Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников
По мнению практиков, в сознании не каждого слышащего родителя формируется потребность к усвоению специальных форм взаимодействия (дактилологии и жестовой речи) с ребенком, имеющим бисенсорный дефект. В некоторых случаях отсутствие таких навыков может ограничивать как контакты самого ребенка с окружающим миром, так и возможные формы взаимодействия с ним родителей. Это также обусловливает возникновение коммуникативного барьера между ребенком и его родителями.
Итак, семьи, воспитывающие детей с патологией слуха, имеют большое количество трудностей и проблем, связанных с появлением больного ребенка: психологических, социальных, соматических, ставящих под угрозу не только психологический климат в такой семье, но и само ее существование. Решение многих из этих проблем возможно при условии освоения родителями жестовой речи, а также в ходе тесной работы родителей со специальными службами помощи – сурдологической, психологической, педагогической.
Известно, что внутрисемейные отношения играют важную роль в формировании личности детей. Семья при помощи системы оценок и эталонов ценностей в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка. Как правило, опыт ребенка полный и разносторонний, если родителей и детей связывает глубокая любовь и понимание, и главное место в семье занимает отношение друг к другу.
В воспитании детей с нарушением слуха важным условием, «во многом определяющим климат внутрисемейных отношений и эффективность воспитательных воздействий, является жестовое общение родителей и их неслышащих детей» – считает И.К. Русакович.[19] В связи с этим следует отметить, что в отечественной и зарубежной сурдопедагогике развивались полярные взгляды на роль жестового языка в воспитании детей с недостатками слуха, разделяющие, по определению Г.Л. Зайцевой, позиции биолого-медицинской и социокультурной концепции глухоты. Л.С. Выготский изучал роль жестового языка в коммуникативной и познавательной деятельности. Он утверждал, что жестовая речь – подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения. Ученый отмечал выразительность жестового языка и подчеркивал, что «для коренного улучшения воспитания глухих детей различные формы речи не конкуренты, а ступени, по которым глухой ребенок восходит к овладению речью». [5] Однако многие исследователи долгое время не обращались к проблеме использования жестовой речи в специальном образовании, что было связано с отсутствием экспериментальных фактов и невозможностью научного изучения жестового языка с позиций традиционной лингвистики. По этой причине жестовый язык считался примитивным, не достойным внимания и отрицательно влияющим на развитие словесной речи. Неслышащий ребёнок в семье неслышащих осваивает язык жестов практически, в общении со своей семьей. В худшей ситуации находятся дети с патологией слуха в семье слышащих родителей: они оказываются без поддержки родителей в овладении жестовой речью и взаимодействие родителей и ребенка строится строго на словесной основе. Однако многочисленные исследования показывают, что «чисто устный» метод в образовании неслышащих не дает ожидаемых и желаемых результатов.
Благодаря
жестовой речи, глухие дети познают
окружающий мир, осознают связи и
взаимоотношения между
Жестовый язык для неслышащих имеет важное значение, именно при его помощи выражаются впечатления от окружающего мира, первые просьбы и самые первые сообщения. Жестовый язык имеет функцию межличностной коммуникации лиц с недостатками слуха. Он является языком микросоциумов неслышащих, имеющих свои традиции и культуру, на нем осуществляют свою деятельность ассоциации глухих.[16] Однако уровень владения жестовым языком у значительной части слышащих родителей, воспитывающих неслышащих детей, остается низким, а значит и сотрудничество, равноправное речевое партнерство между ними проблематично. В большинстве слышащих семей жестовый язык не используется как средство эмоционально-речевого развития, познания окружающего, неформально-личностного общения, идентификации, социализации, приобщения к культурным ценностям.
У глухих детей, имеющих слышащих родителей обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них наиболее благополучное отношение складываются с братьями и сестрами. Отношения с матерью эмоционально бедны, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Для глухого ребенка, воспитывающегося в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрей находят контакт между собой, у них легче устанавливаются взаимопонимания, что труднее происходит с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть.
В исследовании Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой были получены сведения об особенностях личности детей с нарушениями слуха. Слышащие дети характеризовались достаточно высоким показателем любознательности (75%), глухие дети глухих родителей – более низким показателям (65%), глухие же дети из слышащих семей – самым низким (45%). Незначительно различались дети всех групп по общительности (60-70%).
Таким образом, взаимоотношения ребенка имеющего нарушения слуха с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к формированию отрицательных качеств личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушениями слуха.
Итак, в случае «особого» материнства взаимосвязь мать – ребенок часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне. Полное растворение в ребенке, как и другие случаи крайнего проявления черт человеческой природы, – не всегда благо и может привести к потере женщиной своей индивидуальности, препятствовать росту личности [4].
Невротические проявления становятся практически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при наблюдении следующие: снижение регулирующего самоконтроля, затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях, избирательность контактов – женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми и при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически. Эмоциональный стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотреченное переключение ее внимания на ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если в семье были натянутые отношения до рождения ребенка, то появление на свет ребенка с нарушениями в развитии усиливает разногласия между супругами, и часто семьи распадаются.
В тех же семьях, где отношения до рождения ребенка были доверительными, теплыми, строились на взаимопонимании и любви, рождение ребенка с нарушениями в развитии нередко еще больше укрепляет семью. Но и эта семья нуждается в моральной поддержке окружающих, близких людей и общества. Без такой поддержки с годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей народителям Внутреннее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение – все эти факторы изменяют взгляд матери на мир, отношение к самой себе и другим людям. В настоящее время остро стоит проблема социальной интеграции ребенка с нарушенным слухом в среду слышащих детей. Часто мы сталкиваемся с тем, что нет системного подхода к этой проблеме. В этом случае каждый родитель ребенка с патологией слуха вынужден решать ее индивидуально, применительно к своей ситуации. А значит, нельзя недооценивать роль родителей детей с нарушениями слуха в процессе интеграции их детей в социальную среду. Насколько успешной будет эта интеграция зависит от многих факторов: отношение семьи к дефекту ребенка, уровня коррекционно – педагогической подготовки родителей, уровня их притязаний и мотивации к обучению. В случае, когда родители проявляют безразличие либо недостаточное внимание к дефекту ребенка отсутствует привязанность матери к ребенку.
Детей из таких семей наряду с педагогической запущенностью обычно отличает плохоеадаптирование, неуверенность в себе, трудности при вступлении в контакт со сверстниками и взрослыми. Наоборот, когда мама и ребенок эмоционально привязаны друг к другу, когда родители не отвергают проблемы в развитии своего ребенка, малыш находится в более комфортных условиях, в естественной речевой среде, что стимулирует быстрый темп развития речевого общения. Мама, постоянно находясь с ребенком, проводит многогранную работу по развитию речи слабослышащего малыша, используя различные ее формы. Родителям под силу организовать общение своего ребенка со слышащими сверстниками на прогулке, в гостях, в иных сходных ситуациях. В результате дети учатся взаимодействовать друг с другом. [15] У ребенка с нарушением слуха появляется естественная потребность речевого общения, активизируется речь, пополняется словарь, появляются положительные эмоции, исчезает скованность в речевом общении. Речь успешно развивается и становится естественной потребностью в общении.
Получив навык общения со слышащими сверстниками, ребенок с нарушением слуха разовьет речь как выражение своей индивидуальности. А это значит, что слабослышащий ребенок получит возможность дальнейшего обучения в массовой школе, что является ступенькой к полной социальной интеграции в общество слышащих людей. При оценке возможности успешной реабилитации и интеграции ребенка с нарушенным слухом в среду слышащих детей необходимо учитывать также уровень коррекционно-педагогической подготовки родителей, так как их участию в обучении и воспитании ребенка отводится значительная роль. От того, как грамотно они ее реализуют, во многом зависит успех реабилитационных мероприятий.
Для
повышения уровня коррекционно-педагогической
подготовки родителей, имеющих ребенка
с нарушением слуха необходимо наладить
активное двустороннее взаимодействие
родителя и педагога, осуществляющего
реабилитацию. В процессе такой работы
мама учится правильному общению с ребенком
с нарушением слуха, овладевает специфическими
приемами и методами работы по развитию
слухового восприятия и обучению произношению,
помогает малышу усваивать новые знания
естественным образом в домашней обстановке.
При этом важно, чтобы мама не дублировала
педагога, а проводила работу по закреплению
знаний на материале наиболее актуальном
именно дома или на прогулке во дворе,
при общении с родственниками. Систематически
консультируя родителей, детально разъясняя
им цели и задачи того или иного этапа
обучения, педагог повышает мотивацию
к обучению малыша. Мама становится равноправным
активным участником коррекционного процесса,
что является залогом успешности реабилитационных
мероприятий. А значит, повышает шансы
ребенка с нарушением слуха на равных
влиться в коллектив слышащих сверстников
[ 20].
Выводы к 1 Главе: