Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа
Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.
Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88
Признание учебной деятельности ведущей в младшем школьном возрасте основывается на том, что дети в этом возрасте являются активными исследователями всего нового. Поэтому и лучшей наградой за учение призваны быть новые знания, которые приобрёл ученик. Специалисты отмечают, что внешние подкрепления, например, похвала и одобрение, оказываются не лучшей мотивацией учения [14, с.49]. Учебный процесс, имеющий характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия, позволит выработать у ребёнка устойчивую мотивацию к учёбе. К тому же взаимоотношения со взрослыми не будут опосредоваться школьными оценками. Иногда происходит так, что родители выстраивают свои отношения с детьми, исходя из их школьных успехов или неуспехов. «Меня мама не любит, у меня пятёрок мало». В рисунках первоклассников часто можно встретить «красивенькие пятёрочки» и мрачные чудовища-двойки или тройки. Оценка, по словам В.А. Сухомлинского, становится идолом. Одной из педагогических задач в этом возрасте становится свержение идола, который подменяет обращение взрослого к личности ребёнка оцениванием его отдельных качеств - памяти, мышления, внимания, воли.
Говоря об учебной деятельности в этом возрасте, необходимо отметить важнейшие направления в преодолении трудностей, которые встречаются у ребёнка в процессе учения. Первым серьёзным фактором становится отношение взрослого к ребёнку. Оно не только не должно быть опосредованным школьными отметками, оно обязательно должно быть в целом позитивным по отношению к ребёнку. Психологи отмечают часто встречающуюся ошибку во взаимодействии взрослого и ребёнка - ребёнка хвалят за отдельные проявления его личности - хорошо выполнил поручение, правильно сделал уроки, красиво нарисовал, а порицается зачастую вся личность ребёнка - «какой же ты неумека!», «ну почему ты такой невнимательный?», «вечно ты всё перепутаешь» и т.п. [22, с.131]. Необходимым условием осознания ребёнком и утверждения своего «Я» является положительная оценка его личности. При этом порицание негативного поведения, плохих поступков, конечно, должно иметь место в воспитательном процессе, но оно относится к одному из проявлений ребёнка, а не ко всей его личности.
Вторым важным моментом в трудностях школьной учебы становится ориентация на ошибки. Вся деятельность ребёнка оценивается взрослыми в контексте сделанных им ошибок. «Ребёнок всеми силами стремится избежать ошибки, но страх перед нею вызывает такой чрезмерный контроль, что последний ограничивает ребёнка, сдерживает его инициативу и творчество» [26, с.115]. Рассмотрение взрослым ошибки с точки зрения её познавательного значения и преходящего характера позволит ребёнку не делать её мерилом действия, а точкой отсчёта для работы над собой.
Третьим моментом, обусловливающим трудности школьного обучения, является обесценивание взрослым детских достижений. Если взрослые объясняют причины школьных успехов везением, случайностью, лояльностью педагога и т.п., ребёнок утрачивает стимул к проявлению активности. Одобрение и поддержка взрослого даже при самом незначительном успехе помогает преодолевать школьные невзгоды.
Четвёртым моментом специалисты называют сокращённую жизненную перспективу у ребёнка. «Она проявляется в том, что у ребёнка возникают ситуативные интересы, он легко поддаётся влиянию других, как бы не умеет, да и не стремится воспринимать свои действия как относительно независимые от других. Такие дети малоинициативны, не могут самостоятельно организовать собственное поведение, во всём ждут подсказки взрослого и ориентируются на сверстника. Развитие самостоятельности таких детей - дело довольно трудоёмкое. Оно требует от родителей умения дозировать, а потом и постепенно сокращать до минимума помощь ребёнку» [26, с.123].
Общение со сверстниками также претерпевает существенные изменения для младшего школьника. Теперь они совместно усваивают новые знания. Многочисленные эксперименты по усвоению учебного материала позволили сделать выводы о том, что знания эффективнее усваиваются во взаимодействии ребёнка со сверстниками, чем с учителем. В отношениях со взрослым для ребёнка неизбежно разделение функций - взрослый даёт задание, контролирует и оценивает ребёнка. Возникает парадокс - ребёнок до конца не может освоить действия, поскольку некоторые компоненты этого действия так и остаются за взрослым. Кооперация со сверстниками позволяет иначе интериоризировать знания (делать их своими). В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а в общении с учителем существует иерархия. «Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребёнку лиц, сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребёнка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм» [26, с.118].
Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели - внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой - от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своём направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она же таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство». Такие дети требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребенка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребенок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.
Таким образом, основным направлением
в духовно-нравственном развитии в младшем
школьном возрасте становится ученичество.
Специфика учебно-воспитательной работы
с детьми младшего школьного возраста
обусловлена в том, что ребёнок готов и
нуждается в руководстве его учебной деятельностью.
В этом контексте весьма актуальным становится
выбор методов взаимодействия
взрослого и ребёнка. И необоснованное
преобладание равноправного взаимодействия
учителя и учащегося в отличие от светского
образования негативно отражается на
процессе духовно-нравственного становления
младшего школьника.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
глава II. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Рассмотрим процесс и принцип обучения общеобразовательной православной школы г. Шуи Ивановской области, которая является подворьем Николо-Шартомского монастыря.
Общеобразовательная
православная школа в Шуе начала
свою работу в 2001 году, ее директором был
Игумен Алексей Вторых, при нем
школа получила лицензию и стала
самостоятельным учебным
Специфика работы школы.
В первую очередь эта школа отличается от простых общеобразовательных школ тем, что по монастырскому обычаю, в православной школе девочки учатся отдельно от мальчиков (в Шуйской православной школе учатся только девочки). И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских курсах – девушки. Основание этому – в глубоком различии назначения мужчины и женщины. Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины, хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая деятельность – все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания. Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак, все чаще создаются "семьи-однодневки". Не понравились друг другу, не сошлись характером – разбежались.
Главная задача школы – дать прочные базовые знания по всему спектру образовательных областей, развить в ребенке необходимые для жизни в современном обществе навыки и компетенции, подготовить его к уверенной и осознанной социальной позиции, содействовать всестороннему развитию личности на основе православного мировоззрения и классических традиций русской культуры. Формировать человечность, любовь и добрые отношения между учащимися и учителями. Один из основных приоритетов – тесное сотрудничество с семьей учащегося, формирование общих ценностных установок. В основе педагогической деятельности – индивидуальный подход, строящийся на основе запроса семьи и способностей ученика.
Кроме хорошего светского образования, которое позволяет ученику подготовиться для поступления в ВУЗ, школа ставит цель - сохранить духовно-нравственное здоровье детей, воспитать их физически здоровыми, помочь развитию их способностей. Огромное значение для осуществления этих целей имеет Воскресенский собор и храм Александра Невского.
В школе работает творческий коллектив учителей с высоким духовным и педагогическим потенциалом: это учителя высшей категории.
Залогом успешной учебы является горячее желание преподавателей понять и поддержать каждого ребенка. Поэтому наши ученики идут в школу с радостью.
1. Начальная школа
Задачи начальной школы – сформировать у детей прочные учебные навыки, поддержать мотивацию к обучению, развить душевную сферу ребёнка. В начальной школе увеличено количество часов на предметы эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, пластика). Программа строится на основе методик развивающего обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Мы разделяем дидактические принципы системы Занкова, положенные в основу отбора содержания образования и методической организации:
• обучение на высоком уровне трудности;
• ведущая роль теоретических знаний;
• изучение программного материала быстрым темпом;
• осознание школьниками процесса учения;
• систематическая работа над общим развитием всех учащихся.
Предметы: математика, русский язык, чтение, основы православной культуры, физкультура, естествознание, музыка (уроки музыки объединяют в себе светское и церковное пение, сольфеджио), изобразительное искусство, МХК, с 3 класса – церковнославянский язык, с 4 класса - история.
2. Среднее звено.
Задача среднего звена - заложить прочные основы знаний по базовым наукам. При необходимости для более эффективного обучения русскому языку, математике и английскому языку классы могут делиться на подгруппы. По желанию можно учить французский язык. Продолжение изучение церковнославянского языка до 5 класса включительно, Основ православной культуры и нравственности.
3. Внешкольная деятельность
Существенной составляющей образовательного процесса в школе являются регулярные паломничества по святым местам и образовательные поездки по культурно-историческим центрам России. В этом году ребята побывали в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, в Троице-Сергиевой Лавре, в Ново-Иерусалимском монастыре. Обычно в традиции паломника – труды и подвиги постнические. Пока по малолетсву наши пилигримы непосильных подвигов на себя не возлагают, однако ничего кроме воды родниковой да сухарей у нас брать не принято. Пока маршруты наши недальние, но очень интересные и содержательные, а главное – мы смогли приложиться к великим святыням нашей Родины. Конечно, много раз нами исхожен-исследован Ново-Иерусалимский монастырь. В мае мы были в храме Христа Спасителя г.Москвы и у преподобного Сергия – эту замечательную экспедицию помогли нам организовать наши благодетели. Поездка была замечательной – мы поклонились преподобному, спели ему тропарь и величание, помолились, а потом посмотрели сокровища и раритеты центрального археологического кабинета, пообедали в монастырской трапезной, посетили Черниговский скит… В сентябре были в гостях у преподобного Саввы Сторожевского, поднимались на высоченную колокольню и облазили все крепостные стены. Служили молебен у мощей преподобного – служил наш отец Алексий, выехавший в это недалекое паломничество [см. приложение №3].