Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников
Одновременно специалист осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основных проблем.
Специалист дает подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Психолог предупреждает родителей о возможности существования отсроченного решения проблем, т.е. отдаленного результата предлагаемых к реализации мер. Одновременно психолог убеждает родителей в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более ухудшиться. Кропотливый и тяжелый труд родителей будет обязательно увенчан успехом, и их дети смогут быть адаптированы к самостоятельной жизни полностью или частично, а также будут полезными, нужными и любимыми в своей семье. Если же родители не демонстрируют согласия с позицией специалистов или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, им предлагается посещение коррекционных обучающих занятий с ребенком.
Седьмой этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, педагог-психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда. У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.
Как
видим, консультирование семей с
детьми, имеющими нарушение слуха является
хорошо разработанной формой взаимодействия
семьи и специалистов-дефектологов. Данная
форма работы призвана помочь родителям
преодолевать многие внутриличностные
конфликты и проблемы, настроить родительско-детские
взаимоотношения, развивать коммуникативные
формы поведения, формировать навыки правильного
взаимодействия и общения с ребенком.
3.2. Разработка
программы тренинг коррекции
родительского отношения
Социальная адаптация ребенка с нарушением слуха напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. От исхода социальной компенсации зависит степень дефективности и нормальности ребенка. К сожалению, матери детей с нарушением слуха своим отношением не только не облегчают дефект ребенка, а напротив, еще больше «утяжеляют» его. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию [14]. Поэтому первоочередной задачей является обучение родителей, имеющих детей с нарушением слуха.
Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушенным слухом, имеют некоторые особенности такие как:
1. Инвалидизация, инфантилизация ребенка;
2. Авторитарность воспитания;
3. Когнитивный компонент родительского отношения характеризуется преобладанием социально одобряемых вариантов ответов, перенос ответственности за воспитание ребенка на других воспитывающих взрослых (воспитателей, специалистов);
4. Поведенческий компонент детско-родительских отношений отличает рассогласованность, недостаточное использование таких форм контакта, как голосовой, тактильный, зрительный;
5. Эмоциональный компонент имеет признаки отстраненности, неприятия ребенка, отдаленной психологической дистанции.
В рамках ДОУ необходимо организовать работу детско-родительского клуба поддержки матерей имеющих детей с нарушенным слухом «Мой особый ребенок». На занятиях клуба проводятся беседы, в которых матери получают информацию о значимости своей роли в процессе развития детей, необходимости учета индивидуальных особенностей детей и вреде, который наносит ребенку неправильное отношение к нему в семье. Проводится работа по формированию и отработки навыков установления различных видов контакта (голосового, визуального, тактильного эмоционального) матери и ребенка.
Целью коррекционной работы является создание благоприятного климата в семьях детей с нарушенным слухом, формирование положительных установок в сознании родителей.
Задачи программы:
-
получение родителями
-
обеспечить формирование у
-
содействовать формированию
В работе клуба с семьей придерживаемся следующих принципов:
-
Принцип сотрудничества между
родителями и специалистами,
-
Принцип учета интересов
- Принцип сравнения достижений ребенка только с тем, что он сам мог раньше, то есть сравнения ребенка с самим собой.
Основная роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей была отведена групповой работе.
С матерями был проведен ряд занятий. Всего предлагалось провести 2 тренинговые группы, по 10 занятий в каждой (1 занятие в неделю, длительность -1,5-2 часа, состав группы - 12 - 13 человек). Тренинг состоял из трех этапов (Приложение 12):
I этап – установочный, его целями было:
Занятие № 1. Знакомство друг с другом (знакомство участников группы, создание групповой атмосферы и формирование позитивной мотивации общения, создание группы, установление отношений доверия и снятие у матерей эмоционального напряжения);
Занятие № 2. «Давай общаться» (вспомнить имена всех участников тренинга);
Занятие № 3. «Давай общаться» (формирование положительного настроя на занятие и установление первичного невербального эмоционально положительного контакта);
II этап – коррекционный, на котором решались следующие задачи:
Занятие № 4. «Давайте общаться (установление первичного невербального эмоционально положительного контакта, обучение матерей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры, показ образцов эффективного общения с ребенком, овладение матерями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка, повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей, информирование матерей о психологическиих особенностях слабослышащих детей).
III этап – завершающий, который был направлен на закрепление полученных навыков и создание положительного эмоционального настроя и желания использовать полученные знания и умения за пределами коррекционной группы:
Занятие № 5. «Давай общаться» (формирование позитивной мотивации общения, выработка позитивного отношения к себе и другому);
Занятие № 6. «Давай общаться» (создание положительного рабочего настроения участников);
Занятие № 7. «Давай общаться» (Развитие пространственной ориентации).
Данная программа основана для поддержки и оказания психологической помощи родителям детей с нарушением слуха позволит постепенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения матерей, освободить их от негативных эмоций, связанных с рождением и воспитанием аномального ребенка, переориентировать на позицию сотрудничества с ребенком и его эмоционального принятия, преодолеть у матерей чувство изолированности и отчужденности.
В процессе тренинга решаются следующие проблемы, заявленные матерями: преодоление трудностей ребенка в различных видах деятельности, его здоровье, прогноз болезни на будущее, неумение ребенка общаться, нарушение социальной адаптации, потенциальные возможности ребенка, прогноз социального становления ребенка.
На занятиях решаются задачи повышения психолого-педагогической грамотности матерей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. Матери анализируют свои реакции на «плохое» поведение ребенка, делятся опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное.
В качестве форм просветительской деятельности используются родительские конференции, «круглые столы», лекции, на которых обсуждался широкий круг проблем: «Взаимодействие учебного заведения и семьи - важнейшее условие психосоциального развития личности ребенка», «Основа семейного воспитания – здоровый образ жизни», «Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка», «Психофизические возможности детей и посильная трудовая деятельность» и другие.
Матерей привлекают к активному участию в различных сферах школьной жизни (в проведении утренников, праздников, часов общения, спортивных соревнований).
Программа помощи позволяет постепенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения матерей, освободить их от негативных эмоций, связанных с рождением и воспитанием аномального ребенка, переориентировать на позицию сотрудничества с ребенком и его эмоционального принятия, преодолеть у матерей чувство изолированности и отчужденности.
Рекомендации родителям:
Родителям нужно знать, что в условиях семьи слабослышащий ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.
Необходимо добиться того, чтобы слабослышащий ребенок понял, что от него хочет мать. Задача родителей слабослышащего ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить слабослышащего ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека.
Слабослышащие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Со слабослышащим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у слабослышащего ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Надо развивать зрительное внимание, которое необходимо слабослышащему ребенку при чтении с губ. Этому способствует игра в картинное лото или игра « Чего не стало». На стол выкладывается несколько игрушек (например лошадка, кошка, юла, машина, собака). Сначала ребенок смотрит и запоминает, какие игры на столе. Потом мы просим его закрыть глазки и в этот момент убираем одну игрушку. Открыв глаза, он должен сказать, чего не стало на столе. Например, «нет мяча»[22].
Для того чтобы подготовить ребенка к школе, нужно приучить его к определенному распорядку дня, к режиму, который поможет ему легче привыкнуть к школьным занятиям. Нужно, чтобы утром он не залеживался в кровати. Распределить время для занятий и прогулок, следить за правильным питанием, вечером вовремя укладывать спать.
Правильный распорядок дня приучит ребенка к организованности, обеспечит ему достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье. Родители должны помнить, что воспитание слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения – это длительная и кропотливая работа.