Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа
Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.
Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88
В православной гимназии обучаются девочки с 1 по 11 классы, контингент учащихся - 60 человек, количество преподавателей - 27. В основе школьной образовательной концепции лежит принцип целостности в обучении и воспитании. На это направлена работа педагогов и опытных воспитателей.
Все дети обучаются в гимназии бесплатно, обеспечиваются питанием, формой и учебниками.
В православной гимназии для девочек созданы уникальные условия для сочетания в душе каждого учащегося стремления к познанию Бога и постижению окружающего мира. Изучая различные науки, учащиеся могут приобретать духовный опыт живого общения с Богом в молитве, в таинствах церковных, в учебных делах и послушания.
Устав о задачах и средствах воспитания в православной школе
I. Связь гимназии с семьей и обществом.
Гимназия
неразрывно связанна с русским обществом
и русскою семьею, должна поддерживать
то дело религиозного воспитания и образования,
которому полагается начало в христианской
семье и которое составляет
необходимую основу разумного и светлого
общего образования.
II. Храм и молитва
Средоточием
религиозной жизни гимназии должен
быть храм
(постоянный или временный), и гимназия
должна заботиться о привитии
детям привычки и любви к посещению храма.
Продолжительность
богослужения в гимназии должна быть
приспособлена к возрасту и силам учащихся,
с сохранением общего плана церковных
служб и по однообразному указанию высшей
церковной власти.
В гимназии утренняя и вечерняя молитва должна совершаться сообща, но каждому учащемуся должна быть предоставлена возможность иметь и свою личную, особую молитву, соответственно вынесенной им из семьи привычке и его личной потребности. Для этого школьный храм не должен запираться в течение всего школьного дня.
Религиозная жизнь гимназии может идти правильно лишь при условии согласной работы в этом направлении всех руководителей школы.
Обучение в Школе ведется по основным общеобразовательным программам, разрабатываемым и реализуемым Школой самостоятельно на основе обязательных государственных стандартов, а также учебных планов, утверждаемых Школой на основании федерального базисного учебного плана с учетом регионального и школьного компонентов.
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трёх ступеней образования:
I
ступень - начальное общее образование
(нормативный срок освоения 4 года) -
обеспечивает развитие обучающихся, овладение
ими чтением, письмом, счетом, основными
умениями и навыками учебной деятельности,
элементами теоретического мышления,
простейшими навыками самоконтроля учебных
действий, культурой поведения и речи,
основами личной гигиены и здорового образа
жизни. Начальное общее образование является
базой для получения основного общего
образования.
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет) - обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования или начального и среднего профессионального образования в других образовательных учреждениях.
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в Школе может быть введено обучение по различным профилям и направлениям. Школа вправе реализовывать программы профессиональной подготовки, программы начального и среднего профессионального образования, программу коррекционного обучения.
Для
осуществления образовательного процесса
Школа разрабатывает и
Годовой учебный план создается общеобразовательной Школой самостоятельно на основе государственного базисного учебного плана. Учебные нагрузки учащихся определяются на основе рекомендаций органов здравоохранения. Образовательная программа состоит из основного (базисного) и дополнительного компонентов образования.
Обучение в Школе ведётся на русском языке. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Школа оказывает помощь родителям в создании условий для получения их детьми среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, самообразования или экстерната.
Учебный год в Школе, как правило, начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Зимние каникулы приурочиваются к празднику Рождества Христова, весенние - к празднику Пасхи. Сроки и продолжительность каникул в каждом учебном году определяются годовыми календарными учебными графиками, которые разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно.
Образовательный
процесс в Школе осуществляется
как в форме урока, так и
в
других формах: лекции, семинара, лабораторного
занятия, студии и т.д. Учебные занятия
могут быть выездными. Для всех видов аудиторных
занятий академический час устанавливается
продолжительностью 40 минут. С учетом
режима работы учащихся, по решению Педагогического
совета, режим занятий может быть изменен.
Количество классов и групп продленного дня в Школе определяется потребностью населения, зависит от санитарных норм и условий для проведения образовательного процесса. Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
В Школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация в Школе осуществляется в форме:
* зачета;
В
Школе установлены следующие
варианты оценки учебной деятельности
учащихся:
Учащимся,
завершившим обучение в Школе, но
не прошедшим итоговой
аттестации, выдается справка установленного
образца.
Таким образом, воспитательная задача школы реализуются в совместной учебной, творческой и общественной деятельности обучающихся и педагогических работников. Повседневное руководство учебно-воспитательной работой в классах осуществляется классными руководителями. Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРЕТЬЕМ КЛАСЕ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
При проведении исследования использовались следующие методы:
- Наблюдение
- Анкетирование
- Беседа
-
Анализ продуктов детской
Исследование воспитания учениц православной гимназии проводилось с помощью следующих методик и тестов:
1.1 «Закончи историю» Цель: изучение уровня осознания детьми нравственных норм.
1.2 «Сделаем
вместе». Цель: диагностика поведенческого
компонента и нравственного
1.3 Авторская беседа. Цель: выявить отношения детей к школе, родителям, к молитве, к одноклассницам. Изучить представление детей о нравственных качествах людей.
1.4 «Четыре
дома». Вариант социометрии.
2. Анкетирование
Цель: выявление
уровня духовно-нравственного
3. Индивидуальный рассказ учащейся на тему: «Мой неблаговидный поступок и как я его исправила».
5.1«Моя семья».
5.2«Мой класс».
Цель: изучить межличностные отношения в семье и классе.
Опишем
подробнее эти методики.
Цель: Изучение уровня осознания детьми нравственных норм. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Инструкция. «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Примеры ситуаций.
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом0» Саша ответил... Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка данных.
Баллы суммируются, результат оценивается в баллах.