Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

1.2. Определение фонетико-фонематического  недоразвития речи у детей дошкольного возраста  

          Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

        Дети с ФФНР – это дети с ринолалией,  дизартрией,  дислалией, акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы Признаком    фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

  • замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, р и л звуком л' и  йот, с—ш или ф и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками  т, т, д, д');
  • несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и т.п.);
  • некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;
  • наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

      Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением  звуков, т.е. звук может произноситься  искаженно и в то же время смешиваться  с другими звуками или опускаться и т.д.

      Количество  неправильно произносимых звуков может  достигать большого числа (до 16-20). Чаще всего оказываются расформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т и д; звуки л, р,р'; звонкие нередко замещаются парными глухими, реже — недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения.[64]

      Характер  отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку (фишку, сигнальную карточку и т.п.) в момент произнесения определенного звука или слога. Неменьшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук.[10]

      На  недостаточность фонематического восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи. 
 
 
 
 
 

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи  детей с фонетико- фонематическим недоразвитием

      Проявления  речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Однако при углубленном обследовании речи могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т.п.

        Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

    • Неправильная речь окружающих, встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
    • Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
    • Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто  побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал.
    • Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребёнок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему чётко воспринимать речь окружающих. [8]

      Фонетическое  развитие речи ребенка протекает  в системе развития языка в  целом, в неразрывном  взаимодействии всех его сторон — звукопроизносительной (фонетической), словарной (лексической), грамматической и интонационно-ритмической. Только при знании такого системного развития языка ребенка возможно научное понимание речевых нарушений у него, в частности фонетических, и успешное преодоление их, равно как и предупреждение всякого рода трудностей в овладении в, будущем грамотой и правописанием.

      Отдельно  следует охарактеризовать возможные  особенности в протекании высших психических функций у детей  с ФФНР.

    -внимание  у таких детей может быть  неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное внимание, когда ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой.

    - объем памяти может быть сужен  по сравнению с нормой, При  этом ребёнку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал.

    -отмечаются  особенности в протекании мыслительных  операций наряду с преобладанием  наглядно – образного мышления  дети могут затрудняться в  понимании абстрактных понятий  и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.[41]

      Исходя  из перечисленных   особенностей нервной высшей деятельности дети с  ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

    -поведение  может быть нестабильным, с частой  сменой настроения,

    -могут  возникать трудности в овладении  учебными видами деятельности, т.к.  на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение  одного задания в течении длительного времени.[8]

      Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5—6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухорече-двигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.[35]

  Предпосылки для успешного обучения грамоте  формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха — фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

  Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодическими средствами, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.

    Формирование  произношения состоит в выработке слухо-произносительных навыков и умений в области фонетической и просодической систем родного языка. Оно включает артикуляцию звуков, ударение, ритмику, интонацию. Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть воспитана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу развития фонем. Известно, что звуки русского языка неодинаковы по трудности для произношения.[37]

  В большинстве случаев у детей  наблюдается неправильное произношение тех звуков, которые требуют тонких дифференцированных артикуляционных движений. Как правило, это свистящие, шипящие, большинство мягких звуков, звонкие взрывные. Эти наблюдения учтены при определении последовательности коррекции звуков.

  В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки, тем не менее, произносятся, смазано в речевом потоке, что снижает четкость кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляции, тренируются звукослоговые ряды разной структурной сложности. В результате уточнения произносительных навыков создается основа для развития навыков фонематического восприятия.

  В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. На первом этапе, т.е. в период постановки, правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильными. Сознательному усвоению звука способствует выделение характерных признаков, как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает их полноценную дифференциацию.

  Существенным  является сопоставление каждого  изучаемого звука с ранее изученным и с неисправленным, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются «далекие» звуки (резко противопоставленные по артикуляции и звучанию), затем вводятся упражнения на различение «близких» звуков. Для упражнений подбираются отдельные звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звукослоговых структур.

  К речевому материалу на занятиях предъявляются особые требования:

  • изучаемый звук произносится во всех доступных сочетаниях;
  • он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
  • не включаются нарушенные в произношении звуки;
  • одновременно учитываются слоговой состав слов, его лексическое значение и грамматическая структура предложения.

  Рекомендуется применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из трех-четырех слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно подбираются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений: воспроизведение ритмов; сочетание отстукивания ритма и проговаривания; рифмованные фразы. Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.

  Однако  простого механического повторения и накопления навыка произнесения речевых  структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.

  При формировании фонематического слуха  и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. Он должен быть разнообразным, насыщенным изучаемым звуком. При автоматизации исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. Сначала отрабатывается правильное произношение одной фонетической группы, потом другой (смешиваемой), и только затем предлагается их дифференциация в произношении. При отборе словаря учитываются разные позиции звука в слове, отдельно закрепляются твердые и мягкие варианты фонем.[51]

Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи