Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

      Фонематическое  восприятие – способность различать  особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно; Звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс. Большинство детей старшего дошкольного возраста говорят правильно, но всё же у некоторых встречается нечистая речь. Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребёнка с окружающими, в различных видах деятельности.

 В количественном и качественном отношении словарь ребёнка подготовительной группы  достигает такого уровня, что он свободно общается с взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. [37]

      При рассказывании он стремиться точно, подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребёнок чаше начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

      У детей складываются представления  о многозначности слов (чистая рубаха, чистый воздух). Ребёнок понимает и  использует в своей речи слова  с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними.

      Он  может точно подбирать слова  при сравнении предметов или  явлений, метко подмечая в них  сходство и различие (белый как  снег), всё чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты.

      А.И. Максаков писал: «Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им»[37].

      Большое влияние на формирование у детей  грамматически правильной речи оказывают  уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребёнка.

      На  седьмом году речь ребёнка становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются чёткость изложения, завершённость высказываний. В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма.

      Он  может сам придумать сказку, рассказ, развёрнуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребёнок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

      Совместные  игры нуждаются в объяснении правил. Ребёнок  начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определённой последовательности тех или иных действий.

      В процессе речевого общения дети употребляют  как простые, так и сложные  предложения. Для связи простых  предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

      В этом возрасте дети правильно согласовывают  между собой слова (например, имена  существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имён существительных).

      Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны  речи имеет хорошо развитое речевое  дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и- голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук (р)  лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука (р).

      Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т.п.[50]

      Чтобы научиться говорить, чисто и правильно  произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового  самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, слово произносят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки в нём; к нарушению интонационной стороны речи.

      Ослабление  слуха ведёт не только к искажению  слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

      Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: рак – лак, том – дом и т.д. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

      Г.А.Тумакова писала: «Для того, чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове» [50]

      Усвоение  ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности.

      В раннем возрасте общение ребёнка  с взрослыми ограничено рамками семьи. Но уже в младшем дошкольном возрасте круг лиц, входящих в общение с ребёнком, быстро растёт: малыши вступают в контакт с персоналом дошкольных учреждений, разговаривают со сверстниками. Средние и старшие дошкольники часто объединяются для совместных игр, у них появляется потребность рассказать что-то товарищам, поделиться с ними своими впечатлениями и переживаниями об увиденном или услышанном.

      Общение ребёнка с взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда он внятно и чисто произносит слова. Нечёткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Неправильное произношение одного или даже нескольких звуков не мешает детям общаться, но затрудняет их взаимопонимание (при распределении ведущих ролей в играх предпочтение чаще отдаётся тем ребятам, у которых речь ясная).

      Неправильное  произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской  речи. Ребята с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.

      Речь  взрослого является образцом для  ребёнка. При общении с детьми взрослые должны постоянно следить  за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

      Произносительная  сторона речи ребёнка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все  звуки родного языка, чётко и  внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шёпотом; умеет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.[51]

      Ребёнок, если он посещал детский сад, имеет  достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового  анализа слов, умеет выделять звуки  в словах, подбирать слова на определённые звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие). Умеет устанавливать последовательность звуков в  словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т.д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

      Однако  и в этом возрасте дети ещё не всегда точно могут употреблять  слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно  употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления ребёнка в школу его речь ещё не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребёнок ещё не в состоянии усвоить.

      В школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребёнка уже сформированного  восприятия звучащей речи, чётких знаний о звуковом строении слова как  основой единицы языка. При обучении чтению и правописанию он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следования.

      Ознакомление  детей со звуковой стороной слова  – это не просто подготовка к  обучению грамоте, но и важнейшее  условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи.

      «Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов», писала Т.Б.Филичева [21]

      Задержки  в развитии произносительной стороны  речи выражаются в том, что ребёнок  может ещё недостаточно чётко  дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твёрдых звуков, а также л и р, свистящих и шипящих: с – ш,  сь – щ, з – ж, ц – ч.

      У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, звуков л и р), нечёткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности.

      В дошкольном детстве, естественно, для  ребёнка не заканчивается процесс  овладения речью. Да и речь его  в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно  оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

      К моменту поступления ребёнка  в школу он овладевает правильным  звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас,  в основном  грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.[52] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи