Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

Цель  исследования: выявить недостатки звукопроизношения, строение и  функции артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры.

Задачи  исследования: 1) составить программу исследования и подобрать

                                          соответствующие методики;

                                       2) изучить уровень развития звукопроизносительной

                                           стороны речи у дошкольников;

                                    3) проанализировать и интерпретировать

                                           полученные экспериментальным путем данные.

Методы  исследования:

  1. Анализ медицинской и психолого-педагогической документации.
  2. Беседа.
  3. Психолого-педагогический эксперимент.
  4. Методы статистической обработки данных.

Организация исследования: в исследовании принимали участие 20 испытуемых 6-7 лет ДОУ  комбинированного  вида «Золотой петушок»:

1 группа (10 дошкольников с нормальным речевым развитием)

2 группа (10 дошкольников - диагноз: ФФНР). Эксперимент проводился с сентября по декабрь месяц 2007 года. Составлен медико-педагогический профиль экспериментальной группы детей.  
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.

Медико-педагогический профиль детей подготовительной группы

 
Фамилия

Имя

 
 
Возраст
 
Соматическое

состояние

 
Клинический

диагноз

 
Речевой

диагноз

1. Алёна М. 14.07.2001г. Группа  здоровья 1 акустико-фонематич. ФФНР
2. Миша Р. 23.06.2001г. частые ОРВИ акустико-фонематич. ФФНР
3. Маша У. 28.01.2001г. хронический пилонефрит акустико-фонематич. ФФНР
4. Саша В. 16.06.2001г. хронический бронхит акустико-фонематич. ФФНР
5. Коля К. 04.04.2001г. частые ОРВИ акустико-фонематич. ФФНР
6. НинаЧ. 27.02.2001г.  частые ОРВИ стертая дизартрия ФФНР
7. Саша П. 18.04.2001г. хронический бронхит акустико-фонематич. ФФНР
8. Кирилл А. 03.08.2001г. частые ОРВИ стертая дизартрия ФФНР
9. Даша Х. 15.04.2001г.  дерматит акустико-фонематич. ФФНР
10. Алина Б. 21.10.2001г. группа  здоровья 1 акустико-фонематич. ФФНР

    
 

   В соответствии с целью и задачами нашего исследования нами был определен подбор диагностических средств и составлена программа исследования.  
 
 
 

   Методики  исследования:

    1. Обследование звукопроизношения. /авторы О.Б.Иншакова, Г.В.Чиркина/
    2. Обследование артикуляционного аппарата./авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина/
    3. Обследование фонематического восприятия / автор М.Ф.Фомичёва/                                                                                               
    4. Обследование слоговой структуры слова /автор Т.Б.Филичева/

         

      На первом этапе мы анализировали медицинскую и психолого-педагогическую литературу.

   На  втором этапе нашей исследовательской  работы мы выявляли  недостатки звукопроизносительной стороны речи у дошкольников  с ФФНР и с отсутствием такой патологии. Результаты этих исследований мы сгруппировали в таблицы и представили в виде диаграмм, гистограмм.

   Третий  этап нашего исследования представляет собой сравнительный анализ полученных данных по двум группам испытуемых.

      На четвёртом этапе мы провели математический анализ полученных в ходе исследования данных и установили их достоверность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Задание 1. Обследование звукопроизношения.

                    /авторы О.Б.Иншакова, Г.В.Чиркина/

      Содержание  методики: Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в слогах, словах и предложениях, текстах. Ребёнку предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей дошкольников, более эффективно проводить обследование с использованием игровых приёмов.

      Проверяются следующие группы звуков:

   Гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

   Свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

   Сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

   Глухие  и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В  — в твердом и

    мягком  звучании: П'-Б', Т'-Д', К'-Г', Ф'-В';

   Мягкие  звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ,

    НЕ, ПК) (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

      При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных  звуков, указав характер нарушения (например, звук С — межзубный: звук Ш заменяется межзубным С; звук Ч заменяется ТЬ и т.п.).

      Используются  задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие  артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

      Полезным  для логопедического анализа  является и повторение вразбивку  двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем — более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усредненной» артикуляции (например, Т и Д передаются одним и тем же полузвонким, Т и Т' — полумягким).

      Затем логопед выясняет, как ребенок  пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.

      Произношение  шипящих и свистящих звуков можно  обнаружить на примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.  

      Например:

                У  кошки пушистый  хвост.                                                                

                Саша уступил место старушке.                                                                 

                 Медвежонок залез  на сосну.                                                                                          

                У наседки пять  пушистых цыплят.                                                                                

                В чаще щебечут  птицы

      И др.                                                                                                   

      Произношение  сонорных звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ исследуется изолированно, а также в слогах и словах парта, лодка, тарелка, кролик, портфель, пропеллер, маляр, рельсы, рояль, крылья и др.

      Предложения для повторения:                                                                                                                               Папа разбил тарелку.                                                                                             Маляр красит ларек.                                                                                                        Корабль украшен флагами.                                                                                    Орел на горе, перо — на орле.

    И др.

      При обследовании произношения согласных  звонких и глухих (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-3) нужно учитывать, что степень оглушения детьми согласных может проявляться не всегда в равной мере.                                                  Слова для повторения: белка, вагон, кубики, бумага, звонок, медвежонок.

      Предложения для повторения:

      На  дубе прыгает белка.

      Дети  видели в лесу дупло  дятла.

      У Зины болят зубы.

      Соня  завязывает синий  бант.

      Змея  шипит, а жук жужжит.  и др.

      Произношение  мягких и твердых согласных обследуется  на примере их сочетаний с гласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, котенок, рюмка, белье, пять.

      Предложения для повторения:

      У кошки пять котят.

      Ребята  любят изюм.

      Тетя  Нюра сварила кисель из клюквы.                                                 

      С помощью специальных заданий выявляют способности к переключению артикуляционных движений. Ребенку обычно предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. Отмечается, легко ли удается переключение.

      А-И-У, У-И-А и т.д.;

      КА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, ТА-ПА-КА;

      ПЛА-ПЛУ-ПЛО, ПЛО-ПЛУ-ПЛА и др.;

      КАП-ПАК-КАП-ПАК...

      РАЛ-ЛАР-РАЛ- ЛАР...

      Проверяется также умение произносить слоги  с множественным стечением согласных: СКЛА, ВЗМА, ЗДРА и т.п.

      Следует проверить умение произносить звуки  в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных. 
 
 

Игры  и игровые приемы для обследования звукопроизношения у  детей.

      1.   «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

      2.   «Вертолина». Круглый циферблат  разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована  соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

      3.  «Веселый рыболов». В коробке  сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

      4.  «Кто самый внимательный». На  столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

      5.   «Волшебная ромашка». На каждом  лепестке ромашки нарисованы  картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

      6.  «Загадочный сундучок». В красиво  оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи