Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава
1 Теоретические аспекты проблемы
родительского отношения
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
Выводы ко 2 Главе
Глава
3 Методические рекомендации по коррекции
родительского отношения
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1 – 12
Введение
Актуальность исследования. Настоящее исследование посвящено изучению особенностей материнского отношения к детям с нарушением слуха. Известно, что социальная адаптация этих детей напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности в связи с нарушением слуха у ребенка уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие. 80% детей с нарушениями слуха рождаются в семьях слышащих родителей. Глухой ребенок может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Однако, при активной работе и правильных отношениях к ребенку как вне, так и внутри семьи, можно добиться значительных успехов в социализации ребенка с нарушением слуха. Именно поэтому так важно и актуально на сегодняшний день понимать ценность психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями слуха.
Оказание психологической помощи семьям позволяет оптимизировать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью в такой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями слуха. Проблема интеллектуального развития глухого ребенка – одна из центральных в специальной педагогике и психологии. Понимание окружающего мира и процесс формирования способности решать интеллектуальные задачи при отсутствии такого важного канала получения информации как слух выступали в качестве предмета многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых.
Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями огромна. Очень часто родительское поведение является не позитивным, а наоборот, негативным фактором в развитии аномального ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея о равенстве влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей. С одной стороны, родительское отношение может вызвать вторичные нарушения у ребенка, а с другой – детская психопатология приводит к различным искажениям родительского отношения. Матери, воспитывающие ребенка с нарушением слуха, находятся в ситуации так называемого родительского стресса, стадии и содержании, что ее ребенок имеет нарушение слуха и вызывает у матерей острые эмоциональные расстройства. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. Исследования показывают, что матери детей с нарушением слуха больше подавлены, более заняты с детьми и имеют большие трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей или детей с эмоциональными расстройствами. [1]
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена недостаточным изучением проблем, касающихся содержания и технологии психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями и в частности с нарушением слуха.
Объект исследования – родительские отношение женщин, воспитывающих слабослышащих детей .
Предмет исследования – особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Гипотеза исследования: существуют особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить
эмпирическое исследование
-сформулировать методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Методологической основой исследования являются научные положения по проблемам воспитания глухих и слабослышащих детей в семье: Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, М.М. Семаго, Т.А. Григорьева, Т. И Обухова; исследования, посвященные работе с семьей, имеющей ребенка с нарушением слуха: Д.В. Зайцева, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, Л.П. Боровая, Н.В. Мазурова, И.К. Русакович, О.О. Копнина.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, систематизация и обобщение литературных данных по теме исследования;
- эмпирические методы: беседа – метод исследования, предполагающий личный контакт с детьми имеющими нарушения слуха и наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия. Обследование – это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования. Опытная работа – метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение более высоких его результатов. Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.
Теоретическую основу работы составили:
- принципы детерминизма, системности и развития (О.А. Карабанова, Ю.П. Азаров и другие), способствовавшие созданию модели родительского отношения личности и выявлению факторов, на него влияющих;
- представления о родительском отношении как о личностной составляющей родителя (В.Р. Овчарова, Г.А.Пенин, И.К. Русакович), давшие возможность рассматривать родительское отношение не только как условие для развития ребенка, но и как часть личностной сферы самого родителя, что стало основной предпосылкой для проведения исследования;
-
структурный подход к описанию
родительского отношения (Д.В.
Винникотт, И.Ю. Левченко, Г.Г. Филиппова,
М.А. Хазанова и другие), позволивший
охарактеризовать структуру
-
представления о тендерных
Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование имеет определенное значение для психологии детско-родительских отношений. В дипломной работе:
1)
показано, что детская патология
выступает существенным
2)
раскрыта специфика
Структура
и объем дипломной
работы. Дипломный проект состоит из
введения, 3 глав, заключения, списка литературы
и приложений.
ГЛАВА
1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Под
родительским отношением понимается «система,
или совокупность, эмоционального отношения
к ребенку, восприятие ребенка родителем
и способов поведения с ним». [8]
В литературе описана достаточно обширная
феноменология родительского отношения,
стилей воспитания, а также их следствий
– формирование индивидуально-
Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности. Семья – это тоже социальная группа, в которой функционируют те же механизмы. В ней есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Но нужно отметить, что объект является временно и субъектом, активно реагирующим на все предъявленные ему воздействия (влияния), взаимодействующими определенным образом с субъектом. Объект, наделенный свойствами субъекта, заставляет реагировать, относиться к нему как к субъекту определенным образом, но обратная связь от субъекта – ребенка проходит еще и через призму собственного набора личностных характеристик субъекта – родителя.[26]
Таким образом, «формирование» стиля семейного воспитания – это взаимообусловленный, обоюдный процесс, за который отвечает и родитель, и ребенок. При знакомстве с методиками, которые операционализируют стиль семейного воспитания, складывается впечатление, что эти методики скорее диагностируют личностные особенности родителя, чем собственно личностные отношения родителя к конкретному ребенку, и в этом смысле правомочно говорить, что стиль семейного воспитания особым образом связан не только с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, но и с личностью родителя. [18]
Стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя. Можно предположить, что родитель с теми или иными личностными особенностями, как правило, будет реализовать вполне определенный стиль или близкие стили семейного воспитания. Наблюдение за воспитанием детей в различных семьях, за поведением родителей позволили психологам дать описание различных родительских установок, позиций, типов поведения, стилей общения и т.п., определяющих специфику детско-родительских отношений. В самом общем подходе к классификации были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительская позиция. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой с соответствиями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требования независимости воспитания.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными. Существует попытка описать отношения в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи. В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции утрачивают гибкость, адекватность, детские роли довольно четко выявляются.