Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

52.Пожиленко Е.А.   Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

53.Правдина О.В. Логопедия. – М., 1073.

54.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно –                 

     методическое пособие./ Под общ.  Ред. Т.В.Волосовец. – М., 2002.

55.Ушинский К.Д.   Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. – М.:

       Педагогика 1988.

56.Успенская Л.П., Успенский Н.Б.Учитесь правильно говорить. М.,1993.

57.Филичёва Т.Б., Туманова Т.В.    Дети с фонетико-фонематическим

      недоразвитием. Воспитание и обучении  – М.,1999.                                                                                                                                                

58.Филичёва Т.Б., Туманова Т.В   Формирование звукопроизношения у

      дошкольников.- М.,1993.

59. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М.,1993.

60.Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. –                                                             

       Екатеринбург, 1996.

61.Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.   Нарушения речи у детей.                        

        – М., 1993.       

62.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Основы логопедии – М. ,1989.                                                                                                                  

63.Филичева Т.Б., Каше Г.А.Методическое руководство к  

     дидактическому    материалу по исправлению недостатков  речи у  

     детей  дошкольного возраста. – М.,1989.

64. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания 

      детей с фонетико – фонематическим  недоразвитием (старшая группа 

      детского сада). – М., 1993.

65.Фомичёва М.Ф.   Воспитание у детей правильного произношения. – 3-е

      изд. – М., 1980.

66.Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1961.

67.Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. 

     СПб.,2004.

68.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.:Владос;

     2000.

69.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с

     дошкольниками.  – М.: Изд. Центр «Академия». 2003.

70.ШаховскаяС.Н., Худенко Е.Д.Логопедические занятия в детском саду

     для  детей с нарушениями речи. –  М.,1995.

71.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,

     1983.

72.Эльконин Д.Б.  Психическое развитие в детских возрастах.- М.-

      Воронеж,1995.

73.Эльконин Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. 

                                   Приложение

КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ 

ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

I период обучения

Тема: «Звук А»

Цель: закрепить у детей навыки четкого различения и произношения звука А.

Примерный ход занятий

1.  Организационный этап. Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, чьи имена он назовет ласково: Лена, Катенъка, Вовочка, Леночка, Саша, Сережа и т.д.

2.  На доске — предметные картинки. Логопед предлагает вспомнить, какой звук дети учились правильно произносить на прошлом занятии. Дети отвечают: «Звук У». Логопед просит убрать с доски все картинки с этим звуком. Дети выполняют задание, называя картинки: «Утка», «Ухо», «Утенок», «Уха», «Умка» (рисунок мишки) и т.д.

Логопед предлагает назвать оставшиеся картинки: «Аня» (рисунок девочки), «Автомат», «Альбом», «Аптека».

Затем логопед  проговаривает их названия, четко  артикулируя первый звук: А—а—ня, а—а—птека, а—а—льбом.                                                           Логопед: В этих словах слышится первый звук? Произнесите хором этот звук. Дети все вместе произносят звук А.

Логопед вызывает двух помощников (мальчика и девочку).                         Логопед: По сигналу мальчика дети произносят звук А длительно и громко, а девочки — длительно и тихо. Дети выполняют задание.                              Логопед: Дети, вы произносили звук кратко или тянули его,

Если звук А поется протяжно, значит, он — гласный звук.                           Логопед прикрепляет на доску символ звука А и говорит: «Когда

Мы произносим звук А, наш рот открывается так широко, как это нарисовано на картинке».

Логопед предлагает детям изобразить беззвучную артикуляцию  звука А и показать ее с помощью пальцев рук.

3. Игра   «Найди   свою   пару»

Под тихую музыку дети входят в группу и ищут только те картинки, в названиях которых первый звук А (альбом, ангина, автомобиль, автомат и т.д.). Когда музыка заканчивается, каждый ребёнок должен найти себе «пару» по принципу «один — много»: аптека - аптеки, антенна антенны и т.д.

Логопед проверяет  правильность выполнения заданий, спрашивая  детей. какие картинки они выбрали, какой первый звук слышится в их названии.

4. Игра   «Волшебный   колодец»

Дети садятся  на ковер вокруг логопеда, а в  это время Антошка  вбегает  в группу  и раздает детям карточки-символы звука А. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из  «колодца» (большой коробки) картинки: «Улитка», «Альбом», «Ухо». «Индюки», «Аптека», «Аквариум», «Абрикос», «Иглы», «Акробат».

Логопед четко  проговаривает названия картинок, а дети подию г карточку-символ, услышав первый звук А. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.

Итог  занятия:

Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить

и находить? Кто  запомнил, какой это звук и почему?                                  Дети: Это гласный звук, потому что мы его можем тянуть и петь.

Логопед в качестве поощрения дарит детям рисунки, на которых  изображены дети, произносящие звук А.                                                                               Дети  наклеивают их в свои тетради.

               
         
         
         
         
         
         

           Тема         « Звуки А, У»

         

    ЦЕЛЬ. Учить  детей выделять звуки А, У в  начале и в конце слов. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Учить анализировать и синтезировать звуковые сочетания типа АУА. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать фонематический слух, внимание. 

Материалы:        Предметные картинки, карточки с буквами А и У. 

                                                Ход занятия. 

1.Организационный  момент. На свои места садятся   дети, правильно назвавшие слова  сначала со звуком У, затем  -  со звуком А.

2. Логопед объявляет,  что на занятии  дети будут  слушать и находить в словах  звуки А и У. На доску выставляются  4 картинки: названия трех нарисованных предметов начинаются с одного и того же звука, 4-е название отличается первым звуком. Например: арбуз, улитка, апельсин, ананас. Или: учитель, уши, указка, акула.

          Задача детей – найти и назвать  «лишнее» слово (лишнюю картинку), а также  объяснить, почему оно лишнее. При затруднениях у детей логопед использует буквы А,У, которые ставит под картинки, в соответствии с первым звуком в названиях изображенных предметов.

3. Дифференциация  звуков на слух и в произношении.

       Выделение первого звука в словах: астры, умный, ужас, акула и т.д.

    Дети  определяют первый звук в слове  и поднимают карточку с буквой.

4. Выделение  звуков А и У в конце падежных  форм одного существительного.

    У  каждого из детей на столах  по две карточки с буквами А и У. Логопед    объясняет, что сейчас будет произносить предложение, а последнее слово в нем заменит картинкой. Дети должны определить последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднять соответствующую букву.

     На  дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес Пират кинулся догонять пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ). У Тани была игрушечная (белкА). На прогулку Таня возьмет игрушечную (белкУ). И т.п.

5. Анализ, синтез  и чтение сочетаний звуков.

     Логопед  произносит сочетания из трех  звуков: АУА, УАУ. Дети воспринимают  их только на слух и называют  количество, порядок звуков, число  одинаковых звуков  в сочетании,  а затем соединяют отдельные  звуки в различные комбинации (УА, АУ, УАУ, АУА)

         Те же сочетания дети читают  по одному и хором.

  1. Динамическая пауза.                                                                                                

 Слоговой  анализ слов: отпрыгать количество  слогов в словах по картинкам, в названии которых есть звуки А и У.

               Мы попрыгаем немножко,

               Пусть слова разделят ножки!

7. «Подскажи  словечко»

           Если слово к звуку «У» присоединяется,

           Слово новое, другое сразу получается.

Буква У отметку КОЛ переделает в ...УКОЛ.

Буква У простую  ТОЧКУ превратила в ...УТОЧКУ.

Может маленькую  ДОЧКУ переделать в ...УДОЧКУ.

А когда я  строил ДАЧУ, принесла мне У ...УДАЧУ.

И теперь поселок  ДАЧНЫЙ называется ...УДАЧНЫЙ.

Угадайте: слово  ЛИЦА с У в какое превратится?

Буква У нам  так сказала: «Первой я стоять устала!

Пусть другие буквы  снова изменить помогут слово,

Встанут перед  словом УШКИ:

М приставим  – будут ...МУШКИ,

С приставим  – будут ...СУШКИ,

Т приставим  – будут ...ТУШКИ,

П – грохочут громко ...ПУШКИ. 

Перед словом слог поставим – слово новое составим!

Мы малюсенькую  МУШКУ переделаем в КОР...МУШКУ.

Превратим простую  СУШКУ сразу в курочку –  НЕ...СУШКУ.

Переделаем мы ТУШКУ мигом в круглую КА...ТУШКУ.

Отведем грязнулю – ЧУШКУ мыться в чистую РЕ...ЧУШКУ.

Превратим  стальную ПУШКУ в новогоднюю ХЛО ...ПУШКУ.

  1. У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части, и карточки с буквами А,У. Логопед просит внимательно слушать слова и ставить нужную букву в начало или в конец карточки, в соответствии с позицией изучаемых звуков.

         Слова: приду, улитка, слеза, астры,  апельсин, урна, утка, абрикос, улетела,  брошу, вижу и пр.

9.  Итог занятия.

  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • Тема:     «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ».
  • ЦЕЛИ:

    1. Деление 2-ух, 3-х сложных слов на слоги.
    2. Определение начального гласного в словах.
    3. Схематическое изображение слога полоской.

    Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи