Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

Предлагаемая реферативная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках математики. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

   Возможны  следующие варианты:

   - Укрупнение или детализация смысловых  блоков (по необходимости)

   - Выделение нескольких ключевых  аспектов, на которых будет сосредоточено  внимание.

   Разбивка  на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

   В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

   Предметная  область не ограничена, использование  кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

   4) СИНКВЕЙН (Приложение 2).

   Происходит  от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

   Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

   Как показывает опыт, синквейны могут  быть полезны в качестве:

   1) инструмента для синтезирования  сложной информации;

   2) способа оценки понятийного багажа  учащихся;

   3) средства развития творческой  выразителности.

   Правила написания синквейна:

   1. (первая строка – тема стихотворения,  выраженная ОДНИМ словом, обычно  именем существительным);

   2. (вторая строка – описание  темы в ДВУХ словах, как правило,  именами прилагательными);

   3. (третья строка – описание  действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

   4. (четвертая строка – фраза  из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение  автора к данной теме);

   5. (пятая строка – ОДНО слово  – синоним к первому, на  эмоционально-образном или философско-обобщенном  уровне повторяющее суть темы).

     5)ТОЛСТЫЕ  И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ (Приложение 3).

      Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

     на  стадии вызова - это вопросы до изучения темы;

     на  стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

     при размышлении - демонстрация пройденного.

    Толстые ?
    Тонкие ?
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...
  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно ли...
 

   6) «ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ».

   Суть  предлагаемой формы состоит в  особой организации лекции с применением  активной учебной модели вызов –  осмысление – рефлексия. Учитель  видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу:

Вызов Реализация  смысла
Работа в паре:

что мы знаем

о теме?

1 ученик:

Маркировка текста первой графы: «+»-совпадает

«-»-не совпадает

2 ученик:

Идеи, не встречающиеся в первой графе

 

   8) ЭССЕ.

   Жанр  критики и публицистики, свободная  трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной  и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание. Обычно на стадии рефлексии  используют 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

   1) написать, что они узнали по  новой теме;

   2) задать один вопрос, на который  они так и не получили ответа.

Также можно  использовать ПОПС - формулу

П – позиция           («Я считаю…», «Я согласен…»)

О – обоснование («Потому что…»)

П – пример            («Например…»)

С – следствие       («Поэтому…»

   10) ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ.

   Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

   Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

   11) ТАБЛИЦА «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

   Один  из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Работа  в паре: что я знаю о теме урока? Формулирова-ние  целей Соотношение старой и новой информации
Знаю

(вызов)

Хочу  узнать

(вызов)

Узнал

(реализация  смысла или рефлексия)

Работа  в паре: что я знаю о теме урока? Формулирова-ние  целей Соотношение старой и новой информации

   12) ВЗАИМООПРОС

   Один  из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков[15].

   2.3. Организация урока с применением технологии РКМ

   В соответствии с задачами нашего исследования, теперь необходимо перейти к особенностям «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии.

   Как уже отмечено было выше, технология РКМЧП – надпредметная, всепроникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

   Итак, технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую  из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой  стадии и стадии рефлексии[7].

   Исследователи утверждают, что такая структура  урока соответствует этапам человеческого  восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой  информацией, потом подумать, для  чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.

   Стадия  вызова настраивает на получение  новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ  на вопрос, который актуализирует  предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

   Стадия  осмысления – содержательная, в  ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что  в процессе чтения происходит первичный  анализ и ранжирование информации. На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.

   Стадия  рефлексии превращает информацию, изучаемую  на уроке, в собственное знание. Она  направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение  поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации[8].

   К особенностям организации учебного процесса с использованием технологии развития критического мышления относят также коллективный способ обучения, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

   Тексту  отводится приоритетная роль: его  читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить  свой текст, выработать собственное  мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая[5].

   Популярным  методом демонстрации процесса мышления является графическая организация  материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение[9].  
 

Информация о работе Применение технологии развития критического мышления на уроках математики