Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом педагогика.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 

    1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
 

     Целью данного исследования является изучение особенностей родительского отношения  женщин, имеющих детей с нарушением слуха (слабослышащие дети), а так же влияния детско-родительских отношений в процессе воспитания.

     Задачи  исследования:

  1. Осуществить теоретический обзор литературы по проблеме родительского отношения к детям с нормальным и нарушенным слухом;
  2. Эмпирически выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха;
  3. Сформулировать методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха.

     Гипотеза исследования: У женщин воспитывающих неслышащего ребенка, имеются характерные особенности в проявлении компонентов родительского отношения.

     Исследование  проводилось в городе Магнитогорске  в 2011 году.

     Для проведения исследования было выбрано  МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 35» города Магнитогорска. В соответствии с современными психолого-педагогическими рекомендациями группы учреждения комплектуются по разновозрастному принципу: для слабослышащих и позднооглохших, для глухих, для детей со сложными нарушениями. В данной работе меня интересовали матери слабослышащих детей подготовительных групп. 

     Практическая  работа проводилась в подготовительных группах данного дошкольного  учреждения.

     В исследовании приняли участие: контрольная группа – матери детей с нормальным развитием и экспериментальная группа – матери детей с нарушением слуха.

     На  основе анализа научной литературы была составлена следующая диагностическая программа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методы  и методики исследования
 

     Для решения поставленных задач и  проверки гипотезы на различных этапах работы применялись общенаучные (анализ, обобщение, моделирование феномена) и психологические (тестирование, анкетирование, наблюдение) методы.

     Методики: PARI, Варги-Столина, «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком», ТАТ.

     При математической обработке экспериментальных  данных применялись методы корреляционного  анализа, факторного анализа и сравнительного анализа с использованием критериев  различия средних.

     Мною  была разработана часть тематического проекта и программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушенным слухом. Работа по этому разделу включает в себя:

     Диагностическое направление – изучение представлений  супругов о роли и функций матери в семьях воспитанников включает:

     Методика  изучения: анкета «Роль матери в  семье» (Приложение 3), беседа – интервью с детьми. Для выявления отношения детей к своим матерям разработан ряд вопросов, выявляющих отношение детей к своим мамам. Мною были опрошены 10 детей с нарушением слуха. Были услышаны разные ответы: «Моя мама – самая добрая, самая красивая, самая любимая. Я хочу ее обнять и поцеловать», «Я не даю моей маме скучать. Когда ей грустно, я пою ей, рассказываю что-нибудь смешное», «Мы с мамой иногда ссоримся, но нам хорошо вместе». В результате интерпретация полученных данных, позволила подтвердить общие тенденции в сознании материнства, распределение функций между отцом и матерью в современном обществе (Приложение 4).

     Для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) нами применена методика Методика PARI ( ParentalAttitudeResearchInstrument). Методика PARI (parental attitude research instrument ) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. (Приложение 5).

     Для выявления родительского отношения (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) применена методика Методика PARI ( ParentalAttitudeResearchInstrument) (Приложение 5).

     Для выявления родительского отношения  используется                      (А.Я.Варга, В.В.Столин), который представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (Приложение 6).

     В ходе исследования проводилось изучение материнского восприятия ребенка и  реакций на детское поведение, которое проводилось с помощью методики «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком». Следующим этапом я исследовала восприятие и переживания матерью родительской роли.

     Для решения этой задачи была использована модифицированная методика ТАТ, из которой были взяты только те таблицы, содержание которых относится к проблеме материнства. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  результатов изучения родительского  отношения женщин, имеющих детей  с нарушением слуха
 

     В ходе проведенного экспериментального изучения роли и функции матери в  семьях имеющих детей с нарушением слуха, мною были применены ряд методик характеризующих отношения в семье, роль матери в семье и прочее, такие, как анкетирование, опрос детей и родителей, опросник PARI,  опросник Столина и методика ТАТ. В результате были получены следующие данные:

     В результате проведенного анкетирования  родителей «Роль матери в семье» в анкетировании приняли участие 44 семьи (24 женщины (2 из них воспитывают детей самостоятельно) и 20 мужчин). Результаты изучения представлений супругов о роли и функций матери в семьях показали, что: 89% мужчин считают основной функцией женщины в семье – ведение домашнего хозяйства, когда 73 % женщин считают ее превалирующей в своей семейной жизни; лишь 13% мужчин и 24 % женщин считают – охрану психологического комфорта семьи; воспитанию детей как основной функции женщины отдают предпочтение 56% женщин и 63% мужчин (Приложение 7). 78% женщин принимают постоянное участие в воспитании детей, а по мнению 45% мужчин – периодическое (в зависимости от трудовой занятости); 12% женщин отметили, что воспитанием занимаются другие члены семьи (Приложение 8). 89% женщин считают, муж должен материально обеспечивать семью, 56% мужчин – считают, что оба (Приложение 9). 92% женщин считают, что лучше реализует воспитательную функцию по отношению к ребенку в семье, с ними согласны 79% мужчин (Приложение 10).

     Результаты  анкетирования родителей и беседа с детьми выявила необходимость  переориентации отношения в сознании мужей, детей и самих женщин к  роли матери в семье.

     Полученные  данные в ходе структурированной  беседы свидетельствуют о плохой информированности матерей о причинах нарушения слуха, неверии и несвоевременном обращении к специалистам, что приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи детям. Беседа показала, что более половины матерей относится к будущему пессимистически. Так они говорили: «О будущем думать просто страшно»; «Не могу даже говорить... Я не вижу выхода. Мне кажется, что с моей смертью и ребенок уйдет из жизни».

     Анализ  результатов опросника PARI показал, что матери детей с нарушением слуха имеют неустойчивый эмоциональный контакт с детьми, нежели матери имеющие детей без патологий и отклонений.

     Таблица 1

     Количество  матерей, показывающих нарушение материнского отношения

Шкала Матери, имеющие детей
с нарушением слуха с нормальным развитием
Вербализация 36,8 52
Партнерские отношения 18,6 34
Развитие  активности ребенка 5,1 46
Уравновешенные  отношения 14,8 23
Раздражительность 11,3 5
Чрезмерная  забота 42,8 12
Подавление  воли 15,7 4
Исключение  вне семейных влияний 15,6 7
 
 
 

Рисунок 1. Количество матерей, показывающих нарушение материнского отношения 

     Итак, результаты показывают, что матери имеющие детей с нарушением слуха получили статистически более низкие баллы по шкалам «Вербализация» F (2, 148) = 36,8, р< 0.01, «Партнерские отношения», F (2,148) = 18,6, р < 0.01, «Развитие активности ребенка», F (2, 148) = 5,1, р < 0.01. «Уравнительные отношения», F (2, 148) = 14,8, р< 0.01.

     Это говорит о том, что матери детей  с нарушением слуха меньше общаются со своими детьми и менее стремятся  к партнерским отношениям по сравнению  с матерями из двух других групп. Напротив, по шкалам, входящим в фактор «Излишняя эмоциональная дистанция», они показали статистически более высокие баллы по сравнению с матерями детей не имеющих отклонение в развитии. Матери детей с нарушением слуха чаще испытывают раздражение по поводу ребенка, с другой стороны, они излишне концентрируются на нем (шкала «Раздражительность», F (2, 148) = 11,3, р< 0.01. У них оказались более высокие баллы по шкалам «Чрезмерная забота», F(2, 148) = 42,8, р< 0.01, «Подавление воли». F (2, 148)= 15.7, р< 0.01, «Исключение вне семейных влияний», F (2, 148) = 15,6, р < 0.01.

     Так же в результаты исследования конкретных родительских установок по опроснику  Столина-Варги нами получены результаты, представленные в                      табл. 2 и в Приложение 11.

     Таблица 2

     Количество  матерей, показывающих нарушение материнского отношения

Шкала Матери, имеющие детей
с нарушением слуха с нормальным развитием
Принятие-отвержение 20 19
Кооперация 20 18
Симбиоз 23 20
Авторитарная  Гиперсоциализация 40 38
Маленький неудачник 39 38
 

     Рисунок 2. Количество матерей, показывающих нарушение материнского отношения

     Данные  показывают, что большинство матерей двух исследуемых групп имеют высокие баллы по шкалам «Авторитарнаягиперсоциализация» и «Маленький неудачник».

     Таким образом, матери отличаются избыточным контролем, который приобретает  авторитарные черты. Кроме того, они  инфантилизируют и инвалидизируют ребенка. Эти два типа материнского отношения являются взаимосвязанными: если мать не доверяет ребенку, не верит в его самостоятельность, она должна осуществлять строгий контроль за его поведением.

     Результаты  показывают, что у большинства  матерей детей с нарушением слуха  трудная задача изменения собственных  ожиданий и установок по отношению  к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой – приводят к неприятию ребенка матерью.

     Следующим этапом нашего исследования было изучение материнского восприятия ребенка и  ее реакций на детское поведение, которое проводилось с помощью методики «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком». Обобщенные данные по результатам исследования материнского восприятия ребенка представлены в табл. 3.

Информация о работе Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом