Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.

Содержание

Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88

Работа содержит 1 файл

диплом Веры.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

Прекрасные  образцы использования игры в  учебном процессе даны в книге В. А. Сухомлинского.

  Школьники под руководством своего наставника знакомились с окружающей природой, жизнью людей труда, изучали нашу Родину, жизнь и труд народов зарубежных стран, их борьбу против эксплуатации, национального неравенства, расизма и других форм угнетения. И делали это в форме разнообразных игр, путешествий и др. Игровые элементы сочетались с серьезными занятиями: сбором материала учащимися по различным вопросам, его анализом, обобщением, формированием выводов. Здесь не было подмены учения игрой, против чего предостерегала научная дидактика во все времена.

Средства  осознания учениками красоты  и привлекательности учения. И. П. Павлов утверждал, что всех людей  можно подразделить на два типа —  художников и мыслителей. Лишь в  самое последнее время стало известно, что в основе этого деления лежит особенность деятельности больших полушарий головного мозга, их функциональная специализация. Левое полушарие является базой развития логического мышления, а правое — конкретного, образного. Эти особенности достаточно устойчивы, они особенно ярко проявляются в детском и юношеском возрасте, определяя отношение школьников к различным воздействиям на них извне.

Игнорировать  эти особенности или преуменьшать их значение — значит ослабить степень  воздействия учебного процесса на учащихся.

Приходится, однако, отмечать, что современная  дидактика концентрирует свое внимание на вскрытии механизма процесса обучения, характера деятельности обучающих  и учащихся и значительно меньше занимается изучением средств, вызывающих эмоциональное отношение школьников к учебному процессу. В какой-то степени и этот недостаток восполняется работами учителей-практиков. Им-то приходится считаться с этой особенностью своих питомцев. Учителя используют различные приемы для активизации чувств учащихся.

В. А. Сухомлинский озаглавил один из своих очерков  книги «Сердце отдаю детям» такими словами: «Дайте ребенку радость  умственного труда, радость успеха в учении». В этом очерке он называет желание ребенка учиться хорошо огоньком, который озаряет весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу — резким словом или равнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания. Этот призыв педагога-гуманиста, нашего современника, обращен не только к работающим учителям, но и к молодой смене, он призывает не оставлять ни одного ребенка в беде, помочь даже самому слабому глубоко почувствовать радость успехов в учении [42, с.23].

 Организация домашней учебной работы учащихся. Домашняя учебная работа учащихся тесно связана с их работой на уроке. Успех ее зависит от того, как прошел урок и как учителем дано домашнее задание. Поэтому, чем выше качество урока, тем успешнее домашняя работа учащихся. Домашние задания можно подразделить на три группы: устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил), письменные, (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т. д.) и учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).

Важным  вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачивать различное время на выполнение домашних заданий.

С учетом гигиенических и педагогических требований к организации умственных занятий учащихся в Уставе средней  общеобразовательной школы определено, что домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения:

I класс  — до 1 часа;

II класс  — до 1,5 часов;

III и  IV классы — до 2 часов;

V и VI классы — до 2,5 часов;

VII класс  — до 3 часов;

VIII—X (XI) классы — до 4 часов.

Учителю важно знать некоторые дидактические  правила определения содержания домашних заданий.

В содержании домашнем задании входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это указывает  на то, что все второстепенное, несущественное с точки зрения науки, практики, жизни  не должно входить в содержание задания. Очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. И, наконец, при таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с практическими заданиями.

Для повышения  активности учащихся при выполнении задания важно включать в содержание заданий некоторые новые действия.

Для учащихся младших и средних классов  важно указывать порядок выполнения задании:

l) выучить  правило на стр. 15; 2) выполнить упражнения № 3 и 4 на стр. 16. В таком порядке учащиеся и записывают задание, чтобы сначала усвоить правило, а потом выполнить упражнение. Вопрос о том, когда давать домашнее задание, решается учителем и зависимости от цели и структуры урока. Как правило, задание дается тогда, когда всем ходом урока дети подготовлены к осмысленному его восприятию и сознательному выполнению. Важно иметь в виду, что задание дастся при наличии полного внимания учащихся, без спешки, в спокойной обстановке.

      Каждое задание должно быть в той или иной форме проверено учителем. Лучше, если учитель сможет охватить проверкой всех учеников и провести ее возможно точнее, чтобы не оставалось ошибок в работах учащихся. Важным вопросом является приучение учащихся к ежедневному выполнению заданий. Здесь необходима система мер. Ученики будут регулярно заниматься, если: их тщательно проинструктировать и научить самостоятельно работать;

продумать четкую систему контроля за их работой; добиться соблюдения учениками твердого распорядка дня, в котором домашним занятиям будет отведено определенное время;

приучить  школьников самостоятельно разрешать  встретившиеся трудности. Необходимо указать, что характер и методика домашней работы во многом зависят от методики работы учителя на уроке.

      В истории советской школы отношение к домашним заданиям не было одинаковым. Сразу после революции домашние задания были запрещены «Положением об единой трудовой школе РСФСР» и рядом других нормативных документов. Практика работы школы показала ошибочность этого подхода, и, начиная с 30-х гг. в связи с общим упорядочением работы школы домашние задания вводятся как составная часть учебной работы школьников.

       Введение домашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала постепенно возрастал и объем домашних заданий учащихся. Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомленность многих учителей в вопросах детской физиологии и психологии.[8, с.112]

Дополнительные  занятия с отстающими и неуспевающими учениками. Иногда даже при правильной организации учителем учебной работы в классе есть несколько отстающих и неуспевающих учеников. Это явление вызвано самыми разнообразными причинами, иногда — продолжительной болезнью. Может оказаться также, что учитель не учел особенностей ученика и не совсем правильно построил свою работу с ним. Некоторые ученики не всегда правильно оценивают трудности того или иного предмета и поэтому отстают, другие увлекаются одним предметом в ущерб остальным. Много случаев неуспеваемости учащихся из-за отсутствия контроля за их учебой и поведением со стороны родителей.

     Отставание, неуспеваемость и второгодничество пагубно влияют на ученика. Он теряет уверенность в своих силах и часто бросает учебу. Неуспеваемость и второгодничество наносят большой материальный ущерб государству. Поэтому преодолеть отставание и неуспеваемость — важнейший долг учителя. Одним из средств преодоления отставания является дополнительная работа с учащимися. Прежде чем начинать дополнительные занятия, важно узнать причину и характер отставания ученика, чтобы правильно наметить формы работы и ее объем. Если ученик отстал по болезни, но является хорошо успевающим, целесообразно сочетать работу под руководством учителя с самостоятельной работой. Если же ученик ленится, то не следует очень опекать его, нужно заставить его работать под контролем учителя, товарищей, родителей.

Дополнительные  занятия могут носить как добровольный, так и обязательный характер. Возможно и полезно привлечение сильных  учащихся для помощи слабым. Но эту  работу должен организовать учитель. Не следует, однако, злоупотреблять дополнительными занятиями. Особенно вредно оставлять на дополнительные занятия весь класс. Такие занятия не дают должного эффекта.

  Подготовка  учителя к уроку. Нельзя дать хорошего урока без тщательной его подготовки. Подготовка учителя к уроку включает в себя разработку плана каждого конкретного урока. Составление плана начинается с определения места урока в изучении темы, затем определяются его цель и содержание, разрабатываются методы обучения.

В плане  записывается тема и цель урока, указывается, как будет проводиться повторение, изложение нового материала, какие методы будут использованы. Учитель указывает основное направление изложения, записывает факты, примеры (предложения или слова для уроков по родному языку, примеры и задачи по математике), как будет проведено закрепление, кого надо спросить. В конце плана записывается домашнее задание.

В малокомплектных  школах из-за неизбежного чередования  работы учителя с различными классами происходит большая потеря рабочего времени. Многие учителя смирились с этим. Пока учитель дает инструктаж одному классу, учащиеся другого класса сидят без дела.

Как избежать потери учебного времени? Этого можно  добиться путем тщательного планирования всей учебной работы. Важно, чтобы  учитель, составляя план, рассчитал время по видам работы. Точный расчет времени можно произвести в том случае, если в плане намечены этапы урока, во время которых один из классов занимается с учителем, а другой — самостоятельно. Поэтому при составлении плана урока лучше сначала точно определить, когда и на протяжении какого времени каждый класс будет заниматься с учителем или самостоятельно. С учетом времени самостоятельных занятий подбираются задания. Лучше всего, если учителю удастся постепенно уравнять время на занятия под своим руководством и на самостоятельную работу детей.

При распределении  времени на работу с учителем и  самостоятельные занятия учащихся следует принять во внимание ряд  обстоятельств. Приходится выделять больше времени для занятий под руководством учителя в младшем классе, а также в том, где намечен для изучения больший по объему и сложности материал. При планировании учитывается уровень подготовки класса и степень усвоения материала. Тщательно планируются и самостоятельные задания учащихся. Чтобы не допустить потери времени на уроке, нужно заранее готовить эти задания. Большое значение имеют четкая формулировка задания («Реши задачу двумя способами», «Составь обратную задачу»), обучение учащихся приемам выполнения различных видов самостоятельных работ, подготовка резервных заданий для быстро работающих учащихся. Непродуманные задания не вызывают активности школьников.

Все самостоятельные  задания должны в той или иной форме контролироваться. Формы контроля могут быть разнообразными: самоконтроль учащихся по образцу, написанному на доске, проверка хода работы на уроке при обходе учеников, тщательный контроль при проверке тетрадей.

   Для лучшего сочетания работы учащихся под руководством учителя с их самостоятельной работой в условиях однокомплектной школы считается целесообразным составлять план урока не по каждому классу в отдельности, а комплексно — по этапам работы на уроке со всеми классами [36, с.75].

    Таким образом, особенности и формы организации учебно-воспитательной работы в начальной школе является классно-урочная система обучения. Поэтому она вносит определенную четкость, упорядоченность в работу в школе, обеспечивает условия для воспитания детей в духе организованности и дисциплины. В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике.

  
 

1.3. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ 

   Однажды  профессора  Московской  Духовной  Академии   А.И.   Осипова  спросили, с какого  возраста  следует  начинать  воспитание  ребенка.  "А  с какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают  развращать,  к сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители  ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, – и это уже влияет на будущего человека, формирует его душу,  реально существующую еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то  и начинается процесс воспитания – или не воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя ведет в период беременности, и как папочка относится к жене  и ребенку.  На Западе проводились определенные исследования, и есть  свидетельства,  что в период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери. Это естественно,  ведь  ребенок – плод  родительской  любви,  отвечает  на любовь.  Но  он  чувствует  также  и  нелюбовь  –  в  том  случае,  если  он нежеланный. Это нельзя забывать. Святые отцы советуют матери  во  время  чревоношения  часто  исповедоваться, причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на  службы,  быть  более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся  под  сердцем  жизни.  И благодать Божия будет действовать на  еще  не  родившегося  в  мир,  но  уже живущего младенца. Дитя  человеческое  начинает  свою  жизнь  с  материнской  утробы  – следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с  миром.  И если это взаимоотношение не управить, не  организовать,  не  согреть  Божией благодатию, то мир  сам  начнет  воспитание  младенца  –  но  уже  по своим законам, законам "века сего". Ничто не заменит ребенку семью.

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии