Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.

Содержание

Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88

Работа содержит 1 файл

диплом Веры.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

    9. Как вы поступите, если вашего ребенка кто-то обидит в школе ?

    А Позвоню его родителям.

    Б Поговорю с учителем.

    В Посоветую дать сдачи.

    10.  Что вы испытываете, когда смотрите очень страшный фильм ?

    А Удовольствие.

    Б Страх.

    В Скуку. 

  Ключ к психотесту    
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2 3 1 3 1 2 3 1 2 1
Б 1 2 3 2 3 1 2 3 1 3
В 3 1 2 1 2 3 1 2 3 2

23 и более баллов. Вы очень агрессивны и неуравновешенны, бываете жестоки по отношению к другим людям. Стремясь к успеху, можете идти «по головам». Надеетесь стать большим начальником. Критику в свой адрес воспринимаете очень болезненно. В общем, вам стоит задуматься о том, правильно ли вы ведете себя с людьми.

От 18 до 22 баллов. Вы неагрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она по существу. В жизни у вас все благополучно — у вас для этого достаточно честолюбия. Старайтесь сохранять подобный стиль поведения.

Менее 17 баллов. Вы очень покладисты, но не уверены в своих силах и возможностях. Боитесь критики начальства, а к критике сослуживцев относитесь вполне терпимо. Но побольше решимости и самостоятельности вам совсем не помешает! 

    Рекомендации  родителям Учениц № 1, № 2, № 3, 6. (Давать подобные рекомендации вправе давать духовник, учитель данного класса или директор).

    Основная  проблема данных семей кроется в  их разобщенности. Что в итоге, приводит к тому, что дети не чувствуют папу или маму членом своей семьи. Родителям следует, прежде всего, больше времени уделять своим детям, необходимо, ради них, найти занятия, которые бы сблизили их, и породили общие интересы. С православной точки зрения, такими общими занятиями могут быть: совместные посещения праздничных богослужений, чтение книг Закона Божьего, Жития Святых, совместное обсуждение прочитанного. Чтение детям перед сном, оказывает благотворное виляние на душу ребенка, и, как правило, остается на всю жизнь в теплых воспоминаниях. Из неплановых бесед выяснялось, что дети бояться родителей и не доверяют им, так как за малейшую провинность или непослушание следует наказание, чаще словесное в виде порицаний или даже крика.

    Родители не должны забывать о том, что дисциплина и приучение к ней детей должна быть разумной и справедливой. Цель ее – научить детей различать добро и зло. Дети очень чувствительны к справедливости, и их очень расстраивает, когда видят в своих родителях яростную вспыльчивость из-за чего-либо незначительного, или когда упреки бывают непредсказуемы. Если мы предупреждаем, прежде чем наказать, то наше предупреждение не должно выходить за рамки того, что мы действительно можем сделать. После наказания мы должны показать свою готовность простить. Слишком часто детям приходится чувствовать, что родители не любят их, когда они плохо себя ведут. Так вот, не любить нужно грех, а не согрешающего.

    Любовь  к детям должна быть для них  образом Божией любви к человечеству. Это значит, что если ребенок признается в проступке или показывает свое раскаяние, нам следует смягчить упреки или наказание соответственно. Это не значит, что мы поощряем грех, или даже кажемся поощряющими; но необходимо приободрить ребенка, чтобы он в дальнейшем не пытался скрывать свои согрешения, или выдумывать «слова лукавые для извинения дел греховных» [Пс. 141, ст. 4] (иначе говоря, прибегать к самооправданию). Нужно уметь дать ему ощутить вкус радости возвращающегося «блудного сына», потому что таковы и наши отношения к Богу. Обман качественно хуже любого плохого поведения, и, если он возникает между ребенком и родителями, будет трудно наладить отношения.

    Добиваясь дисциплины и послушания, нужно не забывать о личном развитии ребенка и о его характере. Наша педагогическая задача совсем не в том, чтобы сломить волю ребенка или уничтожить ее, полностью подчиняя его личность своей. Хотя, пока ребенок маленький, ему необходимо научиться делать просто то, что ему говорят, наша конечная цель состоит в том, чтобы развить в нем самопожертвование и уважение к ближним. Если мы подавим волю ребенка, то лишим его того, что составляет обязательную принадлежность свободной человеческой личности. Человеку нужна его воля, чтобы совершить свой путь в этом мире, и не остаться в полной зависимости от домашней обстановки

    Педагогически совсем не мудро всегда запрещать. Отношения  с детьми не должны быть односторонними, «брать и  давать» должен не только ребенок, но и родители. Особенно для  детей постарше необходимо, чтобы они видели причину запрета, в противном случае, запрет может произвести противоположный результат: ребенок хочет запрещенного еще больше, чем прежде, и не может перестать думать об этом). Твердое запрещение, когда оно действительно необходимо, подействует эффективнее, 6если в достаточном количестве допустимых случаев ребенку давалось разрешение, - и еще эффективнее, если наши дети уже на деле научились уважать и доверять нашему мнению.

    Св. Иоанн Златоуст советует родителям  искать хороший круг общения своим детям, чтобы у них был добрый пример для подражания, так как он знает, что «подражание сильнее страха». Со временем эти дети будут общаться и вне церковного круга, и с возрастом становиться все более и более независимыми в выборе друзей; и это не есть нечто негативное, но жизненная необходимость. Прекрасный способ защитить детей не только от дурных влияний, но и от «двойной жизни» (дом – школа): приглашать их школьных друзей в гости в ваш дом. Пусть понравится бывать у вас: побалуйте их добрым расположением, участием, угощением, и жизнь ваших детей и дома, и в школе станет проще. Одно из величайших социальных преимуществ для школьника – иметь не богатых, а популярных родителей. Кроме того, дети будут таким образом учиться устанавливать взаимоотношения – включая и взаимоотношения с людьми нецерковными – еще под  крылышком родителей, окруженные мерками своей семьи, «судимыми» ими.

    Можно еще очень много перечислять  основные постулаты, касающиеся семейного  воспитания и давать много рекомендаций, но самое главное «донести мысль о том, что «воспитать» значит верно устроить взаимоотношения с ребенком».  А.Б. Рогозянский

              

                                                Выводы по II главе

    Для изучения результатов воспитательного  процесса в 3 классе были побраны ….. методик: …. Для детей и … для педагогов.

    В классе семь учениц. У всех учениц, исследованного нами класса, высокий уровень нравственного самосознания, все ученицы хотят быть нравственно воспитанными, имеют в своем сознании нравственные ценности и идеалы, владеют нравственными знаниями, критически подходят к оценке своего поведения, способны к рефлексии. Все это видно из анкетирования учителей, учащихся, их сочинений, индивидуального рассказа.

    Не  все ученицы (из 7 человек пятеро) способны противостоять злу и безнравственности в привычной им обстановке. В силу своих возрастных особенностей ученицы не могут подводить итоги самовоспитания, видеть свой нравственный рост, так единодушно ответили учителя.  

    Из  рисуночного теста «Моя семья» видно, что не все семьи девочек, участвующих в исследовании, благополучны, а нескольким семьям (4 таких семьи) нужна психологическая и духовная помощь.

    Все ученицы на вопрос из анкеты: « Когда  совершишь нехороший поступок, какие  чувства в душе ты испытываешь?» ответили: «Меня мучает совесть, чувствую унижение и презрение к себе». А на вопрос: «Что делаешь для того, чтобы избавиться от греховных поступков и желаний?» ответили: « Прошу прощения, исповедуюсь, читаю молитвы, каюсь, прошу молитв духовного отца».

    Все это свидетельствует о том, что  у этих детей есть дополнительные средства духовно-нравственного развития, благодаря которым, они, будучи еще детьми, учатся слышать голос совести и различать доброе от злого, что обязательно их выведет на достойный  уровень развития личности  с православной точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Современная педагогика все более осознает потребность  в реформировании школьного образования, переосмыслении атеистической методологии, применяемых образовательных технологий, ориентированных в основном на формирование у школьников «суммы знаний» и определенных навыков их постижения, а не нравственные ценности. Работа в направлении духовно-нравственного воспитания необычайно трудна, так как традиции отечественной педагогики, фундаментом которых всегда оставалось Православие, в ХХ веке были прерваны. Современный учитель, пройдя путь атеистического воспитания и образования, не находит в собственном опыте, в учениях, идеях, которыми питалось общество на протяжении XX, ответов на жгучие вопросы духовной жизни, не видит способов возрождения в подростках и во всем российском обществе правильного внутреннего духовно-нравственного устроения.

    Выводы: 

    1. Рассмотрели системы православного  воспитания на современном этапе.  Эти системы делятся на: воскресные школы, классические православные гимназии и лицеи, государственные общеобразовательные гимназии и школы.

    2. Решили проблемы соотношения понятий  «духовное»  и «нравственное» воспитание.  Духовное и нравственное  понятия тождественные. Прежде  всего, это воспитание у детей чувства совести, патриотизма, благоговейного отношения к храму, послушание родителям.

    3. Исследовали основные постулаты  воспитания нравственности и  духовности в  православной  школе. 

    4. Обозначили место и роль духовно-нравственного воспитания детей младшего    школьного возраста в психолого-педагогической науке. Важная роль в решении духовно-нравственных проблем должна принадлежать психолого- педагогической науке. В частности, это относится к разработке новых, более эффективных подходов к организации воспитательной работы, к развитию идей системной воспитательной технологии.

    6. Провели анализ результатов исследования особенностей организации учебно-воспитательного процесса детей в православной гимназии. Который показал высокий уровень знаний ученицами духовно-нравственных норм, но в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей, не все дети умеют эти знания применять в жизни. И всё же те цели, которая ставит перед собой данная школа, осуществляются. Об этом нам говорят проведенные методики исследования.

    Итак, главной особенностью воспитания детей  в православной школе является духовно-нравственная направленность педагогического процесса, все остальное является методами и средствами для достижения поставленной цели: воспитания духовно богатой и нравственной личности.

    Таким образом, можно подвести итог всему  выше сказанному.

    Эти дети – часть нашего общества, хотя их и пытаются оградить от дурного  веяния современности, но как показывает наше исследование, сделать это очень  тяжело. Но все-таки школа справляется со своими основными задачами: дети имеют высокий нравственный уровень, они слышат голос совести, который помогает им исправлять содеянное и предотвращает появление новых греховных привычек, также разрабатывает дополнительные средства для духовно-нравственного развития и самовоспитания.     
 
 
 

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии