Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

      7.  «Украсим нашу ёлку ». На  столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

      8.  Игра «Наоборот». Логопед бросает  ребенку мяч, называет прямой  слог с заданным звуком, а ребенок,  возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

       9.  «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

      10.  «Собери осенний букет». В группе  «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу. 

      Задание 2. Обследование артикуляционного аппарата.

                       /авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина/                                                                                                               

      Содержание  методики: Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин  нарушения звуковой стороны речи ребенка и планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.

      В первую очередь  следует охарактеризовать особенности и дефекты анатомического характера.

      Обследование  начинается с проверки строения губ, языка, зубов, челюстей, нёба. В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии:

      •  губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

      •  зубы — редкие, кривые, мелкие, вне  челюстной дуги, крупные, без промежутков  между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

      •  прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

      •  челюсти — верхняя выдвинута  вперед, нижняя выдвинута вперед;

      •  нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

      • язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой: укороченная уздечка; 

      Далее проверяется подвижность органов  артикуляционного аппарата. Ребенку  предлагают выполнить различные  задания по подражанию, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, высовывание  языка  «жалом», поднять кончик высунутого языка вверх и  долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затея растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т.д. Необходимо обратить внимание на свободу и быстроту движений органов артикуляционного    аппарата,    их   плавность,    а    также    насколько  легко осуществляется переход от одного движения к другому. 

      Задания для губ

      1.  Углы рта слегка оттянуты, видны  передние зубы, объем движения, как  при артикуляции звука ц.

      2.  Губы нейтральны, как при произнесении  а.

      3.  Губы округлены, как при о,  при у.

      4.  Чередование движений от а  к и, от а к у и обратно.

      5.  Плавный переход от и к а,  от а к о, от о к у  и обратно. Артикулирование ряда  с плавным переходом: и —  а — о — у и в обратном  порядке. В момент артикулирования необходимо подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом дает пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука. 
 

      Задания для языка

      1.  Кончик языка упереть в нижние  резцы при оттянутых углах  рта. Спинка языка выгнута в  направлении к верхним резцам. Позиция углов рта и челюсти не фиксируется в сознании ребенка как артикуляторная позиция: это положение необходимо лишь для облегчения зрительного контроля.

      2.  Боковые края языка подняты,  образуется круглая щель, необходимая  для произнесения свистящих звуков; эта поза называется «язык желобком» или «язык трубочкой». Чтобы облегчить ребенку выполнение упражнения, можно предложить высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка. Можно воспользоваться круглым зондом («спицей»), нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребенка округлить губы.

      3.  Язык поднят к альвеолам, боковые  края прижаты к коренным (верхним)  зубам. Язык как бы присасывается  к верхней челюсти.

      4.  Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее звучание, упражнение называется «пощелкивание», «игра в лошадки».

      5.  Кончик и передняя часть спинки  языка подняты к альвеолам  («язык ложечкой», или «чашечкой»). Упражнение предназначено для  произнесения звуков, при артикулировании  которых средняя часть спинки  языка прогибается, а передняя  часть и корень языка слегка подняты.

      6.  Ритмичные движения языком влево  - вправо, кончик языка касается  верхних альвеол или проходит  по границе между верхними  резцами и 

      7.  Совместным альвеолами. движения  языка и губ: кончик языка  упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Особое внимание обращается на сочетание положения языка с позицией губ для звука, и; кончик языка находится в верхнем положении, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных (о и у)

      Таким образом, первичное обследование дошкольников позволяет убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с ФФНР, обнаружить связи между выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного воздействия. 

      Задание 3. Обследование фонематического восприятия.

                         /автор М.Ф.Фомичёва/

      Содержание  методики: Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

      Однако  и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

      Трудности в слуховой дифференциации звуков могут  вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

      Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко  гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.

      Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

      С целью выявления состояния фонематического  восприятия обычно используют приемы, направленные на:

    -    узнавание, различение и сравнение простых фраз;                                                                                                                             -    выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных 

          по звуковому составу, различных по звуковому составу);

    -    различение  отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и  

          словах  (различных по звуковому  составу, сходных по звуковому 

          составу);

    -     запоминание слоговых рядов, состоящих  из 2-4 элементов (с 

           изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с  изменением согласной: КА-ВА- 

           ТА, ПА-БА-ПА);                                                                                                                                                  -     запоминание звуковых рядов.                                                                                

        Для выявления возможностей восприятия  ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

      Особенности различения звуков речи выявляются при  повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

      Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

      Особое  внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость — глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

      Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.

      При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок, исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи