Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:19, реферат
Предлагаемая реферативная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках математики. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
ОКРУЖНОСТЬ.
Игра “Верю-не верю”
Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | |
2.
Верите ли вы, что древние индийцы
считали самым важным |
|
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? | |
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? | |
5. Верите
ли вы, что при заданном периметре
именно окружность |
|
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо? | |
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? | |
8. Верите
ли вы, что хорда в переводе
с греческого означает “струна” |
|
9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида? |
Далее
предлагается текст.
ЛИСТ
№1
“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.
Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.
В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.
Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.
Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.
Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.
Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его
По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.
Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.
Что? | Кто? | Когда? | Как? | Почему? | Зачем? |
ЛИСТ №2
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№ | Рисунок | Определяемое понятие | Используемые ключевые понятия |
1 | Окружность | Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. | |
2 | Радиус | Точки окружности, центр окружности, отрезок. | |
3 | Хорда | Отрезок, точки окружности. | |
4 | Диаметр | Хорда окружности, центр окружности. |
ЛИСТ
№3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок МК.
Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:
1. Радиус окружности r < MK
2. Радиус окружности r = MK
3. Радиус окружности r >MK
Дайте
определение расстояния от точки
до прямой: Расстояние от точки до прямой
– это ______________________________
Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой.
Радиус окружности меньше расстояния от центра окружности до прямой | Радиус окружности больше расстояния от центра окружности до прямой | Радиус окружности равен расстоянию от центра окружности до прямой |
Прямая и окружность ………. | Прямая и окружность ………. | Прямая и окружность ………. |
Обсудите свои выводы с товарищем по парте.
Урок
закончен.
Приложение 5
Тема: «Радианная мера угла»
Цели:
Образовательный аспект:
Рассмотреть
связь между радианной и
Закрепить умения выполнять переход от радианной меры угла к градусной мере и наоборот.
Развивающий аспект:
Развитие речевой деятельности; логического мышления. Воспитательный аспект:
Воспитание интереса к знаниям, культуры умственного труда.
Конспект урока.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Учитель здоровается с учащимися. Просит занять их свои места | Учащиеся приветствуют учителя. Занимают свои рабочие места. |
2. | Актуализация знаний учащихся. | Какие
единицы
измерения углов вы знаете? Установите связь между этими единицами измерения углов |
Градусы,
минуты, секунды. 1º =60´; 1´=1/60º; 1´= 60´´; 1´´ = 1/60´. |
3. | Целеполагание, мотивация. | В математике существует
еще одна единица измерения углов.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения углов и установим связь между новой единицей и градусными измерениями углов. |
|
4. | Введение нового
материала
Стадия
вызова Осмысление содержания |
Как она называется,
мы с вами узнаем, заполнив таблицу №1
(верно, неверно), которая у каждого из
вас лежит на столе.
Учитель
просит проверить учащихся учебника
на с. 162 до связь...». Проводит анализ выполненной
работы. ошибок,
учитель просит измерениями углов, для этого выполните действия, которые записаны
на листочках. После выполнения данной
работы, учитель Для этого заполним сравнительную таблицу № 2, которая дана на доске. После заполнения в тетради учитель просит заполнить таблицу на доске. |
Заполняют столбик
таблицы «до прочтения текста» Учащиеся читают текст учебника, исправляют ошибки неверных предположений, делают отметки в столбике «после прочтения текста». Выполняют действия и записывают на листочках:
Заполняют
таблицу, четные номера 1 столбик, нечетные
номера второй столбик |
5. | Первичное закрепление. | № 736,738 по строчкам на доске два ученика. | Выполняют задание в тетрадях, два ученика на доске с обратной стороны. После выполнения проводится проверка выполненной работы |
6. | Итог урока. Рефлексия. | Подведем итог
урока. закончите предложения:
Я умею __________. Я могу ___________. Я знаю ___________. |
Учащиеся записывают предложения в тетради, затем несколько желающих зачитывают свои предложения вслух. |
7. | Домашняя работа | Запишите в
дневниках домашнюю работу: п.
30, №737, 741,751. |
Записываю домашнее задание в дневниках |
Таблица №1
утверждения | до прочтения текста | после прочтения текста |
|
Таблица № 2
Перевод градусной меры в радианную меру | Задания | Перевод радианной меры в градусную меру |
|
Приложение 6
Динамика развития учебных достижений учащихся
(8а класс
– экспериментальный класс)
(8б – класс контрольный класс)
Информация о работе Применение технологии развития критического мышления на уроках математики