Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа
Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.
Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88
Ученица № 1.
Ученица № 2.
Ученица № 3.
Ученица № 4.
Ученица № 5.
Ученица № 6.
Ученица № 7.
Таким образом, анализ результатов сочинений на тему: «Святая, имя которой я ношу», показал, что все ученицы знают своих святых, имена которых они носят, желают быть на них похожими, молятся им, просят помощи в жизненных трудностях и ощущают ее. И что немало важно – данные ученицы имеют нравственные эталоны, ориентируются на них.
На основании этого вывода можно рекомендовать учителям не только православных школ, но общеобразовательных, использовать прием подражания своему небесному покровителю в процессе нравственного воспитания и психологической коррекции младших школьников.
Обратимся к анализу рисуночного теста «Моя семья». Рисунки см. в приложении № 8. Цель: изучить межличностные отношения в семье.
Ученица № 1 изобразила на рисунке только себя (очень маленького размера), сидящей на руках у папы. Несмотря на то, что семья этой ученицы полная, и имеются братья и сестры. Можно сказать, что авторитетом обладает только папа. Остальные члены семьи, включая и маму, составляют причину ее дискомфорта, поэтому она решила их не изображать на своем рисунке. На рисунке много свободного места, что говорит о наличии конфликтной ситуации в семье.
Ученица № 2 в свой рисунок поместила только себя и среднюю сестру, они вместе играют в мяч на берегу реки. Как видно из рисунка семья приехала на пикник, на берегу все приготовлено для обеда, но родители ушли в лес за хворостом, поэтому на рисунке их не оказалось, а младшая сестра осталась дома с бабушкой. Все это говорит о том, что данная ученица на хочет никого принимать в свой круг общения, кроме сестры, с которой она действительно дружит (что известно из неплановой беседы наедине). А на родителей у девочки таится большая обида, из-за того, что те не разрешают ей дружить с одноклассницей, с которой дружить ей все-таки очень хочется. Также известно из наблюдений, мама в обращении с данной ученицей использует приказной тон общения и не дает ей «спуску» ни в чем.
Ученица № 3 изобразила на своем рисунке только маму в приятных, нежных тонах, хотя по мимо мамы есть еще и папа, и старшая сестра. Девочка очень любит свою маму (из наблюдений) и возможно она для нее является центром всего.
Ученица № 4 представила свою семью на рисунке в полном составе. Все члены семьи изображены в нежных тонах. Разобщенности и конфликтной ситуации в семье, судя по рисунку, не наблюдается.
Ученица № 5 нарисовала свою семью в полном составе за за большим обеденным столом. Родители сидят по краям друг на против друга, видимо как и заведено в семье. Хорошо изображена уютная обстановка кухни: половики, скатерть на столе. Себя ученица изобразила в центре, как знак, что среди всех младших детей она все же старшая. Весь рисунок представлен в ярких красках. Конфликтной ситуации не наблюдается.
Ученица № 6 изобразила свою семью простым карандашом, контурно. У мамы и данной ученицы не нарисованы кисти рук, что говорит о их бессилии в семье. Между девочкой и старшим братом нарисован кот, что собственно говорит о наличии преграды и разобщенности между ними. У брата на фоне лица выделяются глаза, что говорит о том, что брат контролирует все ее действия. Контурное рисование членов семьи свидетельствует о неблагополучии семьи.
Ученица № 7 нарисовала всю семью в полном составе. Старшая и сестра, и мама изображены яркими красками, что говорит о том, что эти люди дороги ей. У мамы на фоне лица выделяется рот, это говорит, прежде всего, о том, что воспитанием девочки занимается мама, она ей делает замечания, наставляет ее и где это необходимо читает мораль. У мамы, бабушки и сестры выделены глаза, следовательно, эти члены семьи следят за ее действиями и поступками, контролируют ее. Характерной особенностью данного рисунка является отсутствие кистей рук у всех членов семьи, что говорит о бессилии и пассивности.
Таким образом, из рисуночного теста «Моя семья», выделились рисунки Учениц № 1, 2, 3, 6. Внутренний климат их семей конфликтен и заметен авторитарный стиль общения. У Ученицы № 1 в рисунке четко выделилась ревность матери и всех членов семьи к отцу.
Перейдем к анализу рисуночного теста «Мой класс». Рисунки см. в приложении
№
9. Цель: Изучить межличностные
Ученица № 1 изобразила свой класс в виде черно-белой фотографии. На рисунке не хватает еще одной ученицы. Из беседы выяснилось, что это Ученица № 3, которая, скорее всего, является источником дискомфорта данной Ученицы, потому что именно Ученица № 3, является конкуренткой в успеваемости Ученицы № 1. Так как не хватает цветовой гаммы, то можно заключить, что у данной Ученицы выражено негативное отношение к классу.
Ученица № 2 изобразила свой класс со стороны спины, что говорит о конфликтности данной Ученицы с классом. На рисунке пристуствуют все одноклассницы. Цветовая гамма присутствует.
Ученица № 3 под различными предлогами отклонилась от рисования своего класса.
Ученица № 4 первоначально сдала рисунок, на котором изобразила только себя, стоящей на земле. Но потом, на следующий день принесла другой рисунок, на котором изображен весь класс в виде цветной фотографии. Все ученицы на этом рисунке стоят в ряд по росту: от самой высокой ученицы – к самой низкой. Таким образом, все это свидетельствует о том, что данная ученица видит только себя из класса, а других как -будто нет. Еще раз мы сталкиваемся с особенностью поведения данной ученицы, т.е., один раз в предыдущих методиках мы уже выявили, что Ученица № 4 обладает умением преподать себя с лучшей стороны, особенно если от этого зависит ее репутация. С духовной точки зрения.
Ученица № 5 каждый раз «забывала» рисунок дома, в конечном итоге, так и не сдала его. Это не случайно. Весь класс, как нам известно из методики «четыре дома», поместил ее в домик отверженных. То есть, негласно сказал, что он ее не принял в свое окружение. Вероятнее всего, Ученица № 5 высказала, таким образом, протест против решения класса.
Ученица № 6 как и в предыдущем тесте нарисовала свой класс простым карандашом, контурно, что свидетельствует о неблагоприятной обстановке в классе по отношению к данной ученице. У троих учениц отсутствуют на рисунке кисти рук, мы предполагаем, что это ученицы, не пользующиеся авторитетом в данном классе. На рисунке у одной Ученицы из всех выделяются глаза, а у другой на фоне лица выделяется рот. Т.е. данная Ученица четко обозначила «глаза» и «рот» класса, и таким образом выделила учениц составляющих ей дискомфорт.
Ученица № 7 нарисовала цветной рисунок своего класса, все ученицы сидят по парам за партами. На рисунке не хватает одной ученицы, скорее всего, той к которой она не испытывает положительных эмоций, либо, той которая составляет ее дискомфорт. Одну ученицу из класса данная Ученица изобразила с некрасивой прической на голове, скорее всего, это отверженная ею ученица № 5.
Таким образом, проведенные нами исследования в 3 классе данной школы, показали, что некоторым ученицам, а также их семьям, необходима помощь, как педагогическая, так и духовная. Воспитательную работу в Общеобразовательной Православной школе с детьми и родителями проводит духовник и учителя начальных классов. Исходя из этого, мы предлагаем провести коррекционную воспитательную работу для детей и родителей в рамках следующих мероприятий.
Духовнику школы необходимо взять семьи учениц № 1, 2, 3, 6, под свой «контроль». Нужно разработать темы семинарских занятий, в которых бы затрагивались проблемы, имеющиеся в этих семьях. Духовник школы должен провести индивидуальные беседы с родителями каждой ученицы, и выявить основной источник проблем. Исходя из результатов исследования нам известных, мы предлагаем следующие темы семинарских занятий: «Глава семьи и его обязанности», «Воспитание послушания в детях. Методы и способы», «Ребенок и его окружение. Проблема выбора друга (подруги), «Женщина как мать и ее место в семье» и т.д.
Учитель начальных классов должен провести воспитательную работу с ученицами данного класса. Необходимо повысить авторитет ученицы № 5 в глазах остальных учениц. По наблюдениям нам известно, что у данной ученицы хорошие способности к математике, исходя из этого, можно разработать мероприятия в виде математического праздника или КВНа по математике, а «обиженная» ученица обязательно должна быть капитаном одной из команд, что обязательно повысит ее авторитет в глазах остальных учениц. Для сложившейся ситуации в классе, необходимо проведение в игровой форме классных часов для детей, совместных классных часов для детей и родителей, а также проведение психотеста на умение общаться с людьми. Данные мероприятия направлены на установление дружеского контакта между детьми данного класса и их родителями. Психотест может послужить ключом к решению проблем возникающих в семье.
Психотест «Умеете ли вы общаться с людьми?»
У каждого есть излюбленная манера общения с людьми — поведенческий стиль. Тест поможет определить, корректны ли вы с коллегами и родными. Из трех вариантов ответов (А, Б, В) выберите тот, который вам больше подходит.
1. В повседневной жизни вы обычно ведете себя следующим образом:
А Уравновешенно.
Б Легкомысленно.
В Крайне жестко.
2. Как вы поступите, если без разрешения что-то возьмут с вашего стола ?
А Отругаю.
Б Потребую вернуть.
В Узнаю, чем еще можно помочь.
3. Как вы думаете, каким человеком вас считают сослуживцы ?
А Спокойным, независимым.
Б Слишком самоуверенным.
В Дружелюбным.
4. Будете ли вы искать пути к примирению после конфликта на работе?
А Никогда.
Б Смотря по обстоятельствам
В Обязательно.
5. Как вы себя обычно ведете, если возникает сложная ситуация ?
А Здраво.
Б Теряю самообладание.
В Внутренне закипаю.
6. Что вы, как правило, предпринимаете, если дело совсем не ладится ?
А Смиряюсь.
Б Стараюсь найти ошибки.
В Ищу виновного.
7. Как вы поступите, если вам предложат ответственную должность?
А Конечно, соглашусь.
Б Соглашусь, но с опаской.
В Откажусь — покой дороже.
8. Какое животное из предложенного ряда вам наиболее симпатично?
А Медведь.
Б Тигр.
В Домашняя кошка.