Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)
align="justify"> В августе аисты к югу летят.

 Утром утка на пруду

 Учит  деток брать еду.

 Травку  щиплют и галдят

 С мамой уткой пять утят.

 После двукратного повторения упражнения логопед просит выбрать из стихов слова со звуками А и У в разных позициях.

IX. Печатание звуковых рядов под диктовку:

      ау ауу аау ауа  уа уаа ууа уау

X. Игра «Телефон» — вспомни и назови свою картинку с использованием цифровой карточки 1 (на доске).

Упражнение в  различении и употреблении рода имен существительных.

   У каждого из детей на столах по 2 карточки, на них изображены буквы А и У. Логопед объясняет, что сейчас будет произносить предложение, а последнее слово в нем заменит картинкой. Дети должны определить последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднять соответствующую букву. На дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес Пират кинулся догонять пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ). И пр.

 В случае затруднения логопед просит детей произнести слова и выделить голосом последний звук.

XI. Итог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Тема:     Звуки П-Т-К

Цель:

  1. Четкое произнесение и различение звуков.  Воспроизведение  слоговых  рядов  типа  па-та-ка. Звуковой анализ прямого слога. Печатание прямых слогов па, пу, та, ту, ка, ку под диктовку по следам анализа. Практическое употребление предлогов. развивать фонематический слух;  учить образованию форм единственного и множественного числа, именительного и родительного падежей имен существительных, согласованию притяжательных местоимений с существительными, анализу и синтезу слогов.

Оборудование: предметные картинки (см. занятия 5, 6, 8), тетради, карандаши, разрезные азбуки, магнитная азбука (демонстрационная).

Ход занятия

I. Припоминание и называние картинок на П, Т, К (трехступенчатая инструкция). Садится тот, кто вспомнит слова, которые начинаются на звуки «, п', т, т', к, к'. П. Повторение пройденного

II. Отгадывание звуков П, Т, К по артикуляционной позе.

  1. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков П, Т, К.
  2. Выделение звуков П, Т, К в начале слова — игра «Эхо»:

      плита —  П кот — К

      паук —  П попугай — П

      конфета —  К тапка — Т

      танк —  Т топать — Т

      калитка —  К кухня — К

      тахта —  Т кубики — К   и т.д.

Пальч.гимнастика КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в  большой Указательный и мизинец  подняты вверх.

У нашей  Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички  моется.

V. Различение звуков П-Т-К в произношении по предметным картинкам:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) игра на развитие внимания «Что изменилось?»;

    в) отбор картинок вначале на П, затем на Т и на К (дети уносят картинки на столы, переворачивают после установки на запоминание).

VI. Воспроизведение слоговых рядов:

      па-та-ка па-ка-та                   

      та-ка-па та-па-ка

      ка-па-та ка-та-па

(То же с  гласными О, У, Ы).

Физминутка. Коза

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

 И ножками  потопаем, потопаем, потопаем.

VII. Звуковой анализ прямых слогов:

па    та    ка цу    ту    ку

складывание их из букв магнитной и разрезной  азбуки.

VIII. Печатание прямых слогов (см. VII) под диктовку.

    IX. И фа «Потерялись маленькие слова» — договаривание предлога на или под:

Кот спит ... тахте. Паук сидит ... стене.

Кот сидит ... тахтой. Толя едет ... коне.

Кофейник стоит ... столе. Павлин ходит ... тополем.

Туфли стоят ... диваном. Катя стоит ... тополем.

Книга лежит ... столе. Попугай сидит ... ветке тополя.и т.д.

  1. Закрепление употребления предлогов на, под - составление предложений с этими предлогами по индивидуальным картинкам и опорному слову диван.

XI       Дидактическая игра «Составь предложение» (по опорным словам).

Толя — кепка  — полка.       Коля — пила — тополь. Корова — поле — трава.    Пекарь — торт — кухня. Корзина — помидор — Таня.        Пингвин — тюлень — плавать.

 XII.Грамматический строй и словообразование.

    1. Образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных.

  Словарный материал: танк — танки — танков, компот — компоты — компотов, пила — пилы — пил, кепка — кепки — кепок, телефон — телефоны — телефонов и др.

    2. Согласование притяжательных местоимений с существительными. На столах у детей картинки. Дети называют картинки со словами мой—моя—моё—мои.

XIII.. Анализ открытых и закрытых слогов. Синтез открытых 
слогов (работа с кассой букв).

 XI. Итог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  индивидуального логопедического занятия

по теме: « Звук «Р» .     

      Этап: Автоматизация звука в словах.

      Цели:

    • Закреплять правильное произношение звука «р» в словах.
    • Развивать фонематический слух, навыки слого-звукового анализа и синтеза, активизировать словарный запас.
    • Развивать подвижность речевого аппарата, речевое дыхание; формировать умение ориентироваться в направлениях  пространства, соотносить предметы по форме.
    • Формировать мотивацию деятельности, навык целенаправленной деятельности через эмоциональное восприятие сказки.

Наглядность оформлена  в виде книги форматом А-3, иллюстрации соответствуют содержанию сказки; предметные картинки / ежик, кошка, корка, маска, марка, банан, баран/, разрезанное на части изображение бабочки; фишки желтого цвета, фишки с изображением белки;  часы, показывающие тему занятия; лабиринт из картинок, содержащих звук «р».  

                              Ход занятия:

    I.Организационный момент. Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам себе: «У меня все получится».

    II. Массаж биологически активных зон.

          Выполняются движения, соответствующие строчкам стихотворения.

    Руки растираем  и разогреваем,

    И лицо теплом своим мы обогреваем.

    Грабельки сгребают все плохие мысли,      /раздвинутые  пальцы рук растирают лоб от середины к вискам/

    Ушки растираем  вверх и вниз мы быстро.

    Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

    А теперь погладим пальцами мы щечки.

    Щечки разминаем, чтобы надувались.

    Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

    По «ступенькам» быстро мы вот так шагаем,     / артикуляционное  упр. «Ступеньки» и далее   артикул. гимнастика по тексту/.

    Громко в  «барабаны» мы вот так играем.

    С «чашечки»  подуем, челку поднимаем,

    А потом от носа мы к губам «стекаем».    /носогубные складки массируем движениями по спирали/.       

    III. Сообщение темы занятия.

          Сегодня мы продолжаем работать со звуком «р». Посмотри на наши часы, о чем они говорят?/ Стрелка часов показывает на тему:  слово + предложение. Ребенок сам формулирует тему занятия/.

    IV.Характеристика звука, уточнение правильной артикуляции.

          Мы  учимся слышать звук «р». Какой он?

          Учимся  говорить «р». Как работают органы речи?

    V. Работа по теме.

  1. Вхождение в сказку.

    Сегодня мы с  тобой поиграем в сказку. Эта ракушка  поднялась с морского дна специально, чтобы подарить нам волшебную  силу для погружения в сказку. Ракушку  приложи к уху и тихо слушай, а другую руку положи на живот, сделаем вдох – животик надулся, выдох – сдулся, вдох – выдох. /Расслабление с фиксацией внимания на дыхании, отработка правильного диафрагмального дыхания. Упражнение сопровождается мелодией «шум моря»./ Чувствуешь, как тело наполняется шумом моря и сказочной силой.

  1. Фонетическая разминка. 

    Жил-был в  лесу ежик. Он только с виду был колючим, а в душе мягкий и добрый. Он очень  любил собирать росу с цветков.

    А мы с тобой, если найдем все росинки от самой  маленькой до самой большой по порядку – прочтем скороговорку. / «Как на горке, горке стоят Егорки». Работа со скороговоркой./

  1. Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.

    Собирал ежик капельки росы, и было у него одно желание: море увидеть. «Неспокойно  мне», - говорил он васильку - «Вот здесь в груди мутит, к морю хочется».

    Упражнение  «Печаль ежика»: круговыми движениями открытой ладони мягко гладить себя по груди, успокаивать. Лицо печальное, глаза грустные, уголки губ опущены.

  1. Развитие слогового анализа и синтеза, развитие внимания.

    Василек никогда  не видел моря и поэтому отвечал: «Зря ты печалишься, ежик. Посмотри, какой  я красивый и как замечательно у нас в лесу».

    Полюбуемся  и мы красотой леса и поиграем в  игру «путаница»: на облачке написаны «запутанные» слова, «распутай» их и  найди данный предмет на общей лесной картинке.

    Маш-ро-ка /цветок/, жик-ры /гриб/, мор-му-хо /гриб/, ни-брус-ка /ягода/, со-ка-ро /птица/.

    5.Закрепление  навыка ориентироваться в направлениях  пространства, определять наличие  звука в слове.

    Лес был действительно  красивым, но ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром ежик вышел из своего домика и пошел к морю. Сначала он шел лесом, и тропа петляла, причудливо изгибаясь и поворачивая то в одну сторону, то в другую. Настроение у ежика было радостное и бодрое.

    Упражнение  «Лабиринт»: пойдем вслед за ежиком вот по этой карте. Шагать мы можем  только по квадратам, где изображены предметы, в названиях которых  есть звук «р», называя при этом направление  в котором двигаемся. Начнем со слова  «топор» - закрывай его фишкой. Двигайся по полю. Среди закрытых фишками картинок назови те, к которым подойдет слово «моя», обозначьте фишками «белка».

    6.Развитие  навыков звукового анализа. 

    Но вот лес  кончился, и путь ежику преградила река. «Эй!»,- крикнул ежик. «Кря – кря! Ты чего кричишь?» - спросила, подлетев, утка. «Переправиться надо», - ответил ежик. «А ты поиграй со мной», - сказала утка. И ежик согласился.

Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи