Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,
-осуществить эмпирическое исследование особенностей материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом
1.1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
1.2. Виды родительского отношения и его структура
1.3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований
Выводы к 1 Главе
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха
2.1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов изучения родительского отношения…
Выводы ко 2 Главе
Глава 3 Методические рекомендации по коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих…
3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха
3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом
Выводы в 3 Главе
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом педагогика.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

     Одновременно  специалист осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основных проблем.

     Специалист  дает подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Психолог предупреждает родителей о возможности существования отсроченного решения проблем, т.е. отдаленного результата предлагаемых к реализации мер. Одновременно психолог убеждает родителей в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более ухудшиться. Кропотливый и тяжелый труд родителей будет обязательно увенчан успехом, и их дети смогут быть адаптированы к самостоятельной жизни полностью или частично, а также будут полезными, нужными и любимыми в своей семье. Если же родители не демонстрируют согласия с позицией специалистов или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, им предлагается посещение коррекционных обучающих занятий с ребенком.

     Седьмой этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, педагог-психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда. У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.

     Как видим, консультирование семей с  детьми, имеющими нарушение слуха является хорошо разработанной формой взаимодействия семьи и специалистов-дефектологов. Данная форма работы призвана помочь родителям преодолевать многие внутриличностные конфликты и проблемы, настроить родительско-детские взаимоотношения, развивать коммуникативные формы поведения, формировать навыки правильного взаимодействия и общения с ребенком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Разработка  программы тренинг коррекции  родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом 
 

     Социальная адаптация ребенка с нарушением слуха напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. От исхода социальной компенсации зависит степень дефективности и нормальности ребенка. К сожалению, матери детей с нарушением слуха своим отношением не только не облегчают дефект ребенка, а напротив, еще больше «утяжеляют» его. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию [14]. Поэтому первоочередной задачей является обучение родителей, имеющих детей с нарушением слуха.

     Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушенным слухом, имеют некоторые особенности такие как:

     1. Инвалидизация, инфантилизация ребенка;

     2. Авторитарность воспитания;

     3. Когнитивный компонент родительского отношения характеризуется преобладанием социально одобряемых вариантов ответов, перенос ответственности за воспитание ребенка на других воспитывающих взрослых (воспитателей, специалистов);

     4. Поведенческий компонент детско-родительских отношений отличает рассогласованность, недостаточное использование таких форм контакта, как голосовой, тактильный, зрительный;

     5. Эмоциональный компонент имеет признаки отстраненности, неприятия ребенка, отдаленной психологической дистанции.

      В рамках ДОУ необходимо организовать работу детско-родительского клуба поддержки матерей имеющих детей с нарушенным слухом «Мой особый ребенок». На занятиях клуба проводятся беседы, в которых матери получают информацию о значимости своей роли в процессе развития детей, необходимости учета индивидуальных особенностей детей и вреде, который наносит ребенку неправильное отношение к нему в семье. Проводится работа по формированию  и отработки навыков установления различных видов контакта (голосового, визуального, тактильного эмоционального) матери и ребенка.

      Целью коррекционной работы является создание благоприятного климата в семьях детей с нарушенным слухом, формирование положительных установок в сознании родителей.

      Задачи  программы:

      - получение родителями информации  об особенностях развития  детей  с нарушенным слухом, роли среды  и родителей в этом процессе;

      - обеспечить формирование у родителей  навыков установления визуального,  тактильного и голосового контактов  с детьми.

      - содействовать формированию положительного  восприятия, эмоционального отношения  родителей к ребенку.

      В работе клуба с  семьей придерживаемся  следующих принципов:

      - Принцип сотрудничества между  родителями и специалистами, родителями  и детьми;

      - Принцип учета интересов ребенка  и его родителей;

      - Принцип сравнения достижений  ребенка только с тем, что  он сам мог раньше, то есть  сравнения ребенка с самим собой.

      Основная роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей была отведена групповой работе.

      С матерями был проведен ряд занятий. Всего предлагалось провести 2 тренинговые группы, по 10 занятий в каждой (1 занятие в неделю, длительность -1,5-2 часа, состав группы - 12 - 13 человек). Тренинг состоял из трех этапов (Приложение 12):

      I этап – установочный, его целями было:

     Занятие № 1. Знакомство друг с другом (знакомство участников группы, создание групповой атмосферы и формирование позитивной мотивации общения, создание группы, установление отношений доверия  и снятие у матерей эмоционального напряжения);

     Занятие № 2. «Давай общаться» (вспомнить имена  всех участников тренинга);

     Занятие № 3. «Давай общаться» (формирование положительного настроя на занятие и установление первичного невербального эмоционально положительного контакта);

      II этап – коррекционный, на котором решались следующие задачи:

     Занятие № 4. «Давайте общаться (установление первичного невербального эмоционально положительного контакта, обучение матерей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры, показ образцов эффективного общения с ребенком, овладение матерями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка, повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей, информирование матерей о психологическиих особенностях слабослышащих детей).

      III этап – завершающий, который был направлен на закрепление полученных навыков и создание положительного эмоционального настроя и желания использовать полученные знания и умения за пределами коррекционной группы:

     Занятие № 5. «Давай общаться» (формирование позитивной мотивации общения, выработка позитивного  отношения к себе и другому);

     Занятие № 6. «Давай общаться» (создание положительного рабочего настроения участников);

     Занятие № 7. «Давай общаться» (Развитие пространственной ориентации).

      Данная  программа основана для поддержки  и оказания психологической помощи родителям детей с нарушением слуха позволит постепенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения матерей, освободить их от негативных эмоций, связанных с рождением и воспитанием аномального ребенка, переориентировать на позицию сотрудничества с ребенком и его эмоционального принятия, преодолеть у матерей чувство изолированности и отчужденности.

      В процессе тренинга решаются следующие проблемы, заявленные матерями: преодоление трудностей ребенка в различных видах деятельности, его здоровье, прогноз болезни на будущее, неумение ребенка общаться, нарушение социальной адаптации, потенциальные возможности ребенка, прогноз социального становления ребенка.

      На занятиях решаются задачи повышения психолого-педагогической грамотности матерей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. Матери анализируют свои реакции на «плохое» поведение ребенка, делятся опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное.

      В качестве форм просветительской деятельности используются родительские конференции, «круглые столы», лекции, на которых обсуждался широкий круг проблем: «Взаимодействие учебного заведения и семьи - важнейшее условие психосоциального развития личности ребенка», «Основа семейного воспитания – здоровый образ жизни», «Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка», «Психофизические возможности детей и посильная трудовая деятельность» и другие.

      Матерей привлекают к активному участию в различных сферах школьной жизни (в проведении утренников, праздников, часов общения, спортивных соревнований).

    Программа помощи позволяет постепенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения матерей, освободить их от негативных эмоций, связанных с рождением и воспитанием аномального ребенка, переориентировать на позицию сотрудничества с ребенком и его эмоционального принятия, преодолеть у матерей чувство изолированности и отчужденности.

    Рекомендации родителям:

     Родителям нужно знать, что в условиях семьи слабослышащий ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

     Необходимо  добиться того, чтобы слабослышащий ребенок понял, что от него хочет мать. Задача родителей слабослышащего ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить слабослышащего ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека.

     Слабослышащие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

     Со слабослышащим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у слабослышащего ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

     Когда с ребенком говорят и он смотрит  на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также  складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

     Надо  развивать зрительное внимание, которое  необходимо слабослышащему ребенку при чтении с губ. Этому способствует игра в картинное лото или игра « Чего не стало». На стол выкладывается несколько игрушек (например лошадка, кошка, юла, машина, собака). Сначала ребенок смотрит и запоминает, какие игры на столе. Потом мы просим его закрыть глазки и в этот момент убираем одну игрушку. Открыв глаза, он должен сказать, чего не стало на столе. Например, «нет мяча»[22].

     Для того чтобы подготовить ребенка  к школе, нужно приучить его к  определенному распорядку дня, к  режиму, который поможет ему легче  привыкнуть к школьным занятиям. Нужно, чтобы утром он не залеживался  в кровати. Распределить время для занятий и прогулок, следить за правильным питанием, вечером вовремя укладывать спать.

     Правильный  распорядок дня приучит ребенка  к организованности, обеспечит ему  достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит  его здоровье. Родители должны помнить, что воспитание слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения – это длительная и кропотливая работа.

Информация о работе Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом