Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.

Содержание

Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88

Работа содержит 1 файл

диплом Веры.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

    1.2  «Сделаем вместе»

    Цель. Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания: выявление и оценка уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником

    Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

    Подготовка  исследования. Для проведения методики, ориентированной на изучение нравственной направленности личности ребенка, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.

    В исследовании участвуют два ребенка  одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей.

    Проведение  исследования.

    Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!»

    Детям предлагается картинка-образец. Они  осваивают игру. После того как взрослый (учитель или психолог, проводящий это исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».

    Акцент  делается на слове «вместе». Детям  дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.

    Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15—20 минут.

    Во  время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе; или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого — лишь фиксировать поведение детей.

    Обработка данных.

    При анализе протоколов нужно выделить признаки, которые объединяются в три комплексных параметра (симптомокомплекса).

     1. Нравственная направленность личности:

  1. помогает партнеру, например поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0—2 балла);
  2. отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0—2 балла);
  3. использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл);
  4. сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0—2 балла);
  5. работает вместе с партнером (0—1 балл).

Если  же проявляются реакции противоположные, то аналогичным способом баллы отнимаются, в зависимости от количества симпотомокомплексов.

    2. Общительность, контактность ребенка:

  1. обращается к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов);
  2. обращается к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов);
  3. реагирует действием на советы партнера (0—2 балла).

    3. Заинтересованность в предложенной деятельности:

  1. строит сам или вместе с партнером, то есть активно выполняет задание (0—2 балла);
  2. следит за работой партнера (0—2 балла);

      3) дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла). 
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.
 

1.3  Авторская  беседа.

Цель: Выявить  отношения детей к школе, родителям, к молитве, к одноклассницам. Изучить  представление детей о нравственных качествах.

  1. Хотела бы ты учиться в обыкновенной школе? Почему?
  2. Что тебе нравится (не нравится) в нашей школе больше всего? Почему?
  3. Какие молитвы ты знаешь наизусть?
  4. Как ты любишь молиться: по молитвослову или своими словами?
  5. С кем из твоих одноклассниц тебе хочется дружить? Почему?
  6. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  7. Кого можно назвать честным (лживым)?
  8. Кого можно назвать добрым (злым)?
  9. Кого можно назвать добросовестным?
  10. Как ты считаешь, для чего нужна школьная форма?
  11. Чем ты занимаешься дома в свободное время?
  12. Чем помогаешь дома маме, папе?
 

1.4 «Четыре дома». Вариант социометрии. Цель: изучить отношение ребенка к одноклассницам и к себе

Инструкция. Размести учащихся твоего класса и себя, в  представленных ниже домах.   

 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         

   

             

 
 
 

                                                 
 
 

 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анкетирование

2.1 Анкетирование учащихся 

Вопросы Ответы учащейся
1. Хочешь ли ты быть православным  человеком всю свою жизнь?  
2. Каким должен быть православный  человек?  
3. Что произойдет, если ты совершишь скверный поступок?  
4.Ты  знаешь, как нужно вести себя:

- в храме?

 
                - дома?  
- в школе?  
- на улице?  
5. Как ты поступишь, если тебя  попросит кто-нибудь из родителей  сделать то, что тебе совсем  не хочется делать в данный  момент?  
6. Когда рядом нет старших, ты  этому рада? Почему?  
7. Когда совершишь нехороший поступок, какие чувства в душе ты  испытываешь?   
8. Что делаешь для того, чтобы  избавиться от греховных поступков  и желаний?  
9. Если вдруг все твои одноклассницы  начнут баловаться, драться, обижать слабого, то как поступишь в такой ситуации ты?  
 

2.2 Анкетирование учителей 

    
    Качества, которыми должны обладать учащиеся     Учащиеся
Ученица № 1 Ученица № 2 Ученица № 3 Ученица № 4 Ученица № 5 Ученица № 6 Ученица № 7
    1. Ученик хочет быть нравственно воспитанным человеком (мотив).                                               
    2. Он имеет в своем сознании  нравственные ценности, идеалы.                                               
    3. Ученик может предвидеть результаты  своих поступков.                                               
    4. Школьник владеет нравственными  знаниями (знает, как себя вести).                                               
    5. Умеет выбрать оптимальный вариант  поведения (поступка) в знакомых  ему ситуациях.                                               
    6. Ведет себя нравственно не  только под контролем, но и  вне его.                                               
    7. Критически подходит к оценке  своего поведения, способен к  рефлексии.                                               
    8. Может подводить итоги самовоспитания, видеть свой нравственный рост.                                               
    9. Способен противостоять злу и  безнравственности в привычной  ему обстановке                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
  1. Индивидуальный  рассказ на тему: «Мой неблаговидный  поступок и как я его исправила».

    Это задание давалось детям на дом. От них требовалось хорошо поразмыслить над своими действиями и поступками, затем выбрать один из них и  хорошо, связно его рассказать. Этой методикой мы проверяем наличие  саморефлексии, умение видеть себя со стороны и анализировать свои поступки, а также желание исправить содеянное.

  1. Сочинение на тему: «Святая, имя которой я ношу» с дополнительными вопросами:  Как ты думаешь, есть ли у вас общие качества? В каких ситуациях ты молишься своему небесному покровителю?

    Данное  задание также давалось детям  на дом. Им необходимо было найти в  специальной справочной литературе материал о своем небесном покровителе, выбрать из текста самое основное и записать. Дополнительные вопросы  служат средствами с помощью которых мы можем узнать являются ли эталонами и образцами для подражания небесные покровители данных учениц.

    5.  Рисуночные  тесты

Цель: изучить межличностные отношения в семье и классе.

    Рисуночные  тесты  предназначены для выявления  особенностей внутрисемейных отношений, отношения внутри класса и эмоциональных проблем. Данные тесты раскрывают чувства ребенка к тем членам семьи, класса, которых он считает самыми важными, чье влияние как положительное, так и отрицательное, и наиболее значимы для него.

    5.1  «Моя семья»

    Инструкция  к рисунку семьи.

    «Нарисуй  свою семью». Не рекомендуется объяснять, что значат слово «семья», а в  ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструкцию. При этом детям необходимо напомнить, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оценивают. Рисунки оцениваются качественно. При интерпретации рисунков всегда следует обращать внимание на те случаи, когда изображено больше или меньше членов семьи, чем это есть на самом деле.

    Анализ и интерпретация данных.

  1. Сюжет рисунка. Чаще всего ребенок изображает свою семью в виде групповой фотографии, на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, почему-то лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут кустики и деревья. Иногда дети просто отказываются от рисования или ограничиваются каким-нибудь, особенно кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи. Но это только на первый взгляд. Рисунок семьи «без семьи» - крик протеста ребенка и подаваемый им таким образом сигнал бедствия.

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии