Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа
.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.
Из данной темы определяются следующие задачи:
1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.
5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.
6. Определить практическую значимость исследования.
Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….
1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5
1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи
у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20
1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению 36
недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………
2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….
2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53
Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61
звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………
3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….
3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76
Заключение ……………………………………………………………………….83
Список литературы ……………………………………………………………....82
В результате проведения исследования по заданию 3, нами были получены данные, которые мы представили в виде таблицы 4 диаграмм 3.1, 3.2 и сравнительной гистограммы 2.
Таблица 4.
|
Диаграмма
3.5. Уровень развития фонематического
восприятия у
дошкольников 1 группы /N/.
|
Диаграмма 3.6 Уровень
развития фонематического восприятия
у
дошкольников 2 группы /ФФНР/.
| |
1
– высокий уровень
2 – средний уровень 3 – низкий уровень |
1 – высокий
уровень
2 – средний уровень 3 – низкий уровень |
Гистограмма 3. Сравнительный анализ по уровню фонематического восприятия дошкольников подготовительной группы
В третьем задании мы проверяли уровень сформированности фонематического восприятия с помощью заданий, предложенных методикой. Мы выяснили, что у 60% детей с нормальным речевым развитием обнаружен высокий уровень и у 30% средний уровень фонематического восприятия, лишь единично представлены низкий уровень выполнения задания.
Результаты в группе детей с ФФНР значительно хуже: высокий уровень сформированности фонематического восприятия, лишь у одной десятой части детей, средний уровень обнаружен у 30%, тогда как у большинства результаты сравнительно слабее: низкий уровень показало 60% испытуемых.
Итак, у детей с нормальным речевым развитием преобладает достаточно высокий уровень сформированности фонематического восприятия, тогда как у детей с ФФНР фонематическое восприятие сформировано значительно хуже. У части детей обнаружен средний уровень, у большинства – низкий.
По
данным, полученным в результате диагностики,
с помощью задания №4 (исследование слоговой
структуры слова) мы составили таблицу
5, диаграммы 4.1, 4.2 и гистограмму 4.
|
Диаграмма
4.7. Уровень развития сформированности
и развития слоговой структуры слова
у дошкольников 1 группы /N/.
|
Диаграмма 4.8 Уровень
развития сформированности и развития
слоговой структуры слова у дошкольников
2 группы /ФФНР/.
| |
1
– высокий уровень
2 – средний уровень 3 – низкий уровень |
1 – высокий
уровень
2 – средний уровень 3 – низкий уровень |
Гистограмма 4. Сравнительный анализ уровня сформированности и развития слоговой структуры слова
В четвертом задании мы проверяли уровень сформированности слоговой структуры слова с помощью заданий, предложенных методикой. Мы выяснили, что у 60% детей с нормальным речевым развитием обнаружен высокий уровень развития и у 30% средний уровень развития слоговой структуры слова, лишь единично представлены низкий уровень выполнения задания.
Результаты в группе детей с ФФНР значительно хуже: высокий уровень сформированности слоговой структуры слова лишь у 20% детей, средний уровень обнаружен у 30% испытуемых, тогда как у большинства результаты сравнительно небольшие: низкий уровень показало 50% детей.
Следовательно , у детей с нормальным речевым развитием преобладает достаточно высокий уровень сформированности слоговой структуры слова , тогда как у детей с ФФНР восприятие слоговой структуры слова сформировано значительно хуже. У 30% детей обнаружен средний уровень, а у большинства – низкий (50%).
Таким образом, мы провели исследование, с помощью 4 заданий, в результате которого получили данные об особенностях развития фонетико-фонематического развития речи у детей с ФФНР и сравнили их с результатами экспериментального исследования в группе дошкольников без отклонений в речевом развитии. Полученные результаты относительно развития звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР мы сгруппировали в таблицу 6.
Изучение сформированности
задания | | ||
Высокий | средний | низкий | |
Изучение звукопроизношения | - | 30 | 70 |
Обследования артикуляционного аппарата | - | 30 | 70 |
Изучение фонематического слуха | 10 | 30 | 60 |
Изучение слоговой структуры слова | 20 | 30 | 50 |
ИТОГО: | 10 | 30 | 60 |
Итак, в целом, обнаружена следующая картина сформированности фонетико-фонематического восприятия в группе у детей с нормальным речевым развитием и детей с ФФНР. Дети с нормальным речевым развитием показали более высокие результаты. Заметим, что лишь у небольшого числа испытуемых (около 10%) обнаружены низкие показатели.
В группе детей с ФФНР картина значительно хуже. Об этом свидетельствует отсутствие детей с высоким уровнем развития звукопоизносительной стороны речи. Высокий уровень был выявлен только у 20 % испытуемых при выполнении задания №4. Остальная часть испытуемых продемонстрировала средний и низкий уровень – 30% и 50 % соответственно.
Таким образом, у детей с нормально развивающейся речью звукопроизносительная сторона сформирована достаточно хорошо, у них преобладает высокий и средний уровни. У меньшей части детей с ФФНР преобладает средний уровень, у большей части – низкий. Дети с ФФНР испытывают затруднения при выполнении предложенных заданий. У данной категории испытуемых обнаружена недостаточная сформированность звукопроизносительной стороны речи. В целом, мы можем отметить, у них недостаточный уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи. По разным заданиями эти данные находятся в диапазоне от 30% до 70%. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с детьми с ФФНР.
Таким образом, мы подтвердили часть выдвинутой нами гипотезы о том, что у детей с ФФНР имеются недостатки звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия, и мы имеем все основания приступить к проведению коррекционных мероприятий по их преодолению.
ГЛАВА III. Коррекционная работа по устранению недостатков звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3.1
Методика проведения
коррекционной работы.
Цель программы: преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР.
Задачи: 1. сформировать полноценную фонетическую систему языка,
Перспективное планирование логопедической работы
по
периодам обучения
I период обучения
Общие речевые навыки | 1.Выработка
чёткого, координированного 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки). 3.Работа по
формированию диафрагмального 4.Работа над
мягкой атакой голоса. Выработка
у детей умения |
Звукопроиз-ношение | 1 Разработка
речевого аппарата, подготовка к
постановке звуков (проведение общей
и специальной артикуляционной гимнастики)
2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков у, а, ау, ауиэ, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х,хь. 3.Постановка
и первоначальное закрепление
неправильно произносимых и |
Слоговая структура слова | 1. Работа над
односложными словами со 2. Работа над
двусложными словами без 3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина) |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу | 1.Выделение
гласных звуков из ряда других
звуков.
2.Выделение ударного гласного из начала слова 3.Анализ звукового ряда типа а – у, а – у – и и т. д. 4.Выделение первого последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак) 5. Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок, ук.и т.д. 6. Преобразование слогов путём изменения одного звука от, ут – ит. |