Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:50, дипломная работа
Целью данной работы является формирование максимально полного представления о современных тенденциях в области высшего образования, в результате вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:
Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс вхождения России в Болонский процесс;
Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5
1.2. Противоречивость Болонского процесса 15
1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23
2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42
2.1. Концепция модернизации образования в России 42
2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
В Европе сложилось несколько точек зрения на эту реформу высшего образования.
В 1982 г. с целью представлять социальные, культурные, политические и экономические интересы студентов и оказывать соответствующее влияние на образовательные структуры национального, европейского и международного уровней был создан Национальный союз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов студентов из 37 европейских стран. В 2001 г. на конференции в Праге, когда количество стран, подписавших Болонскую Декларацию в 1999 г., увеличилось с 29 до 31, ESIB взял на себя роль студенческого актива в поддержку Болонского процесса. В 2003 г. ESIB издал бюллетень о результатах Болонского процесса на европейском пространстве (European Student Bologna Surveys (September 2003), www.esib.org). Работа полностью базируется на данных опросов студентов, и чувствуется, что авторы пытались подать ситуацию объективно, хоть им и не удалось до конца скрыть свою симпатию к Болонской реформе. По итогам опросов оказалось, что студентов в Болонской системе привлекает перспектива мобильности, так как это значит, во-первых, возможность путешествовать (благодаря кредитной системе), а во-вторых, работать в стране, где лучшие условия труда (благодаря стандартизации дипломов). Кроме того, среди положительных факторов были названы: возможность сотрудничества вузов, участие студентов в принятии решений, шанс познакомиться с другими культурами, социальная ориентация процесса, т. е. общедоступность высшего образования.
Что интересно, некоторые из вышеназванных пунктов вошли и в список отрицательных, по мнению студентов, факторов. Так, например, многие студенты жаловались на низкие возможности мобильности (оказывается, при переезде в другую страну студент часто должен представить доказательства, что в его распоряжении находится определенная – довольно большая – сумма денег (для Норвегии это, например, 9,500 евро в год), если же таких доказательств нет – въезд в страну запрещен), на слишком сильную ориентацию образования на нужды рынка, возмущались падением качества образования. К отрицательным эффектам системы отнесли и недоступность магистратуры (из-за высокой оплаты), социальную неравноправность (опять же из-за финансовых возможностей), пассивность студентов (из-за отсутствия широкой информации о самом процессе и из-за того, что все решения уже приняты «наверху»). Указывали также на произвольный характер трактовки новых правил, результатом которой становится путаница и снижение качества образования. [№23 стр.17]
Через 2 года, в мае 2005 г., ESIB представляет новую работу, названную авторами «Черной Книгой Болонского процесса». Книга создана на основании материалов, предоставленных студентами из 31 страны-участницы процесса, включая Италию, Францию, Великобританию. Как можно понять уже по названию, книга перечисляет многочисленные провалы реформы. Здесь речь идет о неэффективности кредитной системы, о проблемах со структурой бакалаврата-магистратуры, о недостижимости мобильности. Становиться очевидным, что все новое и привлекательное в Болонской системе, во-первых, на практике оказалось абсолютно недееспособным, во-вторых, успело «заразить» этой недееспособностью традиционно сильные стороны высшего образования. Представьте себе, каким ощутимым должно быть падение качества образования, если на него жалуются не только преподаватели, а и студенты, «стаж работы» в преподавательском деле у которых не слишком велик. Резко изменилась ситуация с доступностью образования, и причем совсем не в лучшую сторону, как это было обещано. Например, в Нидерландах плату за обучение подняли от 2 000 до 15 000 евро в год из-за того, что спонсор отказал в инвестициях. И подобных случаев - тысячи. Естественно, студенты возмущены – ведь увеличение платы за учебу происходит параллельно ухудшению ее качества! Кроме того, участие студентов в принятии решений не только не поощряется, а, наоборот, грубо подавляется. Так, в Швейцарии в главном органе управления образованием (Swiss University Council) не представлен ни один студент, хотя студенческий актив добивается этого уже несколько лет. Не хочется пока европейским студентам быть в делах образования тупыми потребителями того, что «предлагают» сверху. Поэтому и жалуются, что реформа отучает мыслить критически (а значит, и мыслить вообще). [№23 стр.19]
Есть в Европе и гораздо более радикально настроенные студенты – норвежская группа Norsk Studentunion (NSU), членов которой объединяет противостояние именно изначальным целям и принципам Болонского процесса. Среди них они называют коммерциализацию высшего образования, его ориентацию сугубо на потребности рынка, глобального капитала, сознательное снижение уровня массового образования (магистратура рассчитана на очень небольшой процент учащихся, большинство же ограничивается 3 годами учебы), фрагментацию знаний, дающую в результате отсутствие критического мышления и безусловное навязывание мировоззрения, основанного на рыночной экономике. Это движение в 2005 году было подхвачено студентами 40 организаций разных европейских стран, которые поддержали и приняли участие в Европейском Форуме по вопросам Образования, проведенном в Норвегии в Бергене параллельно заседанию официальных лиц от Болонского процесса. За последний год местные студенческие движения против тех или иных проявлений Болонской реформы начали возникать в большинстве стран Европы.
Германия – против ограничений государственного финансирования высшего образования, десятки тысяч студентов в федеральных землях Гессен, Нижняя Саксония, Бавария, более 100 000 студентов и преподавателей в Берлине. Координатор протестов – Национальное объединение студентов.
Франция – против повышения оплаты и жесткого отбора при поступлении. 3 декабря – тысячные марши по многим городам страны. Координатор – Французский Национальный Союз Студентов.
Италия – против коммерциализации образования, палаточные лагеря на улицах с участием тысяч студентов. Координатор – Национальный союз студентов Италии.
Ирландия – против повышения регистрационного взноса студентов от $650 до $750 и против ухудшения качества образования. Координатор – Союз Студентов Ирландии.
Бельгия - 12-тысячный протест в Брюсселе против пассивной роли студентов и недостаточного социального обеспечения, против новой системы ученых степеней, не соответствующей Болонской декларации, но навязываемой правительством.
Великобритания – 3 декабря – так называемое «Массовое взятие парламента», когда студенты, представляющие свои вузы, добились права на встречу с парламентариями с целью высказать протест против решения поднять оплату за обучение.
Чешская республика – сотни студентов, Союз Ректоров и Национальное объединение студентов выступили против нового бюджета, не покрывающего нужд высшего образования.
Финляндия – массовый протест против сокращения времени учебы 9 декабря в 11 городах страны.
Как видим, большинство требований продиктованы не столько принципиальным противостоянием Болонской системе образования, сколько личными, хоть и общими, интересами самих студентов. Иное дело, что интересы студентов здесь оказываются противоположны интересам правительств и предпринимателей. Повсюду в Европе в сфере образования происходят одни и те же процессы – процессы коммерциализации образования – и Болонская реформа здесь очень похожа на фиксацию и узаконивание этих процессов, вызванных потребностями рынка.
Вот
как обстоят дела в Европе. Пока
нельзя сказать, что в России уже
выработалось какое-либо сознательное
мнение о Болонском процессе, и, наверное,
стоит начинать его вырабатывать.
Нам нужно определиться, каким
мы хотим видеть наше образование, каковы
должны быть его цели и пути их достижения.
Ведь, как мы видели, Болонская реформа
- это внешнее выражение
Мы уже упоминали, что моделью для Болонского процесса послужила типичная для Великобритании и США двухуровневая система высшего образования (бакалавриат – магистратура), в разных вариантах применяющаяся в большинстве европейских, и не только европейских, стран. Рассмотрим основные из них. (табл. №2)
Таблица №2.
Зарубежная система образования.
Великобритания | Ступени образования | Возраст | Содержание программных требований | Формы контроля, документы | обязательное среднее образование |
Pre-preparatory School — подготовительная школа | 3 - 6 лет | Навыки чтения и письма, коммуникативное общения, знакомство со школьными предметами в игровой форме, творчество и поделки | ---------------- | ||
Preparatory School — начальная школа | 7 - 11 лет | Английский язык, математика, история, география, биология, химия, физика, компьютеры, искусство, музыка, спорт. | ---------------- | ||
Secondary School — средняя школа | 11—16 лет | Английский
язык, иностранный язык, математика,
компьютеры, история и один предмет
из естественных наук.
шесть выбираются самостоятельно, с учетом склонностей, интересов и желаний ученика. |
Государственный экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education). | ||
Sixth form (Advanced Level) подготовительная для поступления в университеты | 16—18 лет | 5-7 обязательных
предметов,
3-4 профильных |
Экзамен А-level оценки определяют возможности абитуриента поступить в тот или иной университет | ||
Франция | Дошкольное
образование |
до 6 лет | Все школьные
программы для частных и |
------------------- | обязательное среднее образование |
Начальное образование | 6— 11 лет | ------------------- | |||
Среднее образование 6, 5 классы — цикл наблюдения | 11—18 лет |
Одинаковая программа обучения и в обязательном порядке изучают один из живых языков | ------------------- | ||
Среднее
образование
4, 3 классы — цикл ориентации. |
Второй иностранный
язык
латынь, греческий или другие языки |
Экзамен на получение свидетельства об окончании коллежа (ранее — BEPC) | |||
Короткий цикл Профессиональные лицеи LEP | 2 года | Овладение определенной
профессией
Подготовка к работе в определенной области деятельности |
CAP (сертификат
профессиональной подготовки) BEP (сертификат
общего профессионального |
Обязательное
профессиональное | |
Второй длинный цикл обучения (лицей). | 3 года 2класс неопределенный классом, | т. е. пока не имеющим определенной специализации | ----------------------------- | ||
1-класс | Имеет много направлений — филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата | Тест по французскому языку который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра | |||
«Терминаль» | сдачей экзамена на степень бакалавра | ||||
Короткий
цикл- обучение в высших школах (Grandes ecoles |
2 года | Овладение
определенной профессией
Подготовка к работе в определенной области деятельности |
DEUG (диплом об
общем университетском |
Высшее образование | |
Длинный цикл -обучение в университетах | 1 год после DEUG | Лицензия (licence) | |||
Третий цикл
делится на два филиала:
1. DESS |
Год после получения степени maitrise | Обучение и практика | Диплом высшего
специализированного |
||
2. DEA | в течение 1-2-х лет подготовить научную работу (these) | Обучение исследовательской работе | Диплом
углубленного изучения |
||
США | Начальная школа (low school): 1—6 классы | 6—11 лет | Английский
язык (+ английская / американская литература)
математика (алгебра, геометрия) иностранный язык (испанский) история (американская, европейская) естественные
науки (биология, химия, экология) Единых требований
по предметам в школах нет: они
могут варьироваться в |
Промежуточные и семестровые тесты итоговый экзамен в конце года | Высшая школа |
Младшая средняя школа (Middle school): 7—10 классы | 12— 15 лет | ||||
Старшая средняя школа (Upper school): 11—12 классы | 16—18 лет | SAT — общий
академический тест на общие
способности. Является | |||
Undergraduate level: колледж или университет обучение в качестве студента. | 4 года | Степень Bachelor of Arts (ВА) or Bachelor of Sciences (BS), которая соответствует отечественному диплому о высшем образовании. | |||
Graduate level: аспирантура | 3 года | Защита диссертации оригинального исследования. | Степень Master of Arts (M/l) /Master of Sciences (MS) или Doctor of Philosophy (PhD) |
Британская
модель школьного образования
Школьная жизнь маленьких англичан начинается уже в 3—4 года и продолжается до 18 лет, шаг за шагом проходя следующие ступени.
Pre-preparatory School — подготовительная школа для детей с 3 до 6 лет. Цель обучения: навыки чтения и письма, коммуникативное общения, знакомство со школьными предметами в игровой форме, творчество и поделки.
Preparatory School — начальная школа для детей от 7 до 11 лет. Предметы (порядка 10—12), обязательные для всех учеников: английский язык, математика, история, география, биология, химия, физика, компьютеры, искусство, музыка, спорт.
Secondary School — средняя школа для детей 11—16 лет, являющаяся основой британского образования. На этой ступени изучаются не менее 12 предметов, при этом шесть из которых обязательны: английский язык, один иностранный язык, математика, компьютеры, история и один предмет из естественных наук. Остальные шесть выбираются самостоятельно, с учетом склонностей, интересов и желаний ученика. Предметы на выбор предлагаются как общеобразовательного цикла (физика, химия, биология, география, литература, экономика, философия, обществоведение, иностранные языки), так и прикладного (информатика, статистика, социология, бизнес, маркетинг, дизайн). И чем лучше школа, выше уровень образования, тем шире выбор предметов. В некоторых школах к изучению предлагается до 100 дисциплин, включая такие экзотичные, как мифология, этикет или фотография. По окончании этой ступени школьники сдают государственный экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education). (Таблица №3)
Таблица №3.
Система оценки качества образования в зарубежных системах образования.
Экзамены и сертификаты | Оцениваемые компетенции | Уровень признания | |
Великобритания | IELTS — International
English Language Testing System (международная система
тестирования по английскому языку)
|
Практическое
владение языком, учитывает вашу специализацию и цели, для которых вы его сдаете |
Великобритания, Австралия и Новой Зеландия, странами, в которых преподавание ведется на английском языке ив США |
UCLES
( University of Cambridge Local Exams Syndicate — экзаменационный
синдикат Кембриджского университета),
не имеет срока действия.
Уровни:
KET, PET, FCE, CAE, CPE |
Определяет
глубину знаний по письму, чтению, умению говорить и воспринимать речь на слух |
Британскими
университетами,
британскими и европейскими Кембриджский университет принимает только эти сертификаты. | |
США и Канада | Сертификат TOEFL (Test of English as a Foreign Language) | Оценка
уровня владения
языком правительственными |
Университеты
США и Канады, другие англоязычные страны (150) |
GMAT — General Management Admission Test | Проверка
управленческих способностей |
Для программы MBA (Master of Business Administration) | |
SAT — Scholastic Aptitude Test | Проверка общих способностей мышления (SAT I, reasoning test) и проверка знаний по какому-либо конкретному предмету(SAT II, subject test) | Вузы США и Канады | |
GRE — Graduate Record Examination | Подтвердить свою степень бакалавра | Магистерские (graduate) программы американских вузов |
На этом обязательное среднее образования в Великобритании считается оконченным. Но если вы хотите продолжить обучения в университете, вам необходимо преодолеть последнюю ступень.
Sixth form (Advanced Level) — программа для ребят 16—18 лет, которую можно назвать подготовительной для поступления в университеты. Традиционный курс А-level двухгодичный (хотя в некоторых школах существуют и ускоренные программы, охватывающие период 1—1,5 года), предполагающий изучение 3—4 профильных предметов, по которым по окончании курса ученик будет сдавать экзамены. При выборе предметов предпочтение отдается тем дисциплинам, которые в дальнейшем студент намерен изучать в университете. Экзамен А-level является государственным, принимают его достаточно жестко, а полученные оценки определяют возможности абитуриента поступить в тот или иной университет.
С 2000 года британские школы перешли на новую систему А-level, при которой программа разделена на два отдельных годичных курса: АS и А2, по завершении каждого из которых студенты сдают полноценные экзамены. Кроме этого были расширены и требования к изучаемым предметам, в частности на первом году АS их должно быть от 5 до 7, на А2 порядка 3—4 профильных.
Вступительные экзамены в британские вузы.( табл. №2)
Существуют различные экзамены и сертификаты: экзамены IELTS, Оксфордские экзамены (OXFORD/ARELS), экзамен ESOL (PITMAN) и экзамен TRINITY. Кембридж не признает никаких сертификатов, кроме собственных (UCLES).
IELTS — International English Language Testing System (международная система тестирования по английскому языку), разработанная Британским Советом совместно с экзаменационными службами UCLES (Великобритания) и International Development Programme of Australian Universities and Colleges (международная программа развития австралийских университетов и колледжей).
Сертификат IELTS, удостоверяющий практическое владение языком, признается большинством университетов Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, а также университетами других стран, в которых преподавание ведется на английском языке.
В США принимается не во всех университетах, например, в City University, Oregon State University, University of California (Berkeley), Wichita State University (Kansas).
Результаты
экзамена, состоящего из 4-х частей,
каждая из которых оценивается по
9-балльной шкале, действительны в
течение двух лет. Для поступления
в университет нужно набрать
не менее 6 баллов, хотя в некоторых
случаях достаточно и пяти. Но целесообразнее
заранее связаться с
Информация о работе Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения