Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа
.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.
Из данной темы определяются следующие задачи:
1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.
5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.
6. Определить практическую значимость исследования.
Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….
1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5
1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи
у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20
1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению 36
недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………
2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….
2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53
Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61
звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………
3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….
3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76
Заключение ……………………………………………………………………….83
Список литературы ……………………………………………………………....82
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….
1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5
1.2. Определение
фонетико-фонематического
у детей дошкольного
возраста…………………………………………………...
1.3. Характеристика
звукопроизносительной стороны речи
детей с ФФНР 24
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению 36
недостатков звукопроизносительной
стороны речи у детей с ФФНР ………
2.1. Методика констатирующего
эксперимента……………………………….
2.2. Сравнительный
анализ результатов констатирующего эксперимента….53
Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61
звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………
3.1. Методика
проведения коррекционной работы ………………………….
3.2. Сравнительный
анализ результатов
Заключение ……………………………………………………………………….83
Список литературы ……………………………………………………………....82
Приложение
Введение
В настоящее время проблема развития речи является одной из важнейших задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Проблема нормализации звукопроизношения остаётся актуальной вследствие значительной частоты нарушений и их преобладания среди основной массы дошкольников (Т.Б.Российская, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, и др.).
Звукопроизношение развивается на основе развитого фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение звуков, слов и фраз. Благодаря способности воспринимать звуки речи, усваивается лексическое и грамматическое значение слов, что способствует формированию языковой системы родного языка.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Е.И. Радина, М.Е.Хватцев, Г.А.Каше, Р.Е. Левина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф.Фомичёва).
Недоразвитие процесса восприятия фонем приводит к дефектам звукопроизношения. В дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии). Чтобы решить эту проблему, необходимо устранить дефекты звукопроизношения до поступления в школу.
В последние годы в дошкольных учреждениях дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи встречаются всё чаще. Причинами этого явления многие исследователи усматривают педагогическую запущенность или неблагоприятный социальный фактор, а также недостатки развития фонематических процессов при различных речевых нарушениях (ринолалии, дизартрии, дислалии). Воспитание звукопроизношения у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только своевременно исправить дефектное произношение, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
В дальнейшем большинству детей рекомендуется работа с логопедом на школьном логопедическом пункте.
Таким образом, своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и преодоление этого недостатка является одной из основных задач логопедической работы, а также важным моментом в предупреждении нарушений письма и чтения. В настоящее время проблема развития звуковой культуры речи остаётся острой и до конца нерешённой. Для нас эта тема является наиболее актуальной и интересной.
Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.
Из данной темы определяются следующие задачи:
1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.
5. Сделать
сравнительный анализ
6. Определить практическую значимость исследования.
Объект: недостатки звукопроизношения у детей с ФФНР
Предмет: процесс преодоления недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Гипотеза: мы предположили, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут выявлены недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия.
Применяя целенаправленную и организованную работу с данным контингентом детей, могут быть устранены недостатки фонетико-фонематической стороны речи и предупреждены трудности в школьном обучении.
Методы исследования:
1. Анализ медицинской и психолого-педагогической документации.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Методы статистической обработки.
5. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются следующие главы.
В первой
главе изучается научно-
Экспериментальное
исследование проводилось на базе детского
сада комбинированного вида «………..»
п. ………..
Глава
I. Научно-теоретический
анализ литературы по
проблеме развития речи
у детей дошкольного
возраста
1.1. Онтогенез речевой деятельности у детей с нормальным речевым развитием
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е.Левина, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.[35]
Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Также было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.[35]
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение, звуковым анализом.
Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова, И.К.Колпоковская, Г.Е.Чиркина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
В современной методике обучение грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письма.
Развитие звуковой стороны речи – это не только усвоение звуков родного языка, поэтому в понятие звуковой культуры речи включается не только владение нормами звукопроизношения. Говоря о звуковой стороне речи, нужно иметь в виду более широкое значение, смысл слова «звуковой». «Звуковой» - это относящийся и к звуку как простейшему элементу речи, вместе с тем к общей физической характеристике речи как звучащего явления. При этом, как и по отношению к речевому общению вообще, выделяются два аспекта – активный и пассивный: произнесение речи (слов, фраз, сложных связных высказываний) и восприятие.
Исследования ряда психологов, педагогов - лингвистов (А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина, Б.Г.Богоявленской, Ф.А.Сохина, Г.А.Тумановой и др.), подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общее речевое развитие ребёнка – на усвоение, грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется только после слияния звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина: «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической ( буквенной ) модели» [18]
К.Д.Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова [20].
Для того чтобы ребёнок овладел чтением, грамотно усвоил письменную речь, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умении сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л.Ф. Спирова) [35].
Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии звуков.
В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.[10]