Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа
Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.
Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88
Обратимся к анализу результатов методики «4 дома» - вариант социометрии. Протоколы см. приложение № 4.
Количество положительных и отрицательных социометрических выборов.
Таблица № 3
Ученицы | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
№ 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 |
№ 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | 2 |
№ 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 |
№ 4 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 4 | 1 |
№ 5 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 |
№ 6 | 3 | 2 | 3 | - | 4 | 1 | 2 |
№ 7 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 |
Кол-во Выборов | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Кол-во
выборов
в 1 дом (1 положит. Выбор |
3 | 3 | 4 | 3 | - | 2 | 3 |
Во 2 дом (второй положит. Выбор) | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | - | 3 |
В 3 дом (нейтральный выбор) | 2 | 1 | 1 | 1 | - | 2 | 1 |
В 4 дом (отрицательный выбор) | - | - | - | - | 6 | 3 | - |
Анализ таблицы №. 3, показывает, что наибольшее количество положительных выборов получили ученицы № 2, 3, 7. Их положение в классе наиболее эмоционально благоприятно. Две ученицы № 5, 6 получили отрицательные выборы. Если ученица № 6 уже выделялась в ходе исследования как неидеальная в духовно-нравственном отношении, то отрицательные выборы, полученные ученицей № 5, не согласуются с результатами предыдущих методик. По нашим наблюдениям, ученица №5, зарекомендовала себя как человек, имеющий в себе крепкий духовно-нравственный стержень. Возможно, причиной отрицательного выбора данной ученицы является материальная несостоятельность родителей, невозможность поддерживать внешний вид и одежду ребенка в идеальном состоянии.
Более тщательный анализ таблицы № 3 показал, что, к сожалению, 6 учениц из семи сделали отрицательный выбор, причем трое из них сделали отрицательный выбор дважды. Это ученицы № 2, 4, 7.
Таким образом, анализ данных социометрии позволяет сделать вывод о том, что, в целом, психологический климат в обследуемом классе благоприятный. Однако, есть ученица, получившая отрицательный выбор всего класса.. Тем более, что эти выборы, по нашему мнению, несправедливы. В данном классе необходимо провести коррекционную работу, с целью изменения отношений девочек к ученице № 5. Особого внимания также требуют девочки сделавшие два отрицательных выбора – это ученицы № 2, 4, 7.
Далее проанализируем анкету для учащихся, целью данной анкеты было выявление уровня духовного и нравственного состояния учащихся. Анкеты см. приложение № 2.
Каждый вопрос данной анкеты соответствует оп ределенной духовной или нравственной норме. + - отмечено наличие данной нормы; - - отмечено отсутствие данной нормы.
Критерии оценки уровня выполнения детьми духовно-нравственных норм:
Если учащийся описывает выполнение всех предлагаемых в анкете духовно-нравственных норм (9/0), - высокий уровень, если не выполняет 1 – 2 нормы – средний уровень.
Анализ данных таблицы № 3 свидетельствует о том, что по результатам анкетирования у четырех воспитанниц православной школы высокий уровень духовно-нравственного развития. У трех – средний уровень.
Обратимся к анализу результатов анкетирования учителей. Анкеты см. Приложение № 2
1. Мнение учителей о желании учеников быть нравственно воспитанным человеком. Все учителя единодушно считают, что все исследуемые Ученицы хотят быть нравственно воспитанными людьми ( табл.№ 5 см.в прилож.№2).
2. Мнение учителей об осознания нравственных ценностей и идеалов ученицами. Все учителя единодушно считают, что ученицы № 1, 4, 5 имеют в своем сознании нравственные ценности и идеалы. Насчет Учениц № 2 и №7 сомневаются два учителя, насчет ученицы № 3 - один учитель, насчет ученицы № 6 – сомневаются три учителя.
Таким образом, по мнению троих учителей, Ученица № 6 имеет самый низкий уровень сознания нравственных норм и идеалов, по сравнению с остальными ученицами данного класса. (см. табл.№6 в прилож.№2).
3. Мнение учителей о способности детей предвидеть результаты своих поступков. Учитель № 4, считает, что никто из учащихся не может предвидеть результаты своих поступков в силу своих возрастных особенностей. Учитель № 3, сомневается по поводу всех учениц. Учитель № 2, считает, что никто из учащихся не может предвидеть результаты своих поступков. Ученица № 4 отличается, по его мнению, более сознательным мышлением, но и в этой Ученице данный учитель не уверен. Учитель № 1 выражает сомнение по поводу всех учениц, но как видно, Ученица № 4, по мнению этого учителя, всё же может предвидеть результаты своих поступков.
Таким образом, по мнению большинства учителей, дети в силу своих возрастных особенностей пока не способны предвидеть результаты своих поступков. Тем не менее, некоторые учителя выделяют Ученицу №4. По данным наших наблюдений эта девочка может предвидеть результаты своих поступков, но только в тех случаях, когда они, по ее мнению, могут быть известны учителям или другим значимым взрослым. (табл.№7 см.в прилож.№2).
4. Мнение учителей о знании нравственных норм ученицами. Все учителя единогласно считают, что все учащиеся обладают нравственными знаниями (см. прилож.№2).
5. Мнение учителей об умении выбирать оптимальный вариант поведения (поступка) в знакомых ученицам ситуациях. Ученица № 7, по мнению одного учителя, не умеет выбрать оптимальный вариант поведения или поступка в знакомой ей ситуации. Судя по мнению данного учителя, Ученица № 7 отличается из всех учениц неуверенностью в выборе правильного поступка. Это может быть обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями данной ученицы. Остальные же ученицы обладают умениями самоконтроля. Учителя № 1,2 выражают сомнение касательно всех учениц (см. прилож. №2).
6.
Мнение учителей относительно
нравственного поведения
По поводу учениц № 3,6, 7 Учитель № 4 считает, что они не умеют вести себя нравственно без контроля. Такого же мнения придерживается и Учитель № 3 по отношению к ученице № 6.
7. Мнение учителей о наличии у учащихся критического подхода к оценке своего поведения и способности к рефлексии. По поводу учениц № 2, 4, 5 Учителя единодушно считают, что они критически подходят к оценке своего поведения, способны к рефлексии. Учитель № 4 считает, что Ученицы № 1, 3, 6, 7 не способны к рефлексии.
Таким образом, по мнению учителей, пять девочек находятся на высоком уровне духовно-нравственного развития, две – на среднем уровне.
Обратимся к анализу результатов исследования умения слышать голос совести и анализировать свои поступки по методике индивидуальный рассказ: «Мой неблаговидный поступок и как я его исправила». Ниже приводятся рассказы учениц и наш анализ.
Ученица № 1.
Как-то раз, мне купили пенал, Ия решила подарить его своей сестре. Потом она поехала к бабушке, через некоторое время туда приехала и я. И тут мне захотелось забрать этот пенал обратно. Так я и сделала. Она побежала и рассказала про это маме. Конечно, мне попало. Мы с сестрой поссорились. А потом мы вышли на улицу, брат катался на тележке, захотелось и нам. Пришлось с сестрой помериться. Я попросила у нее прощения. И подарила ей этот пенал навсегда.
Свой
неблаговидный поступок исправила
чувством вины, попросила прощения
у обиженного ею человека, старается более
не совершать таких поступков.
Ученица № 2.
Однажды, когда я была маленькая, я приехала к прабабушке. Все это время с ней пререкалась, и, в конечном счете, мы с ней разругались. Когда мы с родителями приехали домой, мне было очень тяжело на душе. В следующий раз, я приехала и поторопилась попросить прощения.
После совершения неблаговидного поступка испытывала тяжесть на душе. Исправила этот поступок примирением.
Ученица № 3.
Один раз во 2 классе отменили урок математики, а учительница задержалась. Я предложила всему классу пойти в столовую. А потом из-за этого наказали весь класс, пришлось самой признаться учителю во всем. Меня наказали, я не ходила гулять, и снизили оценку за поведение в четверти. После этого мне не приходило таких мыслей в голову.
За
совершение этого неблаговидного поступка
ученицу наказали. Она раскаялась
в содеянном.
Ученица № 4.
Это было во втором классе. Мы с Т. пошли в раздевалку и начали драться с девочкой из первого класса, когда мы все друг другу исщепали, тогда я поняла, что надо мириться. И попросила прощения у этой девочки, и пошла домой. Я чувствовала свою вину. И на следующий день, чтобы исправить содеянное и загладить свою вину, я принесла и подарила ей ручку.
За
совершение неблаговидного поступка попросила
прощения, а для того, чтобы загладить
свою вину окончательно, принесла
и подарила ей новую ручку.
Ученица № 5 . «Зависть».
Я раньше всем завидовала, и решила избавиться от порока. Для этого я старалась не обращать внимания на вещи, а если не могла справиться со своими желаниями, просила маму мне помочь. Так я победила этот грех.
Как
видно из рассказа этой ученицы, для
избавления от порока она прилагала
душевные усилия. Использовала методы
самоконтроля и самонаблюдения. Обращалась
за помощью к родителям.
Ученица № 6.
Один
раз я обидела девочку (забрала
у нее вещь). Чтобы исправить
этот поступок, я попросила прощения
и отдала вещь, которую забрала.
Ученица № 7 отказалась рассказывать. По наблюдениям девочка очень стеснительная, возможно это послужило причиной отказа рассказать историю про свой неблаговидный поступок.
Анализ
рассказов детей
Далее перейдем к анализу сочинений «Святая, имя которой я ношу» с дополнительными вопросами: