Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа
.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.
Из данной темы определяются следующие задачи:
1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.
5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.
6. Определить практическую значимость исследования.
Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….
1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5
1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи
у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20
1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению 36
недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………
2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….
2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53
Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61
звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………
3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….
3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76
Заключение ……………………………………………………………………….83
Список литературы ……………………………………………………………....82
Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
ДО | 10 | 30 | 60 |
ПОСЛЕ | 45 | 45 | 10 |
Гистограмма 9. Сравнительная характеристика развития фонетико - фонематической стороны речи дошкольников с ФФНР до и после проведения коррекционной работы.
Итак, анализируя результаты проведенной работы, мы сделали вывод, что комплексный подход к организации коррекционных мероприятий обеспечил нам максимальное устранение недостатков развития звукопроизношения и фонематических процессов. При формировании фонематического слуха и звукопроизношения мы опирались на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала.
Как видно наглядно из Таблицы 7 и Гистограммы 9 , после проведения коррекционной работы у детей с ФФНР значительно повысились результаты. Существенно изменилось соотношение правильно и неправильно выполненных заданий детьми экспериментальной группы. Возросло число правильно и не полностью выполненных заданий, сократилось количество невыполненных заданий.
Если при проведении экспериментального исследования при выполнении задания № 1 на изучение звукопроизношения, № 2 при обследовании артикуляционного аппарата и № 3 на изучение фонематического слуха у детей экспериментальной группы средний результат составлял 30 %, то после проведения коррекционной работы средний результат составил уже 50% , т.е. повысился на 10%. Значительно повысился результат изучения слоговой структуры слова. Если при проведении экспериментального исследования он составил 20 %, то после соответственно повысился до 60 %.
В результате проведенной коррекционной работы, у дошкольников значительно (до 10 %) понизился низкий уровень сформированности фонетико-фонематической стороны. Дети гораздо лучше справились со всеми заданиями.
Подводя итоги экспериментальной работы, можно отметить, что, используя системный подход в проведении специально организованного коррекционного обучения, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга методов и приёмов, позволяет не только своевременно исправить недостатки звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, но и создает необходимую предпосылку в овладении чтением, а впоследствии и письмом. Т.е. обеспечивает максимальную подготовку детей с ФФНР к обучению в школе.
Основываясь на вышеизложенные выводы, мы имеем подтверждение второй части гипотезы: недостатки фонетико-фонематической стороны речи устраняются после применения целенаправленной и организованной коррекционной работы.
Заключение
Данное исследование было посвящено актуальной проблеме изучения особенностей развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ФФНР. В работе мы опирались на научно- теоретический анализ литературы, благодаря которому мы приобрели более точное представление о причинах и механизмах недоразвития звукопроизношения и восприятия фонем, что позволило с научной точки зрения подойти к исследованию, а потом с наибольшим багажом знаний провести соответствующую коррекционную работу.
Целью исследования являлось выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей подготовительной к школе группы.
Мы опирались на работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.А. Ястребовой
Н.С. Жуковой, Е.Мастюковой.
Исследование фонетико-фонематической стороны речи позволило сделать вывод о том, что у дошкольников с ФФНР звукопроизносительная сторона речи имеет недостатки.
Мы можем с уверенностью говорить о том, что нарушения звукопроизношения у дошкольников с ФФНР поддаются коррекции и улучшается динамика их развития в результате работы специалистов.
Из представленных усредненных данных мы видим, что коррекционная работа доказала свою эффективность, т.к. показатели развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ФФНР значительно улучшились.
Таким образом, научная гипотеза нашего исследования подтвердилась: недоразвитие фонетико-фонематического восприятия могут быть сглажены в ходе специально организованной коррекционной работы.
Анализ
результатов контрольного эксперимента
обнаружил положительную
Положительная динамика свидетельствует о результативности проведенной нами работы, а значит о правильности составленной коррекционной программы, однако, наличие детей с низким уровнем сформированности исследуемого компонента речи свидетельствует о необходимости продолжения коррекционной работы.
Литература
С.-Петербург, 1995.
1988.
38.Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. // Под
ред.Л.С.Волковой. – М.,2003.
39.Нищева
Н.В.Будем говорить правильно.
Санкт – Петербург «Детство –
Пресс»2002.
40.Нищева Н.В. Разноцветные сказки. С-Петербург «Детство-Пресс»2003.
41.Основы логопедической работы с детьми Учебное пособие. Под общ.
ред. проф. Г.В.Чиркиной – М.:АРКТИ,2005.
42.Развитие
речи детей дошкольного возраста.//По ред.
Ф.А. Сохин. - М.
1981.
43.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Изд-во
«Литур».2002.
44.Соколенко
Н.И. Посмотри и назови. Дидактический
материал по
исправлению недостатков
45.Сохин
Ф.А Психолого-педагогические основы развития
речи
дошкольников. – Москва – Воронеж НПО « Модэкс» 2002
46.Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей
дошкольного возраста. – М.,1979..
47.Ткаченко
Т.А., Если дошкольник плохо говорит.
СПб.: Изд.
«Акцидент»,1998.
48.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков
49.Ткаченко Т.А.Совершенствование навыков звукового анализа и
обучения грамоте. – М.,1999.
50.Туманова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.
-М., 1989.
51.Туманова Г.А., Максаков А.И.Учите, играя. Игры и упражнения со
звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983.