Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников
Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». [17] Первая роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходит на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. Вторая, внешне совершенно иная роль по своему психологическому содержанию, возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. Две другие роли по существу описывают стиль близости родителей и ребенка. «Беби» отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, еще раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. «Примиритель», рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаться к родителям. Представляем два крайних типа, (а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций) [8]:
1.
Семьи, в которых отношения
строятся на основе любви и
принятия. Обобщенная формула
2.
Семьи, в которых отношения
строятся на неприятии и
В ряде исследований (А.Т.Шмелева, Т.М. Афанасьева) внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение . [17] Были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность:
1.
Отношения по типу чрезмерной
опеки характеризуются
2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Такая установка провоцирует усиленную критику ребенка при отсутствии похвалы и поощрений.
Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинация крайних значений дают четыре типа воспитания [11]:
-
теплое отношение к ребенку
в сочетании с предоставлением
ему самостоятельности и
-
холодное разрешающее
-
теплое ограничивающее
- холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и к преследованию любого самостоятельного поступка.
Многие
работы, посвященные детско-
Авторитарный стиль – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим детям матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Опекающий стиль – стремление постоянно быть с ребенком, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Исследования влияния различных стилей руководства на развитие личности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей. [8] Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. За рамками рассмотрения остается еще один очень важный вопрос – отношение ребенка к сложившейся системе семейных отношений. Этот аспект проблемы детско-родительских отношений остается недостаточно изученным. [13]
Итак,
детско-родительские отношения составляют
важнейшую подсистему отношений
семьи как целостной системы
и могут рассматриваться как
непрерывные, длительные и опосредованные
возрастными особенностями
Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами [23]: характер эмоциональной связи (со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон), мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя, стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства, способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, поддержка автономии ребенка, социальный контроль (требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля, санкции (поощрения и подкрепления), родительский мониторинг и степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений [ 9]:
-
родительская позиция,
-
тип семейного воспитания, определяемый
параметрами эмоциональных
-
образ родителя как
Изменение
воспитательной парадигмы от отношения
к ребенку как объекту
Проблема общения – основная проблема людей с нарушенным слухом в любой стране мира. Слабослышащий или глухой ребенок в семье – проблема общения и взаимопонимания внутри семьи, прежде всего. При первом знакомстве с глухим ребенком слышащий взрослый человек чаще всего оценивает его как недостаточно развитого, хотя зачастую это не так. У ребенка с нарушением слуха есть свои особенности в поведении, восприятии окружающего мира. Сложности начинаются с момента зарождения будущей жизни – «возраст слуха» формируется уже в период внутриутробного развития. Слух маленького ребенка совершенствуется с возрастом, параллельно идет и формирование речи – необходимый слуховой и речевой опыт особенно активно формируется в первые годы жизни.
Официальная
статистика в России оперирует результатами
всеобщих переписей, проводимых по отработанной
стандартизированной методике. Однако
все цифры в семейной статистике
носят достаточно обобщенный характер.
Семьи, входящие в этот огромный массив,
достаточно разнообразны. Отдельной статистики
по семьям, имеющим детей с нарушением
слуха, сегодня нет.
Родительское отношение к ребенку является многомерным образованием, включающем по крайней мере три структурные единицы:
1) интегральное принятие или отвержение ребенка;
2) межличностную дистанцию, т.е. степень близости родителя к ребенку;
3) форму и направление контроля за поведением ребенка. Каждая образующая в свою очередь представляет собой сочетание в разной пропорци эмоциональной, когнитивной и поведенческой компонент отношения человека к человеку.
Структура родительского отношения у лиц, не справляющихся с воспитанием ребенка и обратившихся за психологической помощью, искажена. Она отличается от структуры родительского отношения субъективно-благополучных родителей, не нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей, числом структурных единиц и их содержанием.
Родительское отношение как часть личностной сферы представляет собой избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь родителя с ребенком, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях и возникающую под влиянием культурных моделей родительского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей родителя.
Структура
родительского отношения