Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников
Итак, программа помощи позволила постепенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения матерей, освободить их от негативных эмоций, связанных с рождением и воспитанием аномального ребенка, переориентировать на позицию сотрудничества с ребенком и его эмоционального принятия, преодолеть у матерей чувство изолированности и отчужденности. Для оценки результативности коррекционной работы с матерями, имеющими детей с нарушением слуха, было проведено повторное обследование экспериментальной и контрольной групп с помощью методик: опросник родительских установок (PARI), опросник родительского отношения Столина – Варги, методика «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком».
Таблица 6
Сравнительный анализ родительских установок (PARI) после проведения коррекционных и психологических работ с матерьми, имеющими детей с нарушением слуха
Шкала | Матери, имеющие детей | |
с нарушением слуха/ ДО | с нормальным развитием/ ПОСЛЕ | |
Вербализация | 36,8 | 48 |
Партнерские отношения | 18,6 | 26,4 |
Развитие активности ребенка | 5,1 | 25,1 |
Уравновешенные отношения | 14,8 | 20 |
Раздражительность | 11,3 | 6,4 |
Чрезмерная забота | 42,8 | 50 |
Подавление воли | 15,7 | 5,6 |
Исключение вне семейных влияний | 15,6 | 5 |
Рисунок
6. Сравнительный анализ родительских
установок (PARI) после проведения коррекционных
и психологических работ с матерьми, имеющими
детей с нарушением слуха
Данные, полученные в экспериментальной группе, свидетельствуют, что у матерей детей с нарушением слуха статистически значимо увеличились показатели по шкале «Вербализация» – 48, «Партнерские отношения» – 26,4, «Развитие активности ребенка» – 25,1, «Уравновешенность отношений» – 20. Значительно уменьшились баллы по шкалам «Раздражительность» – 6,4, «Подавление воли» – 5,6. По параметру «Чрезмерное вмешательство в мир ребенка» количество баллов увеличилось – 50, а шкала «Исключение вне семейных влияний» уменьшилась – 5.
В экспериментальной – уменьшилось количество матерей с высокими показателями по шкалам «Принятие – отвержение» – 7 , «Симбиоз» – 12.
Рисунок
7. Количество матерей, показывающих улучшение
в материнском отношении по опроснику
Столина-Варги
Наметившаяся тенденция к выработке позитивного отношения к детям с нарушением слуха нашла подтверждение и при повторной диагностике материнского восприятия ребенка и реакций на его поведение. Матери стали чаще использовать прилагательные – радостный, активный, добрый.
Итак,
образ ребенка в восприятии матери стал
более позитивным.
В экспериментальной группе произошли
статистически значимые изменения в описании
действий ребенка. Матери стали чаще использовать
слова: любит, целует, обнимает, помогает.
Улучшились также реакции матерей на детское
поведение. Матери стали больше показывать
положительных чувств по отношению к ребенку.
Выводы к 3 Главе:
Разработаны рекомендации и коррекционные тренинг-занятия психологической помощи матерям слабослышащих детей, которые могут поспособствовать изменению материнского отношения в сторону большего эмоционального принятия, уменьшению симбиоза и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия матерями детей в сторону более позитивного и оптимистичного, освоению эффективных воспитательных стратегий, повышению эмоционального принятия ребенка матерью и сензитивности к его потребностям, тенденции улучшения детско - родительских отношений.
Наличие в семье слабослышащего ребенка является причиной формирования стойких отрицательных психологических состояний у родителей и влияет на взаимоотношения как внутри семьи, так и в социуме. Неадекватное отношение родителей к ребенку и его дефекту сказывается на его развитии, воспитании и нервно-психическом состоянии.
Психолого-педагогическое
сопровождение семьи
-ознакомление
родителей с особенностями
-ознакомление
с психолого-педагогическими
-обучение
родителей способам
-формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его дефекту;
-разрешение
личностных психологических
Заключение
Материнское
отношение к детям с
Рождение и воспитание аномального ребенка вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием родительский стресс.
В заключении подводятся итоги исследования, делаются основные выводы:
Родители, имеющие глухих и слабослышащих детей, не всегда чувствуют себя уверенными в вопросах общения и воспитания ребенка с нарушением слуха и речи. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.
Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога. В дальнейшем такие дети для воспитания и обучения определяются в специальные учреждения.
Глухой
ребенок имеет потребность
Ребенок часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Ребенок озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым.
Родители не пытаются говорить с ним, не вызывая у него потребности в речевом общении, невольно толкают своего ребенка к немоте. Чтобы избегать этого, родителям следует быть очень внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него. Как это, к сожалению, иногда бывает.
Необходимо добиться того, чтобы и глухой ребенок понял, что от него хочет мать. Задача родителей глухого ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», - думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
С глухим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у глухого ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.
Надо развивать зрительное внимание, которое так необходимо глухому ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в картинное лото или игра « Чего не стало». На стол выкладывается несколько игрушек (например лошадка, кошка, юла, машина, собака). Сначала ребенок смотрит и запоминает, какие игры на столе. Потом мы просим его закрыть глазки и в этот момент убираем одну игрушку. Открыв глаза, он должен сказать, чего не стало на столе. Например, «нет мяча», «нет би-би» [22].
Для того чтобы подготовить ребенка к школе, нужно приучить его к определенному распорядку дня, к режиму, который поможет ему легче привыкнуть к школьным занятиям. Нужно, чтобы утром он не залеживался в кровати. Распределить время для занятий и прогулок, следить за правильным питанием, вечером вовремя укладывать спать.
Правильный распорядок дня приучит ребенка к организованности, обеспечит ему достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье. Родители должны помнить, что воспитание глухого ребенка и слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения – это длительная и кропотливая работа.
Родителям всегда могут оказать помощь врачи сурдологи-оториноларингологи, сурдопедагоги, если они своевременно обратятся за консультацией в областной центр реабилитации слуха [27].
Разработанная
программа психологической
Результаты
исследования свидетельствуют о
повышении эмоционального принятия
ребенка матерью и
Таким
образом, представленная модель помощи
является эффективным средством повышения
родительской компетентности.
Список использованных источников
Учебники и учебные пособия: