Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:19, реферат
Предлагаемая реферативная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках математики. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
Введение
Предлагаемая реферативная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках математики. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам [8]. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности [13]. Данные факторы обусловливают актуальность выбранной нами темы.
Исследуя практическую деятельность учителей математики общеобразовательных учреждений разного типа, можно выявить следующее: 1) образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления, на уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные) [11]; 2) учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке; 3) около 80% учителей не подготовлены к развитию КМ учащихся, у школьников не стимулируются мотивы и потребность овладения умениями критически мыслить; 4) атмосфера доброжелательности, толерантности, сотрудничества, необходимая для развития КМ, скорее исключение, чем правило [6]. Такие подходы не могут стимулировать мотивацию и развитие умения КМ, формировать качества критически мыслящей личности у выпускников средних учебных заведений. Таким образом, очевидно наличие противоречия между:
Этим обусловлена и цель предлагаемой работы – рассмотреть психолого–педагогические основы технологии «Развития критического мышления» и выявить методы и приёмы, которые наиболее целесообразно использовать в процессе изучения математики в рамках рассматриваемой технологии.
Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:
Таким образом, объектом исследования является критическое мышление у учащихся, а предметом исследования – технология развития критического мышления на уроках математики. Гипотеза: использование ТРКМ на уроках математики повышает качество знаний и интеллектуальный уровень учащихся. Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), статистическо-математический метод обработки результатов. База исследования: МОУ «Чуровская СОШ».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии из 24 источников, приложения.
Практическая значимость предлагаемого исследования состоит в том, что разработанные конспекты уроков с использованием технологии РКМ могут использоваться в процессе преподавания математики.
Степень изученности проблемы. В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии РКМЧП, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе [4].
Под
критическим мышлением
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития критического мышления школьников
1.1. Понятие критического мышления
От Канзаса до Казахстана, от Мичигана до Македонии школьные учителя и университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Но все-таки что такое критическое мышление?
В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем явление это должно быть одинаково понятно всем – от учительницы начальных классов до преподавателя университета, представителям самых различных этносов и культур, поэтому его определение должно быть достаточно гибким.
Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» [13] пишет: «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.
По мнению М.В. Кларина [10] критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки). Один из авторов технологии РКМЧП Д.Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» [24] выделяет следующие параметры критического мышления:
По
определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека,
под критическим мышлением
Брюшинкин В.Н. пишет: «Критическое мышление – последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. … Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты: 1) эмпирический уровень – критическая проверка фактов; 2) теоретический уровень – критическая проверка теорий; 3) метатеоретический уровень – критическая проверка норм и ценностей» [14].
«Критическое мышление
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности.
1.2. Проблема развития критического мышления
Объем знаний, который человек может усвоить в период школьного образования, ограничен как абсолютно, так и относительно: современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план выходит задача интеллектуального развития, и прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, т.е. способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющиеся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.
Цель конкретного человека состоит по существу, в том, чтобы занять в обществе положение, дающее возможность максимально раскрыть свои созидательные возможности и обеспечивающее одновременно адекватную оценку его вклада в развитие общества, должное уважение со стороны общества к его личности как к самостоятельной ценности. Никогда прежде система образования не готовила учащихся к таким динамичным изменениям.
Поскольку общество все больше и больше становиться на путь перехода к рыночной экономике и демократическому обществу, перед педагогами стал вопрос: как лучше подготовить учащихся к демократической и экономично продуктивной жизни? Для учащихся же центральной задачей является научиться эффективно находить знания и критически мыслить. Они должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно и критично ее исследовать. А также уметь уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, уметь подвергать идею мягкому скепсису, проверять отдельные идеи на возможность их использования.
Кроме
того, ученые считают, что больше двадцати
пяти процентов тех видов
Все это приводит к мысли, что за период обучения в школе уже невозможно будет передать детям то количество знаний, которое понадобиться им в течение всей жизни. Конкретная информация, которую мы можем дать нашим детям, составляет только небольшую часть любой области знаний. Какие изменения в связи с этим ожидают нашу школу?
Давно замечено, что в процессе обучения, как правило, школьники лишь “впитывают” в себя новую информацию - формы же их активности отличаются монотонностью, а источники обучения не отличаются разнообразием. И если ребенок остается пассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается только простым воспроизведением содержания предмета. Как правило, и учитель задает чаще стереотипные вопросы, направленные на воспроизведение материала урока. На то, чтобы ученики могли высказать свое мнение, не остается времени.
Информация о работе Применение технологии развития критического мышления на уроках математики