Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

Предлагаемая реферативная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках математики. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

   В результате большая часть школьников, зачастую не понимает того, что слышит, о чем читает и даже того, что им говорят. От учащихся ожидается лишь умение “переваривать”, запоминать информацию; они сейчас не развивают активное, заинтересованное, критическое отношение к реальности, поэтому мотивация к обучению отсутствует. Вследствие этого надо  радикальным образом изменить форму ведения уроков. Так или иначе, но общение на традиционном уроке мало способствует пробуждению мотивации учащихся.

   Поэтому педагоги прилагают огромные усилия для совершенствования процесса обучения: ученики должны приобретать в школе те знания и умения, которые они смогли бы использовать в реальной жизни. Безусловно, что знания имеют ценность только тогда, когда информация, критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности. При отсутствии четко определенных основ и ясно поставленных целей, обучение зачастую сводится к передаче знаний посредством бессистемных методов и приемов. Перестройка школы, совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от учителя особое внимание уделять развитию критического мышления учащихся.

   Безусловно, этот процесс должен быть комплексным, т.е. распространяться на все учебные  предметы, включая математику, которая вносит значительный вклад в умственное развитие человека.

   Математика, наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении математики знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.

   Критическому  мышлению можно и нужно учить, его культуру следует целенаправленно и терпеливо взращивать на всех уровнях, начиная с первого класса школы, затем – в высшем учебном заведении и в различных институциях послевузовского образования.

   Таким образом, критическое мышление должно составить сердцевину хорошо продуманной реформы образования, поскольку оно будет в эпицентре изменений XXI века - мир стремительно меняется, и идеи демократии распространяются повсюду. Неосознанно мы все ежедневно принимаем какие-то решения. Даже наша пассивность, молчание и невмешательство могут привести к несправедливости.

   Критическое мышление должно стать стратегической основой для постоянного образования  людей, а учитель становится важным звеном в этом процессе: он может  или способствовать или препятствовать ему.

           Профессиональная и общественная ответственность учителя математики заключается, прежде всего в том, что ему предстоит создать в классе не только атмосферу заинтересованности и сотрудничества (учащиеся должны иметь возможность участвовать дискуссиях, свободно обмениваться мнениями и т.п.), но и быть ответственными за те знания, которые они получают, овладеть навыками самообразования (эффективной работы при чтении и письме) и методами работы в группе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Возможности обучения при использовании технологии развития критического мышления учащихся

   2.1. История развития технологии критического мышления

   Технология  РКМЧП была разработана учеными  и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата  Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование».

   С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое  общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

   В ТРКМЧП синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии. РКМЧП  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997 года, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».

   Данная  технология является общепедагогической, надпредметной, представляет собой  целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Технология формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства, развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.

   Технология  является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

   Цель  данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

   2.2 Приёмы технологии  «Развития критического  мышления»

   Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики  не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

   Предложенные  далее приемы отражают лишь небольшую  часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

   1) ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

   I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
  • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

   II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

   Знакомство  с текстом может осуществляться «на слух». Подробнее смотри описание приема «Продвинутая лекция».

   III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

   V    +    -    ?
                   

   IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

   Предметная  область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

   Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

   Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

   Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.

   2) МОЗГОВАЯ АТАКА.

   1 э т а п: Учащимся предлагается  подумать и записать все, что  они знают или думают, что знают,  по данной теме;

   2 э т а п: Обмен информацией.

   Рекомендации  к эффективному использованию:

   1. Жесткий лимит времени на 1-м  этапе 5-7 минут;

   2. При обсуждении идеи не критикуются,  но разногласия фиксируются;

   3. Оперативная запись высказанных  предложений.

   Возможна  индивидуальная, парная и групповая  формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся [3].

   3) КЛАСТЕРЫ (Приложение 1) .

   Это способ графической организации  материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

   Последовательность  действий проста и логична:

   1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

   2. Вокруг «накидать» слова или  предложения, выражающие идеи, факты,  образы, подходящие для данной  темы. (Модель «планеты и ее  спутники»)

   3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

   В итоге получается структура, которая  графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

   В работе над кластерами необходимо соблюдать  следующие правила:

   1. Не бояться записывать все,  что приходит на ум. Дать волю  воображению и интуиции.

   2. Продолжать работу, пока не кончится  время или идеи не иссякнут.

   3. Постараться построить как можно  больше связей. Не следовать по  заранее определенному плану.

   Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как  «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Информация о работе Применение технологии развития критического мышления на уроках математики