Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.

Содержание

Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88

Работа содержит 1 файл

диплом Веры.doc

— 1.36 Мб (Скачать)
  1. Как ты думаешь, есть ли у вас общие качества?
  2. Когда или в каких ситуациях ты молишься своему небесному покровителю?

Ученица № 1.

  1. Общих качеств у нас, я думаю, пока нет. Но буду стараться, чтобы походить на свою небесную покровительницу.
  2. Я молюсь своей мученице,  когда мне бывает тяжело.

Ученица № 2.

  1. Затрудняюсь ответить. Да, я хочу быть похожей на свою небесную покровительницу.
  2. Молюсь ей, когда меня обижают, когда плохое настроение.

Ученица № 3.

  1. Я думаю, у нас есть общие качества, но их совсем немного, но хочу, чтобы их было больше.
  2. Молюсь ей во всех ситуациях.

Ученица № 4.

  1. У нас пока нет общих качеств, но я хочу быть похожей на свою покровительницу. (Быть такой же скромной и милосердной.)
  2. Молюсь ей утром.

Ученица № 5.

  1. Общих качеств у нас пока нет, но я хочу походить на нее крепкой верой.
  2. Молюсь ей каждый день.

Ученица № 6.

  1. Да, я бы хотела быть похожей на свою небесную покровительницу. (Она была очень красивой, и настоящей христианкой).
  2. Молюсь ей, когда плохо на душе.

Ученица № 7.

  1. Моя небесная покровительница не отреклась от Христа. У нас, я думаю, нет общих качеств, но я хочу быть похожей на нее.
  2. Молюсь ей после утренних и вечерних молитв.

    Таким образом, анализ результатов сочинений  на тему: «Святая, имя которой я  ношу», показал, что все ученицы  знают своих святых, имена которых  они носят, желают быть на них похожими, молятся им, просят помощи в жизненных  трудностях и ощущают ее. И что немало важно – данные ученицы имеют нравственные эталоны, ориентируются на них.

    На  основании этого вывода можно  рекомендовать учителям не только православных школ, но общеобразовательных, использовать прием подражания своему небесному  покровителю в процессе нравственного воспитания  и психологической коррекции младших школьников.

    Обратимся к анализу рисуночного теста  «Моя семья».  Рисунки  см. в приложении № 8.  Цель: изучить межличностные отношения в семье.

    Ученица № 1 изобразила на рисунке только себя (очень маленького размера), сидящей на руках у папы. Несмотря на то, что семья этой ученицы полная, и имеются братья и сестры. Можно сказать, что авторитетом обладает только папа. Остальные члены семьи, включая и маму, составляют причину ее дискомфорта, поэтому она решила их не изображать на своем рисунке. На рисунке много свободного места, что говорит о наличии конфликтной ситуации в семье.

    Ученица № 2 в свой рисунок поместила только себя и среднюю сестру, они вместе играют в мяч на берегу реки. Как видно из рисунка семья приехала на пикник, на берегу все приготовлено для обеда, но родители ушли в лес за хворостом, поэтому на рисунке их не оказалось, а младшая сестра осталась дома с бабушкой. Все это говорит о том, что данная ученица на хочет никого принимать в свой круг общения, кроме сестры, с которой она действительно дружит (что известно из неплановой беседы наедине). А на родителей у девочки таится большая обида, из-за того, что те не разрешают ей дружить с одноклассницей, с которой дружить ей все-таки очень хочется. Также известно из наблюдений, мама в обращении с данной ученицей использует приказной тон общения  и не дает ей «спуску» ни в чем.

    Ученица № 3 изобразила на своем рисунке  только маму в приятных, нежных тонах, хотя по мимо мамы есть еще и  папа, и старшая сестра. Девочка очень любит свою маму (из наблюдений) и возможно она для нее является центром всего.

    Ученица № 4 представила свою семью на рисунке  в полном составе. Все члены семьи  изображены в нежных тонах. Разобщенности  и конфликтной ситуации в семье, судя по рисунку, не наблюдается.

    Ученица № 5 нарисовала свою семью в полном составе за за большим обеденным  столом. Родители сидят по краям  друг на против друга, видимо как и  заведено в семье. Хорошо изображена уютная обстановка кухни: половики, скатерть на столе. Себя ученица изобразила в центре, как знак, что среди всех младших детей она все же старшая. Весь рисунок представлен в ярких красках. Конфликтной ситуации не наблюдается.

    Ученица № 6 изобразила свою семью простым  карандашом, контурно. У мамы и данной ученицы не нарисованы кисти рук, что говорит о их бессилии в семье. Между девочкой и старшим братом нарисован кот, что собственно говорит о наличии преграды и разобщенности между ними. У брата на фоне лица выделяются глаза, что говорит о том, что брат контролирует все ее действия. Контурное рисование членов семьи свидетельствует о  неблагополучии семьи.

    Ученица № 7 нарисовала всю семью в полном составе. Старшая и сестра, и мама изображены яркими красками, что говорит  о том, что эти люди дороги ей. У мамы на фоне лица выделяется рот, это говорит, прежде всего, о том, что воспитанием девочки занимается мама, она ей делает замечания, наставляет ее и где это необходимо читает мораль. У мамы, бабушки и сестры выделены глаза, следовательно, эти члены семьи следят за ее действиями и поступками, контролируют ее. Характерной особенностью данного рисунка является отсутствие кистей рук у всех членов семьи, что говорит о бессилии и пассивности.

    Таким образом, из рисуночного теста «Моя семья», выделились рисунки Учениц № 1, 2, 3, 6. Внутренний климат их  семей конфликтен и заметен авторитарный стиль общения. У Ученицы № 1 в рисунке четко выделилась ревность матери и всех членов семьи к отцу.

    Перейдем  к анализу  рисуночного теста  «Мой класс». Рисунки см. в приложении

    № 9. Цель: Изучить межличностные отношения  в классе.

    Ученица № 1 изобразила свой класс в виде черно-белой фотографии. На рисунке  не хватает еще одной ученицы. Из беседы выяснилось, что это Ученица  № 3, которая, скорее всего, является источником дискомфорта данной Ученицы, потому что именно Ученица № 3, является конкуренткой в успеваемости Ученицы № 1.  Так как не хватает цветовой гаммы, то можно заключить, что у данной Ученицы выражено негативное отношение к классу.

    Ученица № 2 изобразила свой класс со стороны спины, что говорит о конфликтности данной Ученицы с классом. На рисунке пристуствуют все одноклассницы. Цветовая гамма присутствует.

    Ученица № 3 под различными предлогами отклонилась от рисования своего класса.

    Ученица № 4 первоначально сдала рисунок, на котором изобразила только себя, стоящей на земле. Но потом, на следующий день принесла другой рисунок, на котором изображен весь класс в виде цветной фотографии. Все ученицы на этом рисунке стоят в ряд по росту: от самой высокой ученицы – к самой низкой. Таким  образом, все это свидетельствует о том, что данная ученица видит только себя из класса, а других как -будто нет. Еще раз мы сталкиваемся с особенностью поведения данной ученицы, т.е., один раз в предыдущих методиках мы уже выявили, что Ученица № 4 обладает умением преподать себя с лучшей стороны, особенно если от этого зависит ее репутация. С духовной точки зрения.

    Ученица № 5  каждый раз «забывала» рисунок  дома, в конечном итоге, так и не сдала его. Это не случайно. Весь класс, как нам известно из методики «четыре дома», поместил ее в домик отверженных. То есть, негласно сказал, что он ее не принял в свое окружение. Вероятнее всего, Ученица № 5 высказала, таким образом, протест против решения класса.

    Ученица № 6 как и в предыдущем тесте нарисовала свой класс простым карандашом, контурно, что свидетельствует о неблагоприятной обстановке в классе по отношению к данной ученице. У троих учениц отсутствуют  на рисунке кисти рук, мы предполагаем, что это ученицы, не пользующиеся авторитетом в данном классе. На рисунке у одной Ученицы из всех выделяются глаза, а у другой на фоне лица выделяется рот. Т.е. данная Ученица четко обозначила «глаза» и «рот» класса, и таким образом выделила учениц составляющих ей дискомфорт.  

    Ученица № 7 нарисовала цветной рисунок своего класса, все ученицы сидят по парам за партами. На рисунке не хватает одной ученицы, скорее всего, той к которой она не испытывает положительных эмоций, либо, той которая составляет ее дискомфорт. Одну ученицу из класса данная Ученица изобразила с некрасивой прической на голове, скорее всего, это отверженная ею ученица № 5.

      Таким образом, проведенные нами исследования в 3 классе данной школы, показали, что некоторым ученицам, а также их семьям, необходима помощь, как педагогическая, так и духовная. Воспитательную работу в Общеобразовательной Православной школе с детьми и родителями проводит духовник и учителя начальных классов. Исходя из этого, мы предлагаем провести коррекционную воспитательную работу для детей и родителей в рамках следующих мероприятий. 

    Духовнику школы необходимо взять семьи  учениц № 1, 2, 3, 6, под свой «контроль». Нужно разработать темы семинарских  занятий, в которых бы затрагивались  проблемы, имеющиеся в этих семьях. Духовник школы должен провести индивидуальные беседы с родителями каждой ученицы, и выявить основной источник проблем. Исходя из результатов исследования нам известных, мы предлагаем следующие темы семинарских занятий: «Глава семьи и его обязанности», «Воспитание послушания в детях. Методы и способы», «Ребенок и его окружение. Проблема выбора друга (подруги), «Женщина как мать и ее место в семье» и т.д.

    Учитель начальных классов должен провести воспитательную работу с ученицами  данного класса. Необходимо повысить авторитет ученицы № 5 в глазах остальных учениц. По наблюдениям нам известно, что у данной ученицы хорошие способности к математике, исходя из этого, можно разработать мероприятия в виде математического праздника или КВНа по математике, а «обиженная» ученица обязательно должна быть капитаном одной из команд, что обязательно повысит ее авторитет в глазах остальных учениц. Для сложившейся ситуации в классе, необходимо проведение в игровой форме классных часов для детей, совместных классных часов для детей и родителей, а также проведение  психотеста на умение общаться с людьми. Данные мероприятия направлены на установление дружеского контакта между детьми данного класса и их родителями. Психотест может послужить ключом к решению проблем возникающих в семье.

Психотест «Умеете ли вы общаться с людьми?»

  У каждого есть излюбленная манера общения с людьми — поведенческий стиль. Тест поможет определить, корректны ли вы с коллегами и родными. Из трех вариантов ответов (А, Б, В) выберите тот, который вам больше подходит.

    1. В повседневной жизни вы обычно ведете себя следующим образом:

    А Уравновешенно.

    Б Легкомысленно.

    В Крайне жестко.

    2. Как вы поступите, если без разрешения что-то возьмут с вашего стола ?

    А        Отругаю.

    Б Потребую вернуть.

    В Узнаю, чем еще можно помочь.

    3. Как вы думаете, каким человеком вас считают сослуживцы ?

    А Спокойным, независимым.

    Б Слишком самоуверенным.

    В Дружелюбным.

    4. Будете ли вы искать пути к примирению после конфликта на работе?

    А Никогда.

    Б Смотря по обстоятельствам

    В Обязательно.

    5. Как вы себя обычно ведете, если возникает сложная ситуация ?

    А        Здраво.

    Б Теряю самообладание.

    В Внутренне закипаю.

    6. Что вы, как правило, предпринимаете, если дело совсем не ладится ?

    А Смиряюсь.

    Б Стараюсь найти ошибки.

    В Ищу виновного.

    7. Как вы поступите, если вам предложат ответственную должность?

    А Конечно, соглашусь.

    Б Соглашусь, но с опаской.

    В Откажусь — покой дороже.

    8. Какое животное из предложенного ряда вам наиболее симпатично?

    А Медведь.

    Б Тигр.

    В Домашняя кошка.

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии