Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом педагогика.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». [17] Первая роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходит на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. Вторая, внешне совершенно иная роль по своему психологическому содержанию, возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. Две другие роли по существу описывают стиль близости родителей и ребенка. «Беби» отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, еще раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. «Примиритель», рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаться к родителям. Представляем два крайних типа, (а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций) [8]:

     1. Семьи, в которых отношения  строятся на основе любви и  принятия. Обобщенная формула родительского  отношения выражается утверждением: «Ребенок – центр моих интересов»  в поведении родителей отмечается  нежность к детям, разнообразные  занятия с ними, забота об их жизни.

     2. Семьи, в которых отношения  строятся на неприятии и отторжении  ребенка. Обобщенная формула родительского  отношения формулируется так:  «Ненавижу этого ребенка, не  буду о нем заботиться, беспокоиться».  В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.

     В ряде исследований (А.Т.Шмелева, Т.М. Афанасьева) внимание уделялось изучению степени  свободы ребенка в семье, или  тому, как родители регулируют его  поведение . [17] Были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность:

     1. Отношения по типу чрезмерной  опеки характеризуются следующей  родительской установкой: «Все сделаю  для своего ребенка, полностью  посвящу ему свою жизнь».

     2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Такая установка провоцирует усиленную критику ребенка при отсутствии похвалы и поощрений.

     Во  многих исследованиях психологи, пытаясь  описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинация крайних значений дают четыре типа воспитания [11]:

     - теплое отношение к ребенку  в сочетании с предоставлением  ему самостоятельности и инициативы;

     - холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;

     - теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально  ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

     - холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и к преследованию любого самостоятельного поступка.

     Многие  работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд типологию стилей семейного воспитания, описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский.

     Авторитарный  стиль – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим детям матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

     Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

       Попустительский стиль – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

     Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 

     Опекающий стиль – стремление постоянно быть с ребенком, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

     Исследования  влияния различных стилей руководства на развитие личности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей. [8] Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. За рамками рассмотрения остается еще один очень важный вопрос – отношение ребенка к сложившейся системе семейных отношений. Этот аспект проблемы детско-родительских отношений остается недостаточно изученным. [13]

     Итак, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений  семьи как целостной системы  и могут рассматриваться как  непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка  и родителя отношения.

     Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами [23]: характер эмоциональной связи (со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон), мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя, стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства, способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, поддержка автономии ребенка, социальный контроль (требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля, санкции (поощрения и подкрепления), родительский мониторинг и степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

     Интегративные показатели детско-родительских отношений [ 9]:

     - родительская позиция, определяемая  характером эмоционального принятия  ребенка, мотивами и ценностями  воспитания, образом ребенка, образом  себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

     - тип семейного воспитания, определяемый  параметрами эмоциональных отношений,  стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей  ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

     - образ родителя как воспитателя  и образ системы семейного  воспитания у ребенка. Этот  показатель стал предметом научного  исследования и широкого обсуждения  сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником.

     Изменение воспитательной парадигмы от отношения  к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке – ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм) [8], причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие», характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком . [25]

     Проблема  общения – основная проблема людей  с нарушенным слухом в любой стране мира. Слабослышащий или глухой ребенок  в семье – проблема общения  и взаимопонимания внутри семьи, прежде всего. При первом знакомстве с глухим ребенком слышащий взрослый человек чаще всего оценивает его как недостаточно развитого, хотя зачастую это не так. У ребенка с нарушением слуха есть свои особенности в поведении, восприятии окружающего мира. Сложности начинаются с момента зарождения будущей жизни – «возраст слуха» формируется уже в период внутриутробного развития. Слух маленького ребенка совершенствуется с возрастом, параллельно идет и формирование речи – необходимый слуховой и речевой опыт особенно активно формируется в первые годы жизни.

     Официальная статистика в России оперирует результатами всеобщих переписей, проводимых по отработанной стандартизированной методике. Однако все цифры в семейной статистике носят достаточно обобщенный характер. Семьи, входящие в этот огромный массив, достаточно разнообразны. Отдельной статистики по семьям, имеющим детей с нарушением слуха, сегодня нет.   
 
 
 
 
 
 

    1. Виды родительского  отношения и его структура

     Родительское  отношение к ребенку является многомерным образованием, включающем по крайней мере три структурные единицы:

     1) интегральное принятие или отвержение ребенка;

     2) межличностную дистанцию, т.е.  степень близости родителя к  ребенку; 

     3) форму и направление контроля  за поведением ребенка. Каждая  образующая в свою очередь представляет собой сочетание в разной пропорци эмоциональной, когнитивной и поведенческой компонент отношения человека к человеку.

     Структура родительского отношения у лиц, не справляющихся с воспитанием  ребенка и обратившихся за психологической помощью, искажена. Она отличается от структуры родительского отношения субъективно-благополучных родителей, не нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей, числом структурных единиц и их содержанием.

     Родительское  отношение как часть личностной сферы представляет собой избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь родителя с ребенком, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях и возникающую под влиянием культурных моделей родительского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей родителя.

     Структура родительского отношения личности образована пятью взаимосвязанными компонентами и включает в себя: потребностно-мотивационный компонент, состоящий из потребностей и мотивов, побуждающих к рождению ребенка; эмоциональный компонент, включающий чувства по отношению к ребенку, а также чувства по отношению к себе как к родителю - переживания по поводу собственной роли, степень удовлетворенности ею; поведенческий компонент, включающий как стиль воспитания, так и реальное поведение и операции, связанные с уходом за ребенком и общением с ним; оценочный компонент, содержащий оценку себя как родителя, оценку своего партнера как родителя и оценку ребенка; ценностно-смысловой компонент, включающий две основные ценности: ценность ребенка и ценность состояния «быть отцом» (матерью).

Информация о работе Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом