Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом педагогика.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

     По  мнению практиков, в сознании не каждого  слышащего родителя формируется потребность к усвоению специальных форм взаимодействия (дактилологии и жестовой речи) с ребенком, имеющим бисенсорный дефект. В некоторых случаях отсутствие таких навыков может ограничивать как контакты самого ребенка с окружающим миром, так и возможные формы взаимодействия с ним родителей. Это также обусловливает возникновение коммуникативного барьера между ребенком и его родителями.

     Итак, семьи, воспитывающие детей с  патологией слуха, имеют большое  количество трудностей и проблем, связанных с появлением больного ребенка: психологических, социальных, соматических, ставящих под угрозу не только психологический климат в такой семье, но и само ее существование. Решение многих из этих проблем возможно при условии освоения родителями жестовой речи, а также в ходе тесной работы родителей со специальными службами помощи – сурдологической, психологической, педагогической.

     Известно, что внутрисемейные отношения играют важную роль в формировании личности детей. Семья при помощи системы  оценок и эталонов ценностей в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка. Как правило, опыт ребенка полный и разносторонний, если родителей и детей связывает глубокая любовь и понимание, и главное место в семье занимает отношение друг к другу.

     В воспитании детей с нарушением слуха  важным условием, «во многом определяющим климат внутрисемейных отношений и  эффективность воспитательных воздействий, является жестовое общение родителей  и их неслышащих детей» – считает И.К. Русакович.[19] В связи с этим следует отметить, что в отечественной и зарубежной сурдопедагогике развивались полярные взгляды на роль жестового языка в воспитании детей с недостатками слуха, разделяющие, по определению Г.Л. Зайцевой, позиции биолого-медицинской и социокультурной концепции глухоты. Л.С. Выготский изучал роль жестового языка в коммуникативной и познавательной деятельности. Он утверждал, что жестовая речь – подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения. Ученый отмечал выразительность жестового языка и подчеркивал, что «для коренного улучшения воспитания глухих детей различные формы речи не конкуренты, а ступени, по которым глухой ребенок восходит к овладению речью». [5] Однако многие исследователи долгое время не обращались к проблеме использования жестовой речи в специальном образовании, что было связано с отсутствием экспериментальных фактов и невозможностью научного изучения жестового языка с позиций традиционной лингвистики. По этой причине жестовый язык считался примитивным, не достойным внимания и отрицательно влияющим на развитие словесной речи.  Неслышащий ребёнок в семье неслышащих осваивает язык жестов практически, в общении со своей семьей. В худшей ситуации находятся дети с патологией слуха в семье слышащих родителей: они оказываются без поддержки родителей в овладении жестовой речью и взаимодействие родителей и ребенка строится строго на словесной основе. Однако многочисленные исследования показывают, что «чисто устный» метод в образовании неслышащих не дает ожидаемых и желаемых результатов.

     Благодаря жестовой речи, глухие дети познают  окружающий мир, осознают связи и  взаимоотношения между предметами и представлениями об этих знаниях, затем с успехом используют знания в специальном обучении, усваивая словесную речь. Сформированные жестовые понятия обогащают словесные, становятся базой для их прочного запоминания и использования. Глухие дети по средствам ежедневного общения с глухими родителями накапливают знания жестовой речи. Дети в таких условиях, овладевая и пользуясь жестовыми обозначениями, практически повторяют линию речевого развития слышащего ребенка. Российский ученый В. Петшак экспериментально доказал, что воспитание детей с недостатками слуха на жестовой основе в семье глухих обеспечивает богатство эмоционального опыта школьников, близкое к формируемому в норме, тогда как глухие в семье слышащих оказываются и эмоционально недостаточно развитыми.

     Жестовый  язык для неслышащих имеет важное значение, именно при его помощи выражаются впечатления от окружающего мира, первые просьбы и самые первые сообщения. Жестовый язык имеет функцию межличностной коммуникации лиц с недостатками слуха. Он является языком микросоциумов неслышащих, имеющих свои традиции и культуру, на нем осуществляют свою деятельность ассоциации глухих.[16] Однако уровень владения жестовым языком у значительной части слышащих родителей, воспитывающих неслышащих детей, остается низким, а значит и сотрудничество, равноправное речевое партнерство между ними проблематично. В большинстве слышащих семей жестовый язык не используется как средство эмоционально-речевого развития, познания окружающего, неформально-личностного общения, идентификации, социализации, приобщения к культурным ценностям.

     У глухих детей, имеющих слышащих родителей  обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них наиболее благополучное отношение складываются с братьями и сестрами. Отношения с матерью эмоционально бедны, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Для глухого ребенка, воспитывающегося в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрей находят контакт между собой, у них легче устанавливаются взаимопонимания, что труднее происходит с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть.

     В исследовании Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой  были получены сведения об особенностях личности детей с нарушениями  слуха. Слышащие дети характеризовались  достаточно высоким показателем  любознательности (75%), глухие дети глухих родителей – более низким показателям (65%), глухие же дети из слышащих семей – самым низким (45%). Незначительно различались дети всех групп по общительности (60-70%).

     Таким образом, взаимоотношения ребенка  имеющего нарушения слуха с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к формированию отрицательных качеств личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушениями слуха.

     Итак, в случае «особого» материнства  взаимосвязь мать – ребенок часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне. Полное растворение в ребенке, как и другие случаи крайнего проявления черт человеческой природы, – не всегда благо и может привести к потере женщиной своей индивидуальности, препятствовать росту личности [4].

     Невротические проявления становятся практически  постоянной составляющей поведения  матери. Наиболее заметны при наблюдении следующие: снижение регулирующего самоконтроля, затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях, избирательность контактов – женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми и при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически. Эмоциональный стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотреченное переключение ее внимания на ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если в семье были натянутые отношения до рождения ребенка, то появление на свет ребенка с нарушениями в развитии усиливает разногласия между супругами, и часто семьи распадаются.

     В тех же семьях, где отношения до рождения ребенка были доверительными, теплыми, строились на взаимопонимании  и любви, рождение ребенка с нарушениями в развитии нередко еще больше укрепляет семью. Но и эта семья нуждается в моральной поддержке окружающих, близких людей и общества. Без такой поддержки с годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей народителям Внутреннее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение все эти факторы изменяют взгляд матери на мир, отношение к самой себе и другим людям. В настоящее время остро стоит проблема социальной интеграции ребенка с нарушенным слухом в среду слышащих детей. Часто мы сталкиваемся с тем, что нет системного подхода к этой проблеме. В этом случае каждый родитель ребенка с патологией слуха вынужден решать ее индивидуально, применительно к своей ситуации. А значит, нельзя недооценивать роль родителей детей с нарушениями слуха в процессе интеграции их детей в социальную среду. Насколько успешной будет эта интеграция зависит от многих факторов: отношение семьи к дефекту ребенка, уровня коррекционно – педагогической подготовки родителей, уровня их притязаний и мотивации к обучению. В случае, когда родители проявляют безразличие либо недостаточное внимание к дефекту ребенка отсутствует привязанность матери к ребенку.

     Детей из таких семей наряду с педагогической запущенностью обычно отличает плохоеадаптирование, неуверенность в себе, трудности при вступлении в контакт со сверстниками и взрослыми. Наоборот, когда мама и ребенок эмоционально привязаны друг к другу, когда родители не отвергают проблемы в развитии своего ребенка, малыш находится в более комфортных условиях, в естественной речевой среде, что стимулирует быстрый темп развития речевого общения. Мама, постоянно находясь с ребенком, проводит многогранную работу по развитию речи слабослышащего малыша, используя различные ее формы. Родителям под силу организовать общение своего ребенка со слышащими сверстниками на прогулке, в гостях, в иных сходных ситуациях. В результате дети учатся взаимодействовать друг с другом. [15] У ребенка с нарушением слуха появляется естественная потребность речевого общения, активизируется речь, пополняется словарь, появляются положительные эмоции, исчезает скованность в речевом общении. Речь успешно развивается и становится естественной потребностью в общении.

     Получив навык общения со слышащими сверстниками, ребенок с нарушением слуха разовьет речь как выражение своей индивидуальности. А это значит, что слабослышащий ребенок получит возможность дальнейшего обучения в массовой школе, что является ступенькой к полной социальной интеграции в общество слышащих людей.  При оценке возможности успешной реабилитации и интеграции ребенка с нарушенным слухом в среду слышащих детей необходимо учитывать также уровень коррекционно-педагогической подготовки родителей, так как их участию в обучении и воспитании ребенка отводится значительная роль. От того, как грамотно они ее реализуют, во многом зависит успех реабилитационных мероприятий.

     Для повышения уровня коррекционно-педагогической подготовки родителей, имеющих ребенка с нарушением слуха необходимо наладить активное двустороннее взаимодействие родителя и педагога, осуществляющего реабилитацию. В процессе такой работы мама учится правильному общению с ребенком с нарушением слуха, овладевает специфическими приемами и методами работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению, помогает малышу усваивать новые знания естественным образом в домашней обстановке. При этом важно, чтобы мама не дублировала педагога, а проводила работу по закреплению знаний на материале наиболее актуальном именно дома или на прогулке во дворе, при общении с родственниками. Систематически консультируя родителей, детально разъясняя им цели и задачи того или иного этапа обучения, педагог повышает мотивацию к обучению малыша. Мама становится равноправным активным участником коррекционного процесса, что является залогом успешности реабилитационных мероприятий. А значит, повышает шансы ребенка с нарушением слуха на равных влиться в коллектив слышащих сверстников [ 20]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  к 1 Главе:

  1. Родительское отношение личности, с одной стороны, является фактором успешного развития ребенка, с другой стороны, частью личностной сферы человека. Как часть личностной сферы родительское отношение личности связывает человека с миром и представляет собой избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь родителя с ребенком.
  2. Родительское отношение выражается в действиях, реакциях и переживаниях и возникает под влиянием системы разнообразных условий. К числу основных условий, влияющих на содержание родительского отношения, относятся биологические предпосылки, культурные модели родительского поведения, собственная жизненная история и личностные особенности родителя.
  3. Родительское отношение представляет собой структуру, образованную взаимосвязью ядерных и поверхностных компонентов. К числу ядерных компонентов относятся потребпостно-мотивационный и ценностно-смысловой, к числу поверхностных – эмоциональный, оценочный и поведенческий.
  4. Для материнского отношения системообразующим компонентом является эмоциональный компонент. Различаются оценки ребенка родителями разного пола: отцы оценивают ребенка более позитивно, чем матери, но при этом эмоционально и физически дистанцированны от него. В потребностно-мотивационном компоненте наиболее важными мотивами для матерей являются мотивы, связанные с развитием отношений с партнером, для отцов большее значение имеют мотивы самоизменения.
  5. Развитие и коррекция родительского отношения возможны в результате психологического воздействия на его структуру. В результате психологического воздействия происходит изменение поверхностных компонентов родительского отношения – эмоционального и оценочного, сближаются образы идеального и реального родителя.
  6. Основная роль женщины в семье – материнство. Формирующая роль матери в полоролевой социализации ребенка, влияние на развитие личности ребенка. Личностные особенности матери являются основным условием формирования стиля родительского отношения к ребенку и типа семейных отношений в целом.
  7. Проблема влияния стилей семейного воспитания на формирование базовых качеств личности детей с нарушением слуха, в настоящее время очень актуальна. Что первым, и самым важным социальным институтом является семья и именно здесь ребенок начинает познавать первые правила поведения, нравственные нормы, начинаются складываться задатки к формированию личности ребенка.
  8. Формирование личности ребенка с нарушением слуха идет тем же путем, что и у нормально слышащих детей. Ее развитие происходит в сложных, нарушенных условиях и имеет специфические особенности. Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.
  9. Решающим, в развитии личности ребенка с нарушением слуха является социальные условия жизни, складывающиеся из общения, обучающих воздействий, организации жизни в целом.
  10. Глухота у детей приводит к появлению у них таких личностных черт, как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, и меньше, чем у слышащих, стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость [16].

Информация о работе Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом