Развитие мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Мышление – как сложный социально-исторический феномен, эволюционировало на протяжении всей истории человечества. В разные времена люди по-разному объясняли процесс мышления. Так, в древнегреческой философии мышление впервые становиться предметом изучения у Парменида, который рассматривал его как способ познания, приводящий к истине (в отличие от чувств восприятия, приводящего к мнениям). Считая, что истина приобретается в диалоге между людьми, Сократ установил непосредственную связь мышления с общением. Платон вычленил в качестве главного признака мышления идеальность как особую форму реальности, которая составляет содержание мышления. И, наконец, Аристотель создал учение о формах и структурах мышления, положившее начало формальной логике.

Содержание

1. Введение………………………………………………….. 3
2. Понятие мышления………………………………………3
3. Аспекты развития мышления……………………………...4
3.1. Филогенетический аспект…………………………….……4
3.2. Онтогенетический аспект…………………………………..4
3.2.1. наглядно-действенное мышление……………………5
3.2.2. наглядно-образное мышление......................................5
3.2.3. словесно-логическое мышление……………………...5
3.3. Экспериментальный аспект………………………………..6
4. Важные направления в развитии мышления…………..6
4.1. Логическое мышление……………………………………….6
4.2. Творческое мышление……………………………………….6
4.3. Пространственное мышление………………………………7
5. Нетрадиционные взгляды на развитие мышления…...7
5.1. Влияние мышления на здоровье человека……………8
5.2. Развитие конструктивного образа мышления……….9
6. Заключение……………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………...10

Работа содержит 1 файл

Титульный.doc

— 74.50 Кб (Скачать)
 

Содержание. 

1. Введение………………………………………………….. 3 

2. Понятие мышления………………………………………3 

3. Аспекты развития мышления……………………………...4

    3.1. Филогенетический аспект…………………………….……4

    3.2. Онтогенетический аспект…………………………………..4

    3.2.1. наглядно-действенное мышление……………………5

    3.2.2. наглядно-образное мышление......................................5

    3.2.3. словесно-логическое мышление……………………...5

    3.3. Экспериментальный аспект………………………………..6 

4. Важные направления  в развитии мышления…………..6

    4.1. Логическое мышление……………………………………….6

    4.2. Творческое мышление……………………………………….6

    4.3. Пространственное мышление………………………………7

5. Нетрадиционные взгляды на развитие мышления…...7 

5.1. Влияние мышления на здоровье человека……………8 

5.2. Развитие конструктивного  образа мышления……….9 

6. Заключение……………………………………………………….9 

Список  литературы……………………………………………...10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Введение. 

     Мышление – как сложный социально-исторический феномен, эволюционировало на протяжении всей истории человечества. В разные времена люди по-разному объясняли процесс мышления. Так, в древнегреческой философии мышление впервые становиться предметом изучения у Парменида, который рассматривал его как способ познания, приводящий к истине (в отличие от чувств восприятия, приводящего к мнениям). Считая, что истина приобретается в диалоге между людьми, Сократ установил непосредственную связь мышления с общением. Платон вычленил в качестве главного признака мышления идеальность как особую форму реальности, которая составляет содержание мышления. И, наконец, Аристотель создал учение о формах и структурах мышления, положившее начало формальной логике. 

2.Понятие  «Мышление» 

     В современной трактовке «мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности» (Немов Р.С. Психология «Просвещение».1995)

     «Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связана с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется»  (Рубинштейн С.Л. Основы Общей Психологии «Питер».2002)

     Отличие мышления от остальных психических  процессов познания состоит в  том, что оно всегда связано с  активным изменением условий, в которых находится человек. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.

     «Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.  Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана» (Немов Р.С. Психология «Просвещение».1995) 
 

3. Аспекты развития мышления 

     Мышление  человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К  этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном.  
 

        3.1. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества.

        Качественные изменения психики, происходящие в период эволюционного развития живых существ, обусловлены усложнением их взаимодействия с окружающей средой и друг с другом. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого определена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний и норм поведения. 
     

       3.2. Онтогенетический аспект включает исследование процесса мышления и выделяет три этапа развития на протяжении жизни одного человека, от рождения до старости. Развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж. О.К. Тихомиров и др.) Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства. 

       3.2.1. Наглядно-действенное мышление.

       Наглядно-действенное  мышление - наиболее ранняя форма мышления – первые проявления, которого можно наблюдать у ребенка в конце 1го – начале 2го года жизни, еще до овладения им активной речью. Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Ребенок учится делать умозаключения.  

       3.2.2. Наглядно-образное мышление.

       Наглядно-образное мышление связано с оперированием  образами. Этот вид мышления ярко проявляется  у дошкольников в возрасте 4 - 6 лет. Мысля наглядно образно, ребенок привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями, хотя широко используют слова.  

          3.2.3. Словесно-логическое мышление.

         Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.  

       3.3. Экспериментальный аспект – «этот подход ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование» (Немов Р.С. Психология «Просвещение».1995)

       «Психологический эксперимент рассматривается как предметная деятельность исследователя и как система нормативов для проверки психологических гипотез, задающая критерии классификации других эмпирических методов в психологии»

            (Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002)  
     

4. Важные направления в развитии мышления. 

    4.1. Логическое мышление. 

     Делая логические выводы, человек использует сложные системы, образующие связи, по которым течет его мысль. Примером такой связи может служить  силлогизм (суждение), т. е. отражение  связей между предметами и явлениями  действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение. 

     В силлогизме человек высказывает  свое мнение о данном факте или  предмете, определяет связи между  фактами или предметами или/и  свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: «Я люблю море», «Я хочу уехать в Петербург». 

     В истории языка и логики сформировались такие средства, которые автоматически  передают человеку опыт поколений, избавляя его от необходимости получать соответствующую информацию собственным логическим путем. 

     Логические  связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его  продуктивного мышления, делают его доказательным, объективным и убедительным. Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность. 

      4.2. Творческое мышление. 

     Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

     Общеизвестно, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности.

     Это заставляет думать, что у некоторых  индивидуалов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая  проявляется не только в стиле  мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность и т.д.

     «Потребность понять природу процесса творчества возникает, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность» (Бровко Н. В. Творчество. Мышление. Живопись Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.) 

      4.3. Пространственное мышление. 

     Пространственное  мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. 

     «Пространственное мышление является одной из разновидностей образного мышления, которое, обладая  всеми характерными особенностями  образного мышления, имеет свои специфические черты» (Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. Якиманской И. С. – М, 2004г.)   

Информация о работе Развитие мышления