Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

Содержание  фронтальных занятий

  К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.

  Фронтальное занятие включает в себя несколько  этапов. Все они тесно связаны  между собой и взаимообусловлены. Первый этап — закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

  Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

  Второй  этап — дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

  Работа  по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звукослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

Изучение нового материала дается и на фронтальных  занятиях, требования к его структуре.

1)    фронтальное занятие должно иметь четко сформулированную тему и         цель, взаимосвязанные между собой и соответствующие содержанию программы обучения;

2)    занятие  должно состоять из последовательно  выстроенных этапов, каждый из  которых решает свои частные задачи, обязательно подчинен общей цели занятия.

Остановимся на характеристике каждого из этих этапов.             Организационный этап служит для концентрации внимания детей и подготовки их к усвоению нового материала.

Этап  повторения пройденного  материала не является строго обязательным.

Обучающий этап. Логопед учит детей правильно произносить, и различать изучаемый звук с опорой на словесное объяснения и на работу нескольких анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического и др. Важным компонентом данного этапа является использование карточек-символов звуков. Такой разносторонний подход к изучению звука позволяет ребенку выделить его дифференциальные признаки и чётко овладеть заданной  фонемой.

  Этап  закрепления нового материала содержит несколько упражнений, выстроенных в порядке нарастающей сложности: повторение звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Эти задания, как правило, попутно развивают внимание, память, мыслительные операции. Итог занятия является его логическим завершением, обобщающим и закрепляющим пройденный материал. Помимо четкой структурной организации логопедического занятия, крайне важно учитывать влияние на детей ведущей деятельности возраста, т.е. планировать использование сюрпризно-игровых моментов, максимально разнообразить наглядный материал (игрушки; предметные, сюжетные картинки; карточки-символы звуков; кассы букв и т.д.), чередовать динамические и статистические виды деятельности, в том числе физкультурные паузы. Необходимо к каждому заданию правильно подбирать лексический материал, т.е. планировать изучение заданного звука изолированно, в слогах, словах, фразе; использовать слова, где этот звук стоит в начале, середине, конце слова. Следует избегать труднопроизносимых и смешиваемых детьми звуков.

Примерные конспекты фронтальных занятий./см. Приложение/ 

        В подготовительной группе гораздо больше внимания уделяется навыкам аналитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственной подготовкой детей школьному обучению. Так,   дети   должны иметь навыки анализа и синтеза ряда звуков, обратного и прямого слога, односложного слова (типа лак), а также задача выделенния первого и последнего звука в слове, первого ударного гласного и т.д.,

Помимо вышеперечисленных  навыков, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка).

Начиная с ноября дети  уже овладевают полной звуко-слоговой схемой слова со следующими обозначениями: длинная полоска — слово, короткая — слог, красный кружок гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный.

       Уже со второго периода логопед  знакомит детей с буквами и  начинает занятия по обучению  грамоте. К концу учебного года дошкольники должны правильно произносить и различать все звуки родного языка, уметь читать и «печатать» слоги и слова, работать с разрезной кассой букв, составлять короткие предложения. Такие умения сформировались не только благодаря овладению детьми элементами грамоты, но и развитию определенных графо-моторных навыков (т.е. навыков удержания карандаша, ориентировки на листе бумаги, проведения прямых, косых и закругленных линий и т.п.).

         К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, шкаф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента

   После использования нами обучающего эксперимента, мы провели повторное исследование с помощью серий методик, используемых на предварительном этапе исследования.

   Нами  были получены результаты, которые  мы представляем в виде сравнительного анализа при первичном и вторичном  исследовании, т.е. мы представим подтверждение эффективности апробированной нами коррекционной программы.

   В результате повторного проведения исследования по заданию 1 на уровень развития звукопроизношения мы получили более высокие данные, которые представлены в сравнительной гистограмме 5.

  Гистограмма 5. Процентное соотношение по уровню развития

                              звукопроизношения.

      Из представленных данных видно, что при повторном исследовании в данной группе детей с ФФНР никто не показал очень низкого результата, зато показатель среднего и высокого результата увеличились (40% и 50% соответственно).

      После повторного исследования по заданию 2, в котором обследовался артикуляционный аппарат, мы увидели небольшие изменения после проведения коррекционных мероприятий. Анализ такой работы показан в Гистограмме 6 
 

Гистограмма 6. Процентное соотношение  по уровню развития

                               артикуляционного  аппарата.

                                                                                    После повторного проведения задания 3 мы увидели повышение навыков развития фонематического восприятия, что отобразили в сравнительной Гистограмме 7.

Гистограмма 7. Процентное соотношение по уровню развития

                              фонематического  восприятия.

   Из  представленных данных, мы видим, что  после использования коррекционных  мероприятий в группе отсутствуют дети с низкими показателями развития фонематического восприятия, и появились результаты у нескольких детей, свидетельствующие о высоком уровне развития данной характеристики.

  По  данным, полученным в результате повторной  диагностики, с помощью задания 4 мы составили Гистограмму 8, в которой отразили обследование слоговой структуры слова до использования коррекционной программы и после.

                   Гистограмма 8. Процентное соотношение по уровню развития

                              слоговой структуры  слова.

   

        Из полученных данных мы видим, что после использования нами коррекционных мероприятий анализ слоговой структуры слова испытуемых с ФФНР повышает свой уровень.

         Таким образом, мы провели исследование с помощью 4 заданий, в результате которых получили данные об особенностях развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФНР (Таблица 7) .

                                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица  7

 Уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у  дошкольников   с ФФНР

                                                                    (в % к общему числу испытуемых)

              задания                                               Уровни развития
         Высокий           средний             низкий
Изучение  звукопроизношения               

             40

              

            50

            

               10

Обследования  артикуляционного аппарата               

            40

              

            50

            

               10

Изучение  фонематического слуха               

             40

              

            50

            

               10

Изучение  слоговой структуры слова                

             60

              

            30

            

               10

ИТОГО:              45    45             10
 

Мы провели сравнительный количественный анализ сформированности звукопроизносительной стороны речи детей до и после коррекционной работы и  представили результаты в таблице № 8 и гистограмме 9.

                                                                                                 Таблица 8

Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи