Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО
ОТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА
Целью данного исследования является изучение особенностей родительского отношения женщин, имеющих детей с нарушением слуха (слабослышащие дети), а так же влияния детско-родительских отношений в процессе воспитания.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: У женщин воспитывающих неслышащего ребенка, имеются характерные особенности в проявлении компонентов родительского отношения.
Исследование проводилось в городе Магнитогорске в 2011 году.
Для
проведения исследования было выбрано
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский
сад № 35» города Магнитогорска. В соответствии
с современными психолого-педагогическими
рекомендациями группы учреждения комплектуются
по разновозрастному принципу: для слабослышащих
и позднооглохших, для глухих, для детей
со сложными нарушениями. В данной работе
меня интересовали матери слабослышащих
детей подготовительных групп.
Практическая работа проводилась в подготовительных группах данного дошкольного учреждения.
В исследовании приняли участие: контрольная группа – матери детей с нормальным развитием и экспериментальная группа – матери детей с нарушением слуха.
На
основе анализа научной литературы была
составлена следующая диагностическая
программа.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на различных этапах работы применялись общенаучные (анализ, обобщение, моделирование феномена) и психологические (тестирование, анкетирование, наблюдение) методы.
Методики: PARI, Варги-Столина, «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком», ТАТ.
При математической обработке экспериментальных данных применялись методы корреляционного анализа, факторного анализа и сравнительного анализа с использованием критериев различия средних.
Мною была разработана часть тематического проекта и программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушенным слухом. Работа по этому разделу включает в себя:
Диагностическое направление – изучение представлений супругов о роли и функций матери в семьях воспитанников включает:
Методика изучения: анкета «Роль матери в семье» (Приложение 3), беседа – интервью с детьми. Для выявления отношения детей к своим матерям разработан ряд вопросов, выявляющих отношение детей к своим мамам. Мною были опрошены 10 детей с нарушением слуха. Были услышаны разные ответы: «Моя мама – самая добрая, самая красивая, самая любимая. Я хочу ее обнять и поцеловать», «Я не даю моей маме скучать. Когда ей грустно, я пою ей, рассказываю что-нибудь смешное», «Мы с мамой иногда ссоримся, но нам хорошо вместе». В результате интерпретация полученных данных, позволила подтвердить общие тенденции в сознании материнства, распределение функций между отцом и матерью в современном обществе (Приложение 4).
Для
изучения отношения родителей (прежде
всего, матерей) к разным сторонам семейной
жизни (семейной роли) нами применена методика
Методика PARI ( ParentalAttitudeResearchInstru
Для
выявления родительского
Для
выявления родительского
В ходе исследования проводилось изучение материнского восприятия ребенка и реакций на детское поведение, которое проводилось с помощью методики «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком». Следующим этапом я исследовала восприятие и переживания матерью родительской роли.
Для
решения этой задачи была использована
модифицированная методика ТАТ, из которой
были взяты только те таблицы, содержание
которых относится к проблеме материнства.
В ходе проведенного экспериментального изучения роли и функции матери в семьях имеющих детей с нарушением слуха, мною были применены ряд методик характеризующих отношения в семье, роль матери в семье и прочее, такие, как анкетирование, опрос детей и родителей, опросник PARI, опросник Столина и методика ТАТ. В результате были получены следующие данные:
В результате проведенного анкетирования родителей «Роль матери в семье» в анкетировании приняли участие 44 семьи (24 женщины (2 из них воспитывают детей самостоятельно) и 20 мужчин). Результаты изучения представлений супругов о роли и функций матери в семьях показали, что: 89% мужчин считают основной функцией женщины в семье – ведение домашнего хозяйства, когда 73 % женщин считают ее превалирующей в своей семейной жизни; лишь 13% мужчин и 24 % женщин считают – охрану психологического комфорта семьи; воспитанию детей как основной функции женщины отдают предпочтение 56% женщин и 63% мужчин (Приложение 7). 78% женщин принимают постоянное участие в воспитании детей, а по мнению 45% мужчин – периодическое (в зависимости от трудовой занятости); 12% женщин отметили, что воспитанием занимаются другие члены семьи (Приложение 8). 89% женщин считают, муж должен материально обеспечивать семью, 56% мужчин – считают, что оба (Приложение 9). 92% женщин считают, что лучше реализует воспитательную функцию по отношению к ребенку в семье, с ними согласны 79% мужчин (Приложение 10).
Результаты
анкетирования родителей и
Полученные данные в ходе структурированной беседы свидетельствуют о плохой информированности матерей о причинах нарушения слуха, неверии и несвоевременном обращении к специалистам, что приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи детям. Беседа показала, что более половины матерей относится к будущему пессимистически. Так они говорили: «О будущем думать просто страшно»; «Не могу даже говорить... Я не вижу выхода. Мне кажется, что с моей смертью и ребенок уйдет из жизни».
Анализ результатов опросника PARI показал, что матери детей с нарушением слуха имеют неустойчивый эмоциональный контакт с детьми, нежели матери имеющие детей без патологий и отклонений.
Таблица 1
Количество матерей, показывающих нарушение материнского отношения
Шкала | Матери, имеющие детей | |
с нарушением слуха | с нормальным развитием | |
Вербализация | 36,8 | 52 |
Партнерские отношения | 18,6 | 34 |
Развитие активности ребенка | 5,1 | 46 |
Уравновешенные отношения | 14,8 | 23 |
Раздражительность | 11,3 | 5 |
Чрезмерная забота | 42,8 | 12 |
Подавление воли | 15,7 | 4 |
Исключение вне семейных влияний | 15,6 | 7 |
Рисунок
1. Количество матерей, показывающих нарушение
материнского отношения
Итак, результаты показывают, что матери имеющие детей с нарушением слуха получили статистически более низкие баллы по шкалам «Вербализация» F (2, 148) = 36,8, р< 0.01, «Партнерские отношения», F (2,148) = 18,6, р < 0.01, «Развитие активности ребенка», F (2, 148) = 5,1, р < 0.01. «Уравнительные отношения», F (2, 148) = 14,8, р< 0.01.
Это говорит о том, что матери детей с нарушением слуха меньше общаются со своими детьми и менее стремятся к партнерским отношениям по сравнению с матерями из двух других групп. Напротив, по шкалам, входящим в фактор «Излишняя эмоциональная дистанция», они показали статистически более высокие баллы по сравнению с матерями детей не имеющих отклонение в развитии. Матери детей с нарушением слуха чаще испытывают раздражение по поводу ребенка, с другой стороны, они излишне концентрируются на нем (шкала «Раздражительность», F (2, 148) = 11,3, р< 0.01. У них оказались более высокие баллы по шкалам «Чрезмерная забота», F(2, 148) = 42,8, р< 0.01, «Подавление воли». F (2, 148)= 15.7, р< 0.01, «Исключение вне семейных влияний», F (2, 148) = 15,6, р < 0.01.
Так же в результаты исследования конкретных родительских установок по опроснику Столина-Варги нами получены результаты, представленные в табл. 2 и в Приложение 11.
Таблица 2
Количество матерей, показывающих нарушение материнского отношения
Шкала | Матери, имеющие детей | |
с нарушением слуха | с нормальным развитием | |
Принятие-отвержение | 20 | 19 |
Кооперация | 20 | 18 |
Симбиоз | 23 | 20 |
Авторитарная Гиперсоциализация | 40 | 38 |
Маленький неудачник | 39 | 38 |
Рисунок 2. Количество матерей, показывающих нарушение материнского отношения
Данные
показывают, что большинство матерей
двух исследуемых групп имеют высокие
баллы по шкалам «
Таким
образом, матери отличаются избыточным
контролем, который приобретает
авторитарные черты. Кроме того, они
инфантилизируют и
Результаты показывают, что у большинства матерей детей с нарушением слуха трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой – приводят к неприятию ребенка матерью.
Следующим этапом нашего исследования было изучение материнского восприятия ребенка и ее реакций на детское поведение, которое проводилось с помощью методики «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком». Обобщенные данные по результатам исследования материнского восприятия ребенка представлены в табл. 3.