Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом педагогика.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

    Итак, программа помощи позволила постепенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения матерей, освободить их от негативных эмоций, связанных с рождением и воспитанием аномального ребенка, переориентировать на позицию сотрудничества с ребенком и его эмоционального принятия, преодолеть у матерей чувство изолированности и отчужденности. Для оценки результативности коррекционной работы с матерями, имеющими детей с нарушением слуха, было проведено повторное обследование экспериментальной и контрольной групп с помощью методик: опросник родительских установок (PARI), опросник родительского отношения Столина – Варги, методика «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком».

Таблица 6

Сравнительный анализ родительских установок (PARI) после проведения коррекционных и психологических работ с матерьми, имеющими детей с нарушением слуха

Шкала Матери, имеющие детей
с нарушением слуха/ ДО с нормальным развитием/ ПОСЛЕ
Вербализация 36,8 48
Партнерские отношения 18,6 26,4
Развитие  активности ребенка 5,1 25,1
Уравновешенные  отношения 14,8 20
Раздражительность 11,3 6,4
Чрезмерная  забота 42,8 50
Подавление  воли 15,7 5,6
Исключение  вне семейных влияний 15,6 5
 

Рисунок 6. Сравнительный анализ родительских установок (PARI) после проведения коррекционных и психологических работ с матерьми, имеющими детей с нарушением слуха 

    Данные, полученные в экспериментальной группе, свидетельствуют, что у матерей детей с нарушением слуха статистически значимо увеличились показатели по шкале «Вербализация» – 48, «Партнерские отношения» – 26,4, «Развитие активности ребенка» – 25,1, «Уравновешенность отношений» – 20. Значительно уменьшились баллы по шкалам «Раздражительность» – 6,4, «Подавление воли» – 5,6. По параметру «Чрезмерное вмешательство в мир ребенка» количество баллов увеличилось – 50, а шкала «Исключение вне семейных влияний» уменьшилась – 5.

    В экспериментальной – уменьшилось количество матерей с высокими показателями по шкалам «Принятие – отвержение» – 7 , «Симбиоз» – 12.

Рисунок 7. Количество матерей, показывающих улучшение в материнском отношении по опроснику Столина-Варги 

    Наметившаяся тенденция к выработке позитивного отношения к детям с нарушением слуха нашла подтверждение и при повторной диагностике материнского восприятия ребенка и реакций на его поведение. Матери стали чаще использовать прилагательные – радостный, активный, добрый.

     Итак, образ ребенка в восприятии матери стал более позитивным. 
В экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения в описании действий ребенка. Матери стали чаще использовать слова: любит, целует, обнимает, помогает. Улучшились также реакции матерей на детское поведение. Матери стали больше показывать положительных чувств по отношению к ребенку.

     Выводы  к 3 Главе:

     Разработаны рекомендации и коррекционные тренинг-занятия психологической помощи матерям слабослышащих детей, которые могут  поспособствовать изменению материнского отношения в сторону большего эмоционального принятия, уменьшению симбиоза и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия матерями детей в сторону более позитивного и оптимистичного, освоению эффективных воспитательных стратегий, повышению эмоционального принятия ребенка матерью и сензитивности к его потребностям, тенденции улучшения детско - родительских отношений.

     Наличие в семье слабослышащего ребенка является причиной формирования стойких отрицательных психологических состояний у родителей и влияет на взаимоотношения как внутри семьи, так и в социуме. Неадекватное отношение родителей к ребенку и его дефекту сказывается на его развитии, воспитании и нервно-психическом состоянии.

     Психолого-педагогическое сопровождение семьи осуществляется по следующим направлениям[2]:

     -ознакомление  родителей с особенностями психического  развития слабослышащего ребенка, с его потенциальными возможностями, что позволяет сформировать адекватную и конструктивную позицию в отношении будущего ребенка и лечебно-педагогических мероприятий;

     -ознакомление  с психолого-педагогическими программами,  которые способствуют развитию  ребенка;

     -обучение  родителей способам коммуникации  и взаимодействию с ребенком, обучение приемам организации  игровой и учебной деятельности;

     -формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его дефекту;

     -разрешение  личностных психологических проблем,  оптимизация системы внутрисемейных  отношений.                
 
 
 

Заключение

     Материнское отношение к детям с нарушениями  развития обладает своей спецификой. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой – приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации. Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился такой ребенок, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности.

     Рождение  и воспитание аномального ребенка  вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые  обобщаются понятием родительский стресс. 

     В заключении подводятся итоги исследования, делаются основные выводы:

     Родители, имеющие глухих и слабослышащих  детей, не всегда чувствуют себя уверенными в вопросах общения и воспитания ребенка с нарушением слуха и  речи. Убедившись в том, что ребенок  не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.

     Конечно, воспитание глухого ребенка в  семье требует от родителей большой  выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога. В дальнейшем такие дети для воспитания и обучения определяются в специальные учреждения.

     Глухой  ребенок имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы  его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками  и криками [7].

     Ребенок часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Ребенок озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым.

     Родители  не пытаются говорить с ним, не вызывая  у него потребности в речевом  общении, невольно толкают своего ребенка  к немоте. Чтобы избегать этого, родителям  следует быть очень внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него. Как это, к сожалению, иногда бывает.

     Необходимо  добиться того, чтобы и глухой ребенок  понял, что от него хочет мать. Задача родителей глухого ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

     Многие  родители не делают попыток разговаривать  с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», - думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

     С глухим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у глухого  ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

     Когда с ребенком говорят и он смотрит  на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также  складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

     Родителям нужно знать, что в условиях семьи  глухой ребенок может овладеть произношением  слов, фраз, чтением с губ и  умением пользоваться остатками  слуха. Если у ребенка имеются  остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

     Надо  развивать зрительное внимание, которое  так необходимо глухому ребенку  при чтении с губ. Этому очень  способствует игра в картинное лото или игра « Чего не стало». На стол выкладывается несколько игрушек (например лошадка, кошка, юла, машина, собака). Сначала ребенок смотрит и запоминает, какие игры на столе. Потом мы просим его закрыть глазки и в этот момент убираем одну игрушку. Открыв глаза, он должен сказать, чего не стало на столе. Например, «нет мяча», «нет би-би» [22].

     Для того чтобы подготовить ребенка  к школе, нужно приучить его к  определенному распорядку дня, к  режиму, который поможет ему легче  привыкнуть к школьным занятиям. Нужно, чтобы утром он не залеживался в кровати. Распределить время для занятий и прогулок, следить за правильным питанием, вечером вовремя укладывать спать.

     Правильный  распорядок дня приучит ребенка  к организованности, обеспечит ему достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье. Родители должны помнить, что воспитание глухого ребенка и слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения – это длительная и кропотливая работа.

     Родителям всегда могут оказать помощь врачи сурдологи-оториноларингологи, сурдопедагоги, если они своевременно обратятся за консультацией в областной центр реабилитации слуха [27].

     Разработанная программа психологической помощи матерям детей с нарушением слуха  способствует изменению материнского отношения в сторону большего эмоционального принятия, уменьшению симбиоза и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия матерями детей в сторону более позитивного и оптимистичного, освоению эффективных воспитательных стратегий.

     Результаты  исследования свидетельствуют о  повышении эмоционального принятия ребенка матерью и сензитивности  к его потребностям, о тенденции  улучшения детско-родительских отношений.

     Таким образом, представленная модель помощи является эффективным средством повышения родительской компетентности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

Учебники  и учебные пособия:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Учебник / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 2002. – 357,685 с.
  2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Практическое пособие /                       Л. Анзорг. – М.: Просвещение, 2007. – 490 с.
  3. Белоусова И.В. Психологические проблемы современной российской семьи: Учебное пособие / И.В. Белоусова. – Нижний Тагил: НГСПА, 2005. – 230 с.
  4. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя: Практическое пособие, 2004. – 124 с.
  5. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии: Учебник / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: Практическое пособие / Б.Ю. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.
  7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2001. – 304 с.
  8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 22, 29, 320с.
  9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – М: Академия, 2007. – 232 с.
  10. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод.пособие / И.Ю. Левченко,                        В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
  11. Матвеева А., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или – Что я могу узнать о своём ребёнке: Практическое пособие /                  А. Матвеева, И. Выбойщик, Д. Мякушкин. – АСТ-Прасс, 2007. – 161, 570 с.
  12. Обухова, Т.И. Ознакомление с окружающим миром детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учебно-методическое пособие /                Т.И. Обухова. - Минск: БГПУ, 2008. – 48 с.
  13. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие /                        Р.В. Овчарова. – М.: ACADEMIA, 2005. – 153, 363 с.
  14. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития: Практическое пособие /  под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006. – 128с.
  15. Пенин Г.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Г.А. Пенин, 2008, Каро, –              496 с.
  16. Петер А.Я. Воспитание и обучение глухого ребенка: Учебное пособие / А.Я. Петер, 2003. – 248 с.
  17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие / Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 87,32, 192с.
  18. Романов А.А. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Альбом диагностических методик. – М.: «Принт», 2000. –  24, 30с.
  19. Русакович, И.К. Жестовый язык в семейном воспитании неслышащих детей / И.К. Русакович // Современная семья и проблемы семейного воспитания: материалы Междунар. научно-практ. конф., г. Могилев, 18 - 20 марта 2008 г. /  УО "МГУ им.А. А. Кулешова", 2008. – С. 345 – 350.
  20. Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности. Пособие для учителя специальной школы: Практическое пособие / Е.Г. Речицкая. – М.: Владос, 2005. – 234 с.
  21. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: Практическое пособие / А.С. Спиваковская. Т.2. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 464 с.
  22. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие /                       Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 124 с.
  23. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений / О.В.Хухлаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208с. – 112.

Информация о работе Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом