразу в тех целях, которые ставят перед собой инициаторы этого процесса.
Сами по себе эти цели - вполне хороши. Проблема в том, что реализуются они, в конкретных условиях развития той или иной страны, со своими социально-культурными традициями, экономическими условиями.
Например, академическая мобильность. Студенты смогут свободно продолжать обучение за рубежом, а позже там находить работу. Точно так же и преподаватели. Однако проблема дефицита квалифицированных работников есть не только в богатых, но и в бедных странах. Поэтому вдохновленные возможностью мобильности, лучшие студенты и преподаватели в рамках Болонского процесса не поедут поднимать уровень науки из Германии и Франции в Польшу, Португалию или Украину, а устремятся в США, которые имеют возможность тратить на науку, гораздо больше, чем Европа.
Таким
образом, вполне возможно, что реализация
болонских целей не только углубит
разрыв между богатыми и бедными
странами Европы, но и не обеспечит
конкурентоспособности
Одним из необходимых условий мобильности студентов и преподавателей является знание английского языка. Главная причина этого в том, что английский в последние десятилетия стал языком науки. Подавляющее большинство научной продукции выпускается в США, то есть на английском языке. Теперь вот он становится еще и «болонским языком». Круг замкнулся. Любой выпускник болонского вуза оказывается потенциальным соискателем работы в США.
Другая сторона этого же противоречия состоит в том, что главным стимулом в болонской системе считается личный успех студента: на это направлено все – начиная от накопительной рейтинговой системы оценивания знаний и заканчивая максимальной ориентацией этих знаний на потребности рынка. Но личный интерес студента или ученого далеко не всегда совпадает с интересом страны и Европы в целом. Мало того, в конкретной ситуации, как России, так и современной Европы, подавляющее большинство успешных ученых ориентируется на США, где не только зарплата выше, но и денег на исследования выделяется больше, то есть условия для их личного успеха в науке гораздо лучше.
Гораздо
более серьезны внутренние, сущностные
противоречия образования, вызванные
к жизни предпринимающимися уже
давно попытками приспособления
системы образования к нуждам
рынка и «канонизированными»
теперь в рамках Болонского процесса.
Провозглашаемая ориентация образования
на потребности рынка труда
Но
самый главный недостаток Болонского
процесса на сегодняшний день –
это его
Какими бы высокими ни были европейские стандарты образования, их введение ни к чему хорошему привести не может, поскольку по своей природе высшей школы не совместима со стандартизацией. Университет – как средоточие живой научной мысли представляет собой то место, где происходит соединение прошлого и будущего. Там не просто старые и не очень старые преподаватели передают молодым студентам «информацию». Там одна эпоха, представителями которой выступают преподаватели, превращается в другую, еще пока неизведанную эпоху, которую представляют студенты. Там, собственно и «выращиваются», проходят испытания, проверяются на прочность и эффективность все формы будущего, включая и будущие формы самого образования.
Любая попытка подогнать этот процесс под какие-то стандарты изначально обречена на неудачу. Причем, неудачу чаще всего терпит не попытка навязать шаблоны и схемы, формализовать и стандартизировать школу. Неудачу чаще всего терпит само образование, оно лишается своего содержания, превращается в чистую формальность – продажу дипломов в рассрочку.
Ведь задача вуза состоит в том, чтобы подготовить творчески, то есть нестандартно мыслящего человека. Там же, где начинаются стандарты, наука заканчивается.
Хотя стандартизация необходима и неизбежна, поскольку этого требует массовость сегодняшнего образования. Единство нужно, но оно не может быть навязано сверху. Единство образовательного процесса обеспечивается научной и университетской традицией. В первую очередь – это университетская автономия, потом свобода научной деятельности, политической деятельности.
Принцип ориентации в образовании на европейские ценности, в котором речь идет о разумном ограничении влияния глобализационных процессов и о конкурентоспособности, привлекательности европейского образования. С одной стороны, процессы глобализации носят объективный характер; страны мира с неизбежностью оказываются взаимозависимыми в экономическом, политическом и во многих других отношениях. Альтернативой может быть только изоляция, которая, как показывает история, никогда и нигде не давала позитивных результатов. С другой стороны, примитивная трактовка глобализации нередко подменяет это понятие понятием американизации. В этом последнем случае мир, как считается, превращается в одну «всемирную деревню» (global village), устроенную по американскому образцу.
Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения