Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников
Таблица 3
Средние значения по характеристикам ребенка
|
Рисунок
3. Результаты методики «Решение матерью
типичных ситуаций взаимодействия с ребенком»
Результаты показывают, что наиболее позитивное восприятие ребенка отмечается у матерей нормальных детей. Матери детей с нарушением слуха имеют более высокие показатели, так в случае негативных характеристик матери детей с нарушением слуха получили статистически более высокие значения, нежели матери нормальных детей.
Матери нормально развивающихся детей воспринимают детей как самостоятельных, активных, умных, больших. Матери детей с нарушением слуха чаще выбирали такие характеристики ребенка, как несамостоятельный, упрямый, грустный, агрессивный, одинокий, больной.
Матери детей с нарушением слуха воспринимают детей более нейтрально и позитивно ("Мой ребенок не любит драться", "Дочь просит помочь решить задачу", "Ребенок с родителями идет в гости"). Матери нормальных детей видят своего ребенка активным, созидательным и любящим ("Мой ребенок мне помогает"; "Без дела не сидит"; "Драться не будет, но и за себя постоит"; "Он меня любит, целует, обнимает, гордится").
Матери детей без нарушения развития чаще испытывали положительные чувства по отношению к ребенку, так, они говорили, что довольны, счастливы, радуются, любуются, гордятся ребенком. Они были гораздо более ориентированы на сотрудничество с детьми, нежели матери детей с нарушениями развития (обеих групп). Эти матери используют убеждающие стратегии, одобряют действия своего ребенка ("Мама поговорит с ребенком, убедит его"; "Мама похвалит, подбодрит").
Отношение матерей детей с нарушением слуха к ребенку более нарушено по сравнению с матерями нормально развивающихся детей.
Следующим шагом нашего исследования является изучение восприятия и переживания матерью родительской роли. Для решения этой задачи была использована модифицированная методика ТАТ, из которой мы заимствовали только те таблицы, содержание которых относится к проблеме материнства, кроме того, нами добавлены 2 фотографии, изображающие мать и ребенка. Рассказы матерей анализировались нами по следующим критериям: "эмоциональный знак временных планов рассказов", "эмоциональное состояние матери".
Таблица 4
Отношение матерей к прошлому, настоящему и будущему по методике ТАТ
Шкала | Матери, имеющие детей | |
с нарушением слуха | с нормальным развитием | |
Отношение к прошлому | 7,6 | 4,2 |
Отношение к настоящему | 4,9 | 2,6 |
Отношение к будущему | 2,4 | 0,6 |
Рисунок
4. Отношение матерей к прошлому,
настоящему и будущему по методике ТАТ
Анализ эмоционального знака временных планов рассказов показал, что исследуемы группы значимо отличаются друг от друга. Негативно к своему прошлому относятся матери детей с нарушением слуха. Негативное отношение к прошлому составило: у матерей с детьми с нарушением слуха – 7.6, <j = 1.1, тогда как у матерей нормально развивающихся детей оно равно 4.2. <j = 0.9.
Как
и прошлое, настоящее матери нормально
развивающихся детей
Практически в каждом рассказе матери проецировали свои эмоции. Эмоциональные состояния были объединены в две группы: негативные эмоции (горе, страдание, депрессия, вина, стыд), позитивные эмоции (любовь, гордость, счастье). Полученные результаты представлены в табл. 5.
Таблица 5
Средние значения эмоционального состояния матерей
Эмоции | Матери, имеющие детей | |
с наруш. слуха | с норм. разв. | |
Позитивные эмоции | 2,5 | 3,8 |
Негативные эмоции | 3,9 | 1,5 |
Рисунок
5. Средние значения эмоционального состояния
матерей
Анализируя материнские рассказы, мы обнаружили, что позитивные эмоции преобладают у матерей детей без нарушений развития (х = 3.8). У матерей детей с нарушением слуха – 2.5. Значительный разрыв наблюдается в средних показателях по наличию негативных эмоций. У матерей детей с нарушением слуха – 3.9, а у нормальных – 1.5.
У родителей нормальных детей преобладали чувства любви, доброты и гордости. Отрицательные эмоции встречались нечасто, и они не носили такого «обреченного» характера. Рассказы матерей детей с нарушением слуха показали, что у них тоже часто встречаются чувства горя, страдания, вины, тревоги, однако в меньшей степени.
У матерей аномальных детей возникают реакции разочарования, отрицания и обвинения, которые появляются на почве ощущения беспомощности и безысходности. Матери пытаются переложить ответственность за состояние ребенка на других (врача, супруга). Хотя они и проявляют чувство любви к ребенку, но оно сопряжено с самопожертвованием.
Результаты исследования показывают, что состояние психического здоровья ребенка выступает существенной детерминантой материнства. Действительно, рождение ребенка с патологией является испытанием для любого родителя. Нами было показано, что матери детей с нарушением интеллекта имеют тенденцию эмоционально отвергать своих детей. Рождение «дефектного» ребенка подрывает материнские ожидания и фантазии об идеальном, совершенном ребенке, вот почему матери трудно принять аномального ребенка. Материнское отвержение несет в себе отрицательный аффективный опыт для ребенка и может результировать в реакции избегания ребенком объектов, связанных с матерью, а в дальнейшем и других объектов среды. Такая ситуация имеет для умственно отсталого ребенка весьма негативные последствия, ограничивающие его компенсаторные возможности.
Опираясь на полученные экспериментальные данные, можно утверждать, что не только детская патология сама по себе, но и ее тяжесть является важным фактором формирования материнского отношения. Важно помнить о том, что социальная адаптация аномального ребенка напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. От исхода социальной компенсации зависит степень дефективности и нормальности ребенка. Поэтому первоочередной задачей является разработка методических рекомендаций по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха.
Нами разработана программа тренинг – коррекции и психологической помощи родителям детей с нарушением слуха, основными целями которой были следующие:
- изменение отношения матери к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
- оказание помощи матерям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
- оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у них напряжения и тревоги;
- привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.
Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как индивидуальное консультирование, групповая работа, просвещение матерей, взаимодействие специалистов и матерей, активное вовлечение матерей в жизнь дошкольного учреждения.
Матери были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 25 человек в каждой).
Первым и важным этапом в оказании психологической помощи матерям детей с нарушением слуха явилась индивидуальная консультативная работа. В процессе этой деятельности были, во-первых, выявлены матери, остро нуждающиеся в психологической помощи, во-вторых, были определены общие проблемы семей, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью. Консультативные беседы показали, что одни матери были растеряны, жаловались, что им никто не помогает, другие были настроены на поиск путей решения проблем. Первым нужна была, прежде всего, эмоциональная поддержка, сочувствие, остальные нуждались в получении информации о психофизических особенностях и возможностях своего ребенка. Исходя из потребностей матерей, разрабатывался план дальнейших действий. Положительным результатом индивидуальных консультаций явилось то, что матери, прислушиваясь к рекомендациям специалиста и почувствовав возможность получения реальной поддержки, обращались вновь за помощью.
Особое внимание на повторных консультациях уделялось обучению матерей умению общаться с ребенком. Матери описывали то поведение, которому они хотят научить ребенка. По желанию матери составлялась программа индивидуальной помощи ребенку. Они привлекались к работе по формированию у ребенка учебных навыков, развитию познавательных процессов.
Выводы к Главе 2: