Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

.Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.

5. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………………………………. 5

1.2. Определение фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР 24

Глава‌ II. Экспериментальное исследование по выявлению 36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР ………

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика проведения коррекционной работы ………………………….

3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента …........76


Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Работа содержит 1 файл

Диплом Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

— 784.50 Кб (Скачать)
 

МАТЕРИАЛ:

Картинка  с изображением Незнайки, по 2 картинки с изображением рыбы, мухи, машины, лопаты, малины. (Один экземпляр картинок разрезан на части по количеству слогов в  слове). 3 дома.

Индивидуальные  слоговые наборы. 

ХОД  ЗАНЯТИЯ: 

  1. ОРГМОМЕНТ.

Изображение эмоций по пиктограммам: удивление (звук о), восхищение (о), печаль (а), возмущение (у). 

  1. Повторение  гласных.

С какими гласными мы знакомы? Где они живут? На каком  этаже живёт звук а? Почему?

На каком этаже  живёт звук у? Почему?

На каком этаже  живёт звук и? Почему?

Почему их называют гласными? (их можно тянуть, петь) Это  певучие и свободные звуки. Вспомним слова о гласных звуках.

Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и-и.

Могут заплакать и застонать о-о-о, у-у-у-у.

Могут качать в колыбели Алёну: а-а-а.

Могут, как эхо в лесу закричать: ау-ау-ау.

Могут лететь высоко в синеву: у-а-и-у. 

  1. Выделение гласных звуков из начала слов.

Слова: аптека, атомоход, история, ириски, утро, улыбка.

  - А сейчас  вы сами назовёте слова, в  которых гласные звуки слышатся  в начале слов. 

  1. Знакомство  со слогом. Определение количества слогов и их последовательности.

Выставляется  часть картинки рыбы.

Что это? Незнайка говорит: «Ры». Правильно ли он назвал слово? ( Нет, он назвал не всё слово, он назвал часть слова)

Скажем вторую часть слова (ба). Произнесите это  слово по частям (ры-ба)

- Все слова  можно произнести по частям. Часть  слова называется слогом. Повторите,  как называется часть слова?

Выставляется картинка с изображением мухи.

Вот первая часть  предмета, назовите первую часть этого  слова. (Му)

Представляется  вторая часть слова, дети называют слог ХА

Скажите всё  слово му-ха.

Выставляется  изображение вазы.

Сколько слогов в слове ва-за?

Какой первый слог? Какой второй слог? Переставьте слоги местами и произнесите слово.

Правильно ли звучит слово? (Неправильно)

Можно ли переставлять слоги в словах? (нет) 

  1. Физминутка.

Медвежата в  чаще жили, головой своей крутили.

Вот так и  вот так, ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.

Вперевалочку  ходили и из речки воду пили.

А потом они  плясали, дружно лапы поднимали.

Вот так и  вот так, дружно лапы поднимали. 

  1. Обозначение слога. Определение количества слогов в словах.

Покажите мне  полоску, которой мы обозначаем слова.

Положите её перед собой.

- Сейчас мы  будем определять количество  слогов в словах.

Выставляется  картинка с изображением лопаты.

-Тыльную сторону  ладошки положите под подбородок  и произнесите слово лопата. Вы  почувствовали, как опускается подбородок? Сколько раз он опустился? (3)

Положите под  полосочкой столько квадратиков, сколько  раз опустился подбородок.

Назовите первую часть этого слова? (ло)

                 Вторую? (па)

                 Третью? (та)

Выставляются  части картинки, и схема на доске.

Слово малина отхлопывается. Составляется схема.

Слово машина отшагивается. Составляется схема. 

  1. Самостоятельное определение детьми количества слогов.

Выставляются 3 дома. Рассматриваются.

Логопед объясняет, что в одноэтажном доме живут  слова, у которых один слог, в двухэтажном доме живут слова, в которых 2 слога. В трехэтажном доме живут слова, которые состоят из трёх слогов.

- У вас на  столе лежат картинки, на которых  изображены животные. У каждого  животного свой домик.

Определите, сколько частей в названии животного и поселите их в соответствующий домик.

Например, слово  мышь (отхлопываем). Сколько раз хлопнули? Значит сколько слогов в слове? Я  поселю её в одноэтажном домике.

Сколько хлопков  в слове лиса? (2) Сколько слогов в слове лиса? В каком домике поселим лису?

Отхлопаем слово  крокодил. В каком домике будет  жить это слово?

- Теперь вы  самостоятельно определите количество  слогов. Поселите звере в дом  и объясните, почему вы выбрали  именно этот дом. 

  1. ИТОГ.

Как называется часть слова?

                   

 

                           

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  II период обучения

                                Тема: «Звуки С – Сь»

Цель: научить  детей дифференцировать и правильно  произносить звуки с – сь.

Примерный ход  занятия:

1.Организационный этап. Логопед предлагает детям по очереди пощупать  «волшебный» мешочек и угадать, какой в нём спрятан предмет. Садятся те, кто правильно назвал предметы: собака, сабля, лисёнок, семена, ананас, паста (зубная) и т.д.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети заранее учатся рассматривать эти предметы и анализируют их тактильным способом.

2.  Логопед: Послушайте: собака, сабля, ананас. Какой звук слышится во всех словах?                                                                                                                           Дети: Звук С.                                                                                                          Логопед: Вспомните, какой это звук, и найдите его символ

доске.

Дети дают характеристику звуку: согласный, глухой, свистящий (подбирают символ-картинку «Насос»).

Логопед: А какой звук повторяется в этих словах: осел, лисёнок, седло, селедка?

Дети: Звук Сь

Логопед: Скажите еще раз, какие звуки повторялись в словах

Дети: Звуки С и Сь

Логопед: Ребята, звук С звучит твердо, как камешек, а звук Сь -мягко, как ватка. Возьмите каждый на своем столе камешек и вату  и произнесите эти звуки, показывая, как они звучат.

Дети поочередно произносят С-С-С, С'-С'-С и показывают то камешек, то ватку.

Логопед: Повторите: какой звук твердый? Какой звук мягкий 
 

3. Игра «Живые  слоги»

Логопед открывает  фланелеграф; на нем хаотично расположены  картинки. На столе стоят две корзины: на одной — синий флажок, на другой — красные губы.

Логопед: Ребята, надо в одну корзинку положить все, про что можно сказать «синий», а в другую — все, про что можно сказать «вкусный».

Дети по очереди  подходят к фланелеграфу и раскладывают картинки, проговаривая: «Я кладу синюю  сливу, а ты? — «А я кладу вкусный  апельсин» и т.д.

4.  Раздается тихая музыка, дети поднимают руки вверх, раскачивают ими, как деревья ветками, и изображают ветер: С-С-С- С'-С'-С.

В это время  логопед на стол каждому ребенку  кладет конверт. Музыка стихает.

Логопед: Откройте глаза, возьмите конверты и достаньте оттуда картинки.

1-2 минуты дети  рассматривают их.

Задание: расскажи, что изображено на картинке из конверта: кто где сидит и кто что несет. Дети составляют предложения, ; в которых должно быть много слов со звуком С, например:

Собака сидит  на стуле. Соня сидит на скамейке.

Сова сидит  на суку.

Солдат несет  саблю.

Садовник несет  ананас.

Студент несет  сумку.                                                                                                 Логопед следит за четким и правильным произношением звука С-Сь

                           
 
 
 
 
 

                                    Тема: « А, У»

Цель: Четкое произношение и сопоставление звуков А, У. Выделение ударных и безударных звуков А, У в начале слова. Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных звуков. Анализ звукового ряда из трех гласных. Печатание под диктовку звуковых рядов из трех гласных. Различение существительных мужского, женского и среднего рода в соотнесении с количественными числительными один, одна, одно.

    Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, ухо, утенок, утка, альбом, антенна, автомат, автомобиль, умывальник), цифровая карточка 1, тетради, карандаши, магнитная азбука (демонстрационная), разрезные азбуки.

Ход занятия

  1. Оргмомент.  На свои места садятся дети, правильно назвавшие слова сначала со звуком У, затем — со звуком А. Отгадывание по артикуляционной позе звуков А, У.
  2. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков А, У.

IV. Различение на слух звуков А-У:

а) в звуковом ряду: а, у, у, а, и, у, а... (один ряд — команда хлопает на звук А, другой ряд — на У);

б) в слоговом ряду: ах, ух, ум, ам, ук...;

в) в ряду слов: армия, ананас, ученик, аист, удочка, угол, артист, авиация, уксус, узор, азбука, ужин, утро....

 V. Различение звуков А-У в произношении:

 1) На доску выставляются 4 картинки: названия трех нарисованных предметов начинаются с одного и того же звука, 4-е название отличается первым звуком. Например: арбуз, улитка, апельсин, ананас. Или: учитель, уши, указка, автомобиль.

 Задача  детей — найти и назвать  «лишнее» слово (лишнюю картинку), а также объяснить, почему оно лишнее. При затруднениях у детей логопед использует буквы А, У, которые ставит под картинки, в соответствии с первым звуком в названиях изображенных предметов. Так дети зрительно воспринимают разницу в словах

 2).

а) проговаривание слов по предметным картинкам;

б) отбор картинок на звук У;

в) на звук А.

    (Дети  уносят картинки на столы, переворачивают  после установки на запоминание.)

VI. Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных:

        ауу уау

        аау ууа

        ауа уаа

VII. Анализ звукового ряда из трех гласных (см. VI):

а) назови первый звук;

б) назови последний звук;

в) сосчитай звуки.

VIII. Упражнение с магнитной и разрезными азбуками — «Выложи буквы».

 Динамическая  пауза.

 Логопед предлагает детям самим изобразить движения, соответствующие словам стихотворений:

 Алый  арбуз все ребята едят,

Информация о работе Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи