Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа
.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.
Из данной темы определяются следующие задачи:
1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.
5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.
6. Определить практическую значимость исследования.
Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….
1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5
1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи
у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20
1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению 36
недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………
2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….
2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53
Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61
звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………
3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….
3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76
Заключение ……………………………………………………………………….83
Список литературы ……………………………………………………………....82
Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин «речевой слух» употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». «Фонематическое восприятие» – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
В первые недели жизни ребенка активно формируется слуховое внимание.
С самого раннего возраста от момента рождения нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.
К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С
6 месяцев ребенок путем
В 7-11 мес. откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это называется периодом дофонемного развития речи.[52]
По
данным Н.Х.Швачкина к концу первого года
жизни слово впервые начинает служить
орудием общения, и ребёнок начинает реагировать
на звуковую оболочку, на фонемы входящие
в состав слова. В период от 1 до 4 года развитие
фонематического восприятия происходит
параллельно с овладением произносительной
стороны речи. Далее фонематическое развитие
опережает артикуляционные возможности
ребёнка.
Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу 2-го года жизни ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Трёхлетний малыш, не произнося ещё правильно звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.[52]
А.Н.Гвоздев, В.П.Красногорский отмечали, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения явление неустойчивой артикуляции и произношения, но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится с одной стороны с образцом (произношение взрослого), а с другой собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнка.
«Правильное
произношение возникает только тогда,
когда оба образа совпадают», писал
Д.Б.Эльконин.[18]
Р.Е.Левина замечает, что акт произношения в норме, следует рассматривать как завершение акустического процесса направленного на выделение соответствующего звука и его различение среди других. В своём поступательном развитии ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например: гласные - согласные), затем переходит к различению тончайших дифференцировок (звонкие – глухие, мягкие - твёрдые). Ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, потом включает артикуляционную и наконец процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.
Одновременно с фонематическим восприятием происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. По данным Бермштейна правильно мы слышим только те звуки, которые мы умеем правильно произносить.[18]
Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся не правильно, способствует закреплению существующих дефектов речи и тормозит усвоение письменной речи.
Необходимой предпосылкой для обучения грамоте является: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа. Только тогда мы переходим к чтению и параллельно к навыкам письма.
Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны влияет на становление детского произношение, а с другой тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение, письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков. Фонематическое восприятие происходит в результате взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно они дифференцируются, возможно, вычленение отдельных фонем. Каждая фонема характеризуется определенными акустическими свойствами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных или позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы.
В каждом языке имеется определенное число фонем, противопоставленных друг другу по своим акустическим признакам и используемых для различения слов и их форм. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). В живой речи акустический облик фонемы претерпевает значительные видоизменения, обусловленные индивидуальными особенностями говорящих (сила, высота, тембр голоса, особенности произношения). Сюда относится соседство с другими фонемами, положение в слове (начало, середина, конец) и степень ударности. Видоизменения фонем под влиянием комбинаторных и позиционных условий составляют ее варианты, которые, несмотря на свои акустические различия принадлежат к одному звуковому типу. Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы, в противоположность различиям между разными фонемами, не могут служить для различения слов и их форм. То же относится к видоизменениям фонем, зависящим от индивидуальных особенностей говорящего.
Большую
роль также играют первичные формы
аналитико-синтетической
Д.Б.Эльконин
назвал эти специальные действия
по анализу звуковой структуры слов
- фонематическим восприятием. В связи
с обучением грамоте эти
Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».[10]
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Р. М. Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.[10]
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороны языка. Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.
Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.
Фонематический
анализ – мысленный процесс разложения
целого на составляющие части (предложение
– слова – слога – звуки)
или мысленное выделение
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковая сторона речи очень рано становится предметом пристального внимания ребёнка, который требует от своей речи и речи окружающих его людей точного уподобления образцу.
Принципиально важным мы считаем здесь следующее наблюдение А.Н.Гвоздева: «…показательно, как дети формируют подмечаемые ими особенности и недостатки произношения… они не дают обобщённого вывода с выделением известного звука, а приводят отдельный конкретный пример, где имеется такой же обративший на себя внимание звук. Таким образом, хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, разложение слов на звуки им самостоятельно не производится.» [19]
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как, «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
В своей исходной форме механизм фонематического восприятия состоит из следующих операций:
1. Выделение звука из состава слова;
2.
Установление линейной
3.
Определение местоположения
середине слова;
4.
Установление различительной
Фонематическое восприятие – это первая ступень к овладению грамотой. Звуковой анализ – вторая ступень. Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4-х лет, звуковой анализ в более позднем возрасте.