Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

      Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

      Следует проверить, как ребенок различает  слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса крыша, день тень, булка белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

      Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

      В итоге обследования звуковой стороны  речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

      Наряду  с выявлением навыков звукопроизношения  необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.

      1. «Слушай и показывай». На столе  лежат несколько картинок, обозначающих  слова, сходные по звучанию, но разные по значению (нос нож, усы уши, удочка уточка, дочка точка, змея земля и т. д.). Логопед медленно и четко произносит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показывают ее логопеду.

      2.  «Кто самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.

      3. «Слушай и повторяй». Логопед  предлагает ребенку повторить  сочетания из 2—3 слогов, состоящих  из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

      4. «Какие подарки принес Буратино».  В волшебном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук.

      5. «Путешествие». Дети отправляются  на прогулку в лес. На пути  им встречается ежик, который  их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная Шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.

    Задание 4. Обследование слоговой структуры слова.

                       /автор Филичева  Т.Б./

      Чтобы обследовать умение ребенка произносить  слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравнивают и отмечают, что именно ребенку легче выполнить.

      Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков. Отмечается характер искажения:

    сокращение  числа слогов: маток вместо молоток,                                    упрощение слогов: тулъ вместо стул,                                                         уподобление слогов: татуетка вместо табуретка,                            добавление числа слогов: команамата вместо комната,                                                                      перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.

      Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

      Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенку предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности:

      Петя  пьёт горькое лекарство                                                                                                 На перекрёстке стоит  милиционер.                                                                     Космонавт управляет космическим кораблём. И др. 

Для выявления  уровня развития фонетико-фонематической стороны речи с помощью этих заданий, мы, при обработке данных, использовали разработанную нами систему оценки и распределяли испытуемых по трём категориям:

1 –  высокий уровень развития

2 – средний уровень развития

3 – низкий уровень развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Сравнительный анализ  результатов  констатирующего эксперимента

      В данной части работы мы представляем данные, полученные в ходе собственного экспериментального исследования.

      На  первом этапе нашего эмпирического  исследования нами были просмотрены  личные дела детей,  речевые карты, анамнез, были проведены беседы с  родителями. Исходя из этих данных был  составлен медико-педагогический профиль  на каждого ребёнка группы, который мы представили в виде таблицы 1 /см. Приложение/.

     С помощью задания 1 мы исследовали уровень развития звукопроизношения у детей двух групп. Нами были получены результаты, которые мы представили в виде таблицы 2, диаграмм 1.1, 1.2 и сравнительной гистограммы 1, в которой сравнивали показатели по двум группам испытуемых (1 группа – без патологий в развитии, 2 группа – дети с ФФНР).

                                                                                                            Таблица 2.

                    Изучение уровня развития произношения.

                                                                       (в % к общему числу испытуемых)

Исп.                          Уровень сформированности
        высокий         Средний       низкий
  N             50              40           10
ФФНР              -              30           70
Диаграмма 1.1. Уровень развития звукопроизносительной стороны речи дошкольников 1 группы /N/.

Диаграмма 1.2 Уровень развития звукопроизносительной стороны речи дошкольников 2 группы /ФФНР/.

1 – высокий уровень

2 –  средний уровень

3 –  низкий уровень

1 – высокий  уровень

2 – средний уровень

3 –  низкий уровень

 

                                                                                                                        Гистограмма 1.Сравнительный анализ по уровню развития звукопроизносительной стороны речи у дошкольников подготовительной группы.

 

   Согласно данным первого задания у 50% детей с нормальным речевым развитием обнаружен высокий уровень развития звукопроизносительной стороны речи и у 40% средний уровень, что свидетельствует о довольно высоких результатах. У этой группы детей минимально представлен низкий уровень развития звукопроизношения. Результаты в группе детей с ФФНР значительно ниже: отсутствует высокий уровень сформированности звукопроизношения. У 30%  - средний уровень, тогда как у большинства результаты сравнительно низкие: низкий уровень показало 70% испытуемых.

   Итак, у детей с нормальным речевым развитием преобладает достаточно высокий уровень сформированности звукопроизношения, тогда как у детей с ФФНР звукопроизношение сформировано значительно хуже. У части детей обнаружен средний уровень, у большинства – низкий.

   Дети  с ФФНР затруднялись назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова.

   В результате проведения исследования по заданию 2, нами были получены данные, которые мы представили в виде таблицы 3, диаграмм 2.1, 2.2 и сравнительной гистограммы 2.

                                                                                                  Таблица3  Изучение уровня сформированности и развития артикуляционного аппарата

                                                                       (в % к общему числу испытуемых)

Исп.                          Уровень сформированности
        высокий         Средний       низкий
  N             70              30            -
ФФНР              -              30           70
 
Диаграмма 2.3. Уровень развития артикуляционного аппарата у

дошкольников 1 группы /N/.

Диаграмма 2.4 Уровень развития артикуляционного аппарата у

дошкольников 2 группы /ФФНР/.

 

1 – высокий уровень

2 –  средний уровень

3 –  низкий уровень

1 – высокий  уровень

2 –  средний уровень

3 –  низкий уровень

 
 

Гистограмма 2.Сравнительный анализ по уровню развития артикуляционного

                           аппарата дошкольников подготовительной  группы.

    

   Во  втором задании мы проверяли уровень сформированности артикуляционного аппарата дошкольников подготовительной группы. У 70% детей с нормальным речевым развитием обнаружен высокий уровень сформированности данного параметра, лишь единично представлен средний уровень выполнения задания, что свидетельствует о довольно высоких результатах.

   Результаты  в группе детей с ФФНР значительно ниже: отсутствует высокий уровень сформированности артикуляционного аппарата. У 30%  - средний уровень, тогда как у большинства результаты сравнительно слабее: низкий уровень показало 70% испытуемых.

   Итак, у детей с нормальным речевым развитием преобладает достаточно высокий уровень развития артикуляционного аппарата, тогда как у детей с ФФНР данная категория обследования сформирована значительно хуже. У части детей обнаружен средний уровень, у большинства – низкий.

Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи