Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.

Содержание

Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88

Работа содержит 1 файл

диплом Веры.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

Обратимся к  анализу результатов методики «4 дома» - вариант социометрии. Протоколы см. приложение №  4.

Количество положительных  и отрицательных  социометрических выборов.

      Таблица №  3

  Ученицы №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
№ 1 1 1 1 2 4 3 2
№ 2 1 1 1 2 4 4 2
№ 3 2 2 2 1 4 1 1
№ 4 2 3 2 1 4 4 1
№ 5 1 1 1 3 2 3 3
№ 6 3 2 3 - 4 1 2
№ 7 3 2 1 1 4 4 1
Кол-во  Выборов 7 7 7 6 7 7 7
Кол-во выборов

в 1 дом (1 положит. Выбор

3 3 4 3 - 2 3
Во 2 дом (второй положит. Выбор) 2 3 2 2 1 - 3
В 3 дом (нейтральный выбор) 2 1 1 1 - 2 1
В 4 дом (отрицательный выбор) - - - - 6 3 -
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Анализ таблицы №. 3, показывает, что наибольшее количество положительных выборов получили ученицы № 2, 3, 7. Их положение в классе наиболее эмоционально благоприятно. Две ученицы № 5, 6 получили отрицательные выборы. Если ученица № 6 уже выделялась в ходе исследования как неидеальная в духовно-нравственном отношении, то отрицательные выборы, полученные ученицей  № 5, не согласуются с результатами предыдущих методик. По нашим наблюдениям, ученица №5, зарекомендовала себя как человек, имеющий в себе крепкий духовно-нравственный  стержень.  Возможно, причиной отрицательного выбора данной ученицы является материальная несостоятельность родителей, невозможность поддерживать внешний вид и одежду ребенка в идеальном состоянии.

Более тщательный анализ таблицы № 3 показал, что, к сожалению, 6 учениц из семи сделали отрицательный выбор, причем трое из них сделали отрицательный выбор дважды. Это ученицы № 2, 4, 7.

Таким образом, анализ данных социометрии  позволяет сделать вывод о  том, что, в целом, психологический климат в обследуемом классе благоприятный. Однако, есть ученица, получившая отрицательный выбор всего класса.. Тем более, что эти выборы, по нашему мнению, несправедливы. В данном классе необходимо провести коррекционную работу, с целью изменения отношений девочек к ученице № 5. Особого внимания также требуют девочки сделавшие два отрицательных выбора – это ученицы № 2, 4, 7.

    Далее проанализируем анкету для учащихся, целью данной анкеты было выявление уровня духовного и нравственного состояния учащихся. Анкеты см. приложение № 2.

    Каждый  вопрос данной анкеты соответствует  оп ределенной духовной или нравственной норме. + - отмечено наличие данной нормы; - - отмечено отсутствие данной нормы.

Критерии оценки уровня выполнения детьми духовно-нравственных  норм:

Если  учащийся описывает выполнение всех предлагаемых в анкете духовно-нравственных норм (9/0), - высокий уровень, если не выполняет 1 – 2 нормы – средний  уровень.

    Анализ  данных таблицы № 3 свидетельствует  о том, что по результатам анкетирования у четырех воспитанниц  православной школы высокий уровень духовно-нравственного развития. У трех – средний уровень.

    Обратимся к анализу результатов  анкетирования учителей.  Анкеты см. Приложение №  2

    1. Мнение учителей о желании учеников быть нравственно воспитанным человеком. Все учителя единодушно считают, что все исследуемые Ученицы хотят  быть нравственно воспитанными людьми ( табл.№ 5 см.в прилож.№2).

        2.  Мнение учителей об осознания нравственных ценностей  и идеалов ученицами. Все учителя единодушно считают, что ученицы № 1, 4, 5 имеют в своем сознании нравственные ценности и идеалы.  Насчет Учениц № 2 и №7 сомневаются  два учителя, насчет ученицы № 3  - один  учитель, насчет  ученицы № 6 – сомневаются  три  учителя.

    Таким образом, по мнению троих учителей, Ученица № 6 имеет самый  низкий уровень сознания  нравственных норм и идеалов, по сравнению с остальными  ученицами данного класса. (см. табл.№6 в прилож.№2).

    3.   Мнение учителей о способности  детей предвидеть результаты своих поступков. Учитель № 4, считает, что никто из учащихся не может предвидеть результаты своих поступков в силу своих возрастных особенностей. Учитель № 3, сомневается по поводу всех учениц. Учитель № 2, считает, что никто из учащихся не может предвидеть результаты своих поступков. Ученица № 4 отличается, по его мнению, более сознательным мышлением, но и в этой Ученице данный учитель не уверен. Учитель № 1 выражает сомнение по поводу всех учениц, но как видно, Ученица № 4, по мнению этого учителя, всё же может предвидеть результаты своих поступков.

    Таким образом, по мнению большинства учителей, дети в силу своих возрастных особенностей пока не способны предвидеть результаты своих поступков. Тем не менее, некоторые  учителя выделяют Ученицу №4. По данным наших наблюдений эта девочка может предвидеть результаты своих поступков, но только в тех случаях, когда они, по ее мнению, могут быть известны учителям или другим значимым взрослым. (табл.№7 см.в прилож.№2).

    4.    Мнение учителей о знании  нравственных  норм ученицами. Все учителя единогласно считают, что все учащиеся обладают нравственными знаниями (см. прилож.№2).

    5.  Мнение учителей об умении  выбирать оптимальный вариант  поведения (поступка) в знакомых  ученицам ситуациях. Ученица №  7, по мнению одного учителя, не умеет выбрать оптимальный вариант поведения или поступка в знакомой ей ситуации. Судя по мнению данного учителя, Ученица № 7 отличается из всех учениц неуверенностью в выборе правильного поступка. Это может быть обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями данной ученицы. Остальные же ученицы обладают умениями самоконтроля. Учителя № 1,2 выражают сомнение касательно всех учениц (см. прилож. №2).

    6. Мнение учителей относительно  нравственного поведения учениц  не только под контролем, но и вне его. Учениц № 1, 4, 5 все учителя единогласно считают высоко нравственными личностями, которые способны вести себя нравственно не только под контролем, но и вне его. По поводу Учениц № 2,3,6 два учителя  выражают сомнение.

    По  поводу учениц № 3,6, 7 Учитель № 4 считает, что они не умеют вести себя нравственно без контроля. Такого же мнения придерживается и Учитель № 3 по отношению к ученице № 6.

    7.  Мнение учителей о наличии у учащихся критического подхода к оценке своего поведения и способности к рефлексии. По поводу учениц № 2, 4, 5 Учителя единодушно считают, что они критически подходят к оценке своего поведения, способны к рефлексии. Учитель № 4 считает, что Ученицы № 1, 3, 6, 7 не способны к рефлексии.

              Таким образом, по мнению учителей,  пять девочек находятся на высоком уровне духовно-нравственного  развития,  две – на среднем уровне.

    Обратимся к анализу результатов исследования умения слышать голос совести и анализировать свои поступки по методике индивидуальный рассказ: «Мой неблаговидный поступок и как я его исправила». Ниже приводятся рассказы учениц и наш анализ.

    Ученица № 1.

    Как-то раз, мне купили пенал, Ия решила подарить его своей сестре. Потом она  поехала к бабушке, через некоторое  время туда приехала и я. И тут  мне захотелось забрать этот пенал обратно. Так я и сделала. Она побежала и рассказала про это маме. Конечно, мне попало. Мы с сестрой поссорились. А потом мы вышли на улицу, брат катался на тележке, захотелось и нам. Пришлось с сестрой помериться. Я попросила у нее прощения. И подарила ей этот пенал навсегда.

    Свой  неблаговидный поступок исправила  чувством вины, попросила прощения у обиженного ею человека, старается более не совершать таких поступков.   

    Ученица № 2.

    Однажды, когда я была маленькая, я приехала к прабабушке. Все это время  с ней пререкалась, и, в конечном счете, мы с ней разругались. Когда мы с родителями приехали домой, мне было очень тяжело на душе. В следующий раз, я приехала и поторопилась попросить прощения.

    После совершения неблаговидного поступка испытывала тяжесть на душе. Исправила этот поступок примирением.

    Ученица № 3.

    Один  раз во 2 классе отменили урок математики, а учительница задержалась. Я  предложила всему классу пойти в  столовую. А потом из-за этого  наказали весь класс, пришлось самой признаться учителю во всем. Меня наказали, я не ходила гулять, и снизили оценку за поведение в четверти. После этого мне не приходило таких мыслей в голову.

    За  совершение этого неблаговидного поступка ученицу наказали. Она раскаялась в содеянном. 

    Ученица № 4.

    Это было во втором классе. Мы с Т. пошли  в раздевалку и начали драться  с девочкой из первого класса, когда  мы все друг другу исщепали, тогда  я поняла, что надо мириться. И  попросила прощения у этой девочки, и пошла домой. Я чувствовала  свою вину. И на следующий день, чтобы исправить содеянное и загладить свою вину, я принесла и подарила ей ручку.

    За  совершение неблаговидного поступка попросила  прощения, а для того, чтобы загладить свою вину окончательно, принесла и подарила ей новую ручку. 

    Ученица № 5 . «Зависть».

    Я раньше всем завидовала, и решила избавиться от порока. Для этого я старалась  не обращать внимания на вещи, а если не могла справиться со своими желаниями, просила маму мне помочь. Так я  победила этот грех.

    Как видно из рассказа этой ученицы, для избавления от порока она прилагала душевные усилия. Использовала  методы самоконтроля и самонаблюдения. Обращалась за помощью к родителям. 

    Ученица № 6.

    Один  раз я обидела девочку (забрала  у нее вещь). Чтобы исправить  этот поступок, я попросила прощения и отдала вещь, которую забрала. 

    Ученица № 7 отказалась рассказывать. По наблюдениям  девочка очень стеснительная, возможно это послужило причиной отказа рассказать историю про свой неблаговидный  поступок.

    Анализ  рассказов детей свидетельствует, что у  6 из 7 девочек есть чувство совести и умение анализировать свои поступки. Об этом свидетельствуют выдержки из их рассказов: «тяжесть на душе», «чувство вины», « прощения»  и др. Ученица № 7 в силу своих индивидуальных умственных и личностных особенностей, скорее всего, мало осознает свое поведение.

    Далее перейдем к анализу сочинений «Святая, имя которой я ношу» с дополнительными вопросами:

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии