Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

Предлагаемая реферативная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках математики. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Глава 3. Экспериментальное  исследование по выявлению  эффективности использования ТРКМ на уроках математики и ее влияние на качество знаний школьников

3.1.  Организация и  проведение экспериментальной  работы

      С целью практического обоснования  выводов,  полученных в ходе теоретического анализа изучаемой проблемы, нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению эффективности использования ТРКМ на уроках математики и ее влияние на качество знаний школьников, которое включало в себя три этапа: подготовительный, практический, обобщающий.

         На первом этапе (2007-2008) определялась исходная теоретическая позиция, рабочий аппарат исследования; изучалась научная и методическая литература, материалы передового педагогического опыта. Определение темы, цели и задач исследования, формулирование гипотезы.

    На  втором этапе (2008-2009) – проведение опытной работы  по реализации технологии критического мышления в практической деятельности.

    Третий  этап. Анализ результатов исследования.

    Основные  результаты исследования сводятся к  следующему: выявлен оптимальный  комплекс педагогических приемов ТРКМЧП, для использования на уроках математики.

    Эксперимент проводился в 8 классе в МОУ «Чуровская СОШ»

    I этап - подготовительный 

    На  первом этапе перед нами стояла цель: изучить научно-методическую литературу, материалы педагогического опыта учителей по вопросам использования технологии РКМЧП на уроках, определить тему, цель и задачи исследования.

    На  начало 2007-2008 учебного года в школе была создана творческая группа учителей, в неё входили учителя математики, биологии, обществознания, истории.

    На  первом этапе наша группа работала над проблемой использования  технологии РКМЧП в учебно-воспитательном процессе. Мы изучали приемы и стратегии  технологии РКМЧП применительно  к своему предмету.

    Во 2-ом полугодии 2007-2008 учебного года мной были проведены уроки в 8 классе «Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности» (Приложение 4).

    В 9 классе « Радианная мера угла» (Приложение 5). Эти уроки были проведены с применением таких приемов, как «Верно-неверно», «Сравнительная таблица», «Кластер» и др.

    Анализируя  проведенные уроки с использованием технологии РКМЧП, мы пришли к выводу, что использование приемов и стратегий технологии РКМЧП активизирует познавательную деятельность учащихся. Учащиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают  идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого, должно повыситься качество знаний по предмету.

    Вся проведенная работа показала, что необходимо использовать приемы технологии РКМЧП в учебном процессе.

    II этап - проведение опытной работы  по реализации технологии критического мышления в практической деятельности.

    Одной из задач на 2008-2009 учебный год было внедрение технологии РКМЧП в учебный процесс преподавания математики.

    Для проведения эксперимента был выбран экспериментальный класс – 8а, в этом классе уроки проводились с использованием приемов и стратегий ТРКМЧП и 8б – контрольный класс, который занимался по такой же программе, но по традиционной технологии. В 8а   классе в основном работали с такими приемами и стратегиями, как «эффективная лекция», «сравнительная таблица», «кластер», «толстые и тонкие вопросы», «верные и неверные утверждения», «синквейн». 

    Технология  развития критического мышления через чтение и письмо применялась не в системе, а выборочно.

    Цель  работы:  определить наиболее приемлемые приемы и стратегии технологии для уроков математики; овладеть приемами и стратегиями самому учителю.

3.2.  Анализ результатов экспериментальной работы

    III  этап. При изучении тем из курса математики в 8 классе использовались различные формы проверки знаний и умений – это устный опрос, тестирование, проверка домашних творческих работ. Оценивались самостоятельные работы (кластеры, синквейны, концептуальная таблица), презентации работ учащихся, активность на уроке (участие в беседах), т.е. велся мониторинг применения приемов и стратегий технологии РКМЧП на уроках.

    В контрольном 8б классе изучение тем проходила по традиционной технологии. Мониторинг отслеживания результатов отдельно не велся. Все оценки учащихся сразу выставлялись в журнал. В 8а классе (экспериментальном) за одно занятие учащиеся получали несколько оценок, в журнал выставлялась одна (средняя) или учитывалось за какие формы работы оценка – выставлялись две оценки за урок.

    В ходе проведения эксперимента учащиеся стали более активными на уроке, более уверенными в своих ответах, рассуждениях, предположениях.

    Как следствие этого, наблюдается положительная  динамика развития учебных достижений учащихся (Приложение 6) 
 
 
 
 
 

   Заключение

    Подводя итог нашей работы, хочется отметить, что процесс приобретения знаний превращается в стартовую, но не в конечную точку мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении математики, класс превращается в лабораторию демократического диалога и демократического общества, что важно для каждого человека, живущего в нем. Важно отметить, что стратегии и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей. Их ценность состоит в том, что они систематизированы и проверены.

    Критическое мышление не только можно, но и нужно  развивать на каждой ступени школы, средних и высших учебных заведений. Примеры, приведенные в работе, показывают успешность применения различных методик по развитию критического мышления применительно к учебному процессу. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное - повышается мотивация ребят к учению! На наш взгляд, это наибольшая проблема современной школы, которая с успехом может быть разрешена. Также, то, что проблема развития критического мышления является чрезвычайно важной, свидетельствует огромное количество различного материала, тезисов, тренингов, семинаров, методик, а также многочисленных апробаций этих методик в реальной жизни, примеры которых можно найти в глобальной сети Интернет. Приведенные примеры конспектов уроков являются лишь примерной канвой для широкого поля деятельности школьного учителя. Для этого имеется огромный плацдарм из повседневной жизни. На всё воля учителя, и ему выбирать, какой дорогой пойдет он сам и его ученики. 
 
 
 

   Список  использованной литературы 

   
  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Учебное  пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.
  2. Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. – 379 с.
  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с.
  4. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14
  6. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, 2002. - 397,[3] с.
  7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986. – 234с.
  8. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
  9. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
  10. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
  11. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.
  12. Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М.: Наука, 1964. – 472с.
  13. Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
  14. Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе // Литература в школе. – 1946. – № 1. – С. 46-47.
  15. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
  16. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.
  17. Душина И.В. Методика и технология обучения: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.
  18. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
  19. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
  20. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72
  21. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
  22. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., просвещение, 1968. – 288с.
  23. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.
  24. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13
  25. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985.
  26. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.
  27. Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М.: 1997.
  28. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников. – М.: Педагогика, 1976. – 246 с.
  29. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.
  30. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
  31. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
  32. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html
  33. http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Синквейны

- 1. Теорема Пифагора

2. Необходимая, важная .

3. Строим, доказываем, вычисляем.

4. Квадрат, построенный  на гипотенузе, равен сумме квадратов,  построенных на катетах.

5. Прямоугольный треугольник. 

- 1. Египетский треугольник.

2. Нужный, точный.

3. Показывает, определяет, помогает

4. Три, четыре и ровно – пять

Прямой угол нам отыскать:

52= 42 + 32

5. Практика! 

- 1. Прямые.

2. Пересекающиеся, параллельные.

3. Строим, проектируем,  совмещаем.

4. Все прямые  не имеют ни начала, ни конца.

5. Это бесконечность! 

- 1. Смежные углы.

2. Красивы, но  не всегда равны.

3. Чертим, измеряем  и знаем,

4. Что сумма  их равна 1800.

5. Теорема.  
 

Приложение  3

Уровень1

Запоминание фактов 

Что..?

Где..?

Почему..?

Когда..?

Как..?

Как бы вы описали..?

Перечислите три..?

Как бы вы объяснили..?

Вспомните..?

Выберите..?

Назовите..?

Определите..? 

Понимание 

Сравните..

Найдите контекст…

Продемонстрируйте..

Передайте своими словами..

Дайте классификацию следующего

какие предложения подтверждают..?

Что вы можете сказать..? 

Уровень2

Применение 

Как бы вы использовали..?

Какие примеры вы можете найти..?

Что случилось  бы в результате..?

Как бы вы по-другому сделали..?

Какие элементы бы выбрали, чтобы изменить..?

Как бы вы расположили…., чтобы показать..? 

Анализ  

Почему  вы думаете..?

Как бы вы расклассифицировали..?

Какие доказательства можно найти..?

Проведите различия между..?

Основываясь на том, что вы знаете как бы вы объяснили..?

Какое заключение можно сделать..?

Какие выводы можно сделать..? 

Уровень3

Оценивание

Как бы доказали…..?, опровергли..?

Какие данные бы вы использовали, чтобы прийти к данному заключению..?

    Приложение 4

    Тема: Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.

    Цель урока: Добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся.

    Задачи урока:

    Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.

    Способствовать  формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза

    Воспитание  коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.    

  ЗАДАЧИ ЭТАПА  ИНСТРУКЦИЯ  ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТ
 Орг.  этап.

1.мин.

Подготовить уч-ся к работе на уроке.     Приветствие.

    Организация внимания.

 
    2. Подготовка к изучению нового материала. 4 мин.  Организация познавательной деятельности уч-ся.     Сообщить  тему урока.  

    Игра  “Верю-не верю ”. 

Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?

    В тетради число и тема урока. 

    Сформулировать  цель урока.

    3. Усвоение новых знаний. 

    (сам  – но) 

    7 мин.

8 мин. 

    Дать  конкретное представление об изучаемых  понятиях. 

    Сформулировать  их определение. 

Проанализировать  связь между ними.

    1.Читайте  текст лист №1 . 

    2.Что  нового вы узнали? Сравнили с  ответами “верю-не верю” в  начале урока. 

    3.Составте  таблицу вопросов по тексту. 

    4. Обменяйтесь вопросами и ответами  с соседом. 

    5.Работайте  с таблицей лист №2. Используя  опорные слова, сформулируйте  определения, обсудите их с  соседом по парте.  

    6.Практическая  работа лист №3

Выполнить и сделать выводы.

          В тетради таблица  вопросов. 

    В тетради записаны определения окружности, радиуса, хорды диаметра, 

    Практическая  работа в тетради. Вывод.

    4. Проверка понимания нового материала 

(Фронт.) 10 мин.

 
          Осмысление новых  понятий и закономерностей. 

Устранить обнаруженные пробелы.

    Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы. 

      

    Знакомимся  с материалом в учебнике 

Стр.158 п 68

          В тетради устранены  возникшие пробелы
    5. Закрепление  

    (Сам-но) 

10 мин

Закрепить знания и умения по новому материалу     1.Задача: № 631 

    2..Составте  свою задачу на взаимное

расположение  прямой и окружности.

          Ответ с объяснением  в тетради.
    6. Подведение итогов 

5 мин.

Сообщить д\з. Подвести итоги.      Что нового узнали на уроке? 

    Как вы понимаете эпиграф перед текстом на листе. 

    Оцените свою работу: 10б- всё понял и могу рассказать. 8б-всё понял , но рассказать не могу. 6б-.понял не всё. 

    4б  –ничего не понял, но старался. 

Д\З  записи в тетради , п 68, № 633. 

    Воспроизвести изучаемые понятия. 

    Выставить отметки уч-ся правильно отвечающим на уроке.

Информация о работе Применение технологии развития критического мышления на уроках математики