Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах

Автор: Никита Половнев, 08 Июня 2010 в 23:47, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.
Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ
В основу нашей работы положена следующая гипотеза:
Предполагается что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.
2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.
3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.
4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические – изучение научной психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
- эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;
- беседа
- методы статистической обработки полученных данных.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).
Практическая значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 7
1.1. Модель формирования готовности старшеклассников к службе в армии 7
1.2. Современные требования к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ 20
1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ НА ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 35
2.1. Задачи и этапы исследования 35
2.3. Методика организации учебных сборов в экспериментальном классе 36
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Анализ результатов первого этапа работы 41
2.4. Исследование эффективности влияния учебных сборов на готовность юношей к службе в армии 45
2.5. Выводы по исследованию 51
2.6. Практические рекомендации по исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Работа содержит 1 файл

учебные сборы.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

     2.6. Практические рекомендации по исследованию

     Психолого-педагогическая поддержка подготовки школьников к службе в армии имеет свои особенности, обусловленные, с одной стороны, особенностями самих подростков, с другой стороны, условиями в которых осуществляется эта подготовка.

     Одной из таких особенностей является комплексная  диагностика подготовки подростков к защите Отечества, включающая изучение разных сторон личности подростков: личностных особенностей, психических процессов, склонностей и т.д. Школой необходимо изучать такие аспекты готовности к защите Отечества как намерения подростков, знание требований армии к человеку, перспектив личностного и профессионального роста.

     Следует отметить, что необходимость комплексной  углубленной диагностики готовности подростков к защите Отечества определяется рядом причин.

     Во-первых, оказание помощи любому подростку при подготовке к службе в армии строится на изучении его личностных особенностей, склонностей, результатах профотбора.

     Во-вторых, комплексная диагностика готовности подростков к защите Отечества помогает лучше узнать, с какими проблемами, психологическими трудностями они сталкивались или столкнуться в процессе подготовки к защите Отечества.

     В-третьих, результаты диагностики вместе с  рекомендациями сообщаются каждому  подростку, что помогает самим подросткам и их преподавателям в выборе индивидуальной траектории подготовки к защите Отечества. Комплексная диагностика, проводимая в начале учебного года, позволяет уделить больше времени при проведении специальных курсов и коррекционных мероприятий.

     Помощь  в подготовке подростков к защите Отечества осуществляется посредством поиска индивидуального подхода к каждому ученику.

     Важной  формой помощи подросткам в подготовке к службе в армии являются консультационные часы, проводимые психологом.

     Успешность  решения задач подготовки молодежи к защите Отечества определяется степенью интеграции социально-педагогической среды, качеством организационного и методического обеспечения, научной обоснованностью подходов. Особенность военно-патриотического воспитания в современных условиях заключается в необходимости воспитывать подростка и юношу как носителя гуманистических принципов, как активного гражданина, глубоко осознающего, с одной стороны, свой конституционный долг по защите Отечества, а с другой – своей деятельностью максимально способствующего исключению угрозы войны, экстремизма.

     Таким образом, главный подход к пониманию  целей, задач, принципов, содержания военно-патриотического воспитания определяется идеей приоритетности формирования личности человека-гражданина и требует создания необходимых условий для специальной подготовки молодежи к защите Родины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В 90–е годы, в условиях кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни, произошел резкий спад в деятельности общеобразовательных учреждений по воспитанию у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите. В результате происходящих в обществе процессов Вооруженные Силы Российской Федерации стали испытывать острый дефицит в молодом пополнении.

     Подготовка  старших школьников к защите Отечества – сложная, многоступенчатая и динамическая система. Особое место в этой системе подготовки занимают учебные сборы, как связующее звено между армией и школой. Анализ литературы по теме исследования показал, что в нашей стране на сегодняшний день существует проблема подготовки школьников к службе в армии.

     Целью нашего исследования было выявить эффективность  влияния учебных сборов на готовность школьников к службе в армии. Проанализировав данные первоначального опроса юношей контрольной и экспериментальной групп, мы пришли к выводу, что многое юноши не хотят служить в армии, не видят смысла в этом. Существенных различий в уровне готовности к службе в армии в двух группах выявлено не было.

     Была проведена работа по организации учебных сборов в экспериментальной группе. После проведения учебных сборов повторно провели анкетирование в двух группах – экспериментальной и контрольной.

     По  полученным данным была доказана эффективность  проведенного соревнования на уровень  морально-психологической готовности школьников к службе в армии.

     По  данным повторного анкетирования мы наглядно увидели влияния учебных сборов на уровень отношения к службе в армии. Это говорит о том, что юноши видят в армии не только угрозу, и возможно, стали воспринимать службу в армии как некую «школу жизни», в которой можно получить знания и умения для дальнейшей жизни и также сформировать  себе многие положительные качества личности.

     Рассматривая  воздействие учебных сборов на воспитание патриотических чувств было выявлено, что после проведения экспериментального воздействия, 70% опрошенных в экспериментальной группе считает себя патриотами, 20% юношей в экспериментальной группах считают себя таковыми лишь в некоторой степени.

     В экспериментальной группе практически  все юноши после проведения учебных сборов не сомневаются в необходимости армии. Эти данные превышают уровень положительных ответов в контрольной группе. Причиной этого, как мы считаем, является воздействие подготовки и проведения учебных сборов.

     Гипотеза  нашего исследования подтвердилась – теоретически и экспериментально обосновано, что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение готовности будущих защитников Отечества, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.  
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у младших школьников // Советская педагогика. - 1940. -№11-12. - С. 94.

     2. Аронов А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Автореферат дис. … д-ра пед.наук. – М., 1990.- 35с.

     4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного  процесса. - М., 1982. – 190 с.

     5. Безрукова В.С.  Педагогика. - Екатеринбург, 1993. - 273с.

     6. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука // Безопасность жизнедеятельности. – 2003. – № 2. – С. 2 – 9.

     7. Беляев А.В. Социально-педагогические  основы формирования гражданственности  учащейся молодежи - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. – 204с.

     8. БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. - 2000. - - № 5. С. 15-16.

     9. Боголюбов С. Проблемы призывников // ОБЖ. – 2002. -№2. - С.45.

     10. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся // Коммунистическое просвещение. - 1975. № 2. - С. 73-74.

     11. Будкевич Н.Н., Коцевич С.С., Неправский М.М. Готовим защитников Родины: Воен.- патриот. Воспитание в школах Брест. Обл. // Физ. культура в шк. – 1990. - №4. – С. 6 – 9.

     12. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания // Педагогика. – 1997. - № 5. - С. 91-96.

     13. Возрождение и будущее Отечества  - в патриотизме молодежи. - М.: Изд-во  Междунар. педаг. Академия, 2000. –  160с.

     14. Вопросы воинского воспитания. Сборник статей. - М.: Воениздат, 1985. – 178с.

     15. Вырщиков А.Н. Военно-патриотичекое  воспитание школьников: теория и  практика. - М.: Педагогика, 1990. - 148 с.

     16. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. – Челябинск, 1995. – 237 с.

     17. Гончаров Ю. Профессия Родину защищать // ОБЖ. – 1999. - №4. – С. 5.

     18. Гофман Ж.И. Военно-патриотическое  и интернациональное воспитание  на уроках начальной военной  подготовки.- М.: Высшая школа, 1985. –  270с.

     19. Гражданином быть обязан: об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, В.В. Марущенко. – М.: Педагогика, 1999. – 298с.

     20. Залыгин, В. Вопросы содержания курса ОБЖ // ОБЖ. – 2002. – № 7. – С.7-8. 

     21. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием // Педагогика. – 1998. - № 4. - С. 20

     22. Крючек, Н. ОБЖ: вчера, сегодня, завтра // ОБЖ. – 2001. – № 8. – С. 19-23.

     23. Крючек, Н. Цели, задачи и проблемы преподавания курса ОБЖ // ОБЖ. – 2002. – № 6. – С. 9-11.

     24. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры для школьников на местности. - М., 1978. – 220с.

     25. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Автореферат дисс. докт. философ. Наук. - М.: Военный университет, 1998. – 23с.

     26. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2001.- М., - 284 с.

     27. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность //Соч. – М., 1958. Т. V. -   С. 424-425.

     28. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Чл.-корр. АП СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз., 1986, 797 с.   

     29. Опыт проведения военно-спортивных игр / сост. В.В. Барышников, О.В. Уватова. -  Иркутск, 2005. - 184с.

     30. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.: ил.

     31. Орлов О. Рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания //ОБЖ. – 2004. - №5. – С. 24.

     32. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. 359с.

     33. Подласный К.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999. – 576 с.

     34. Проблемы воинского воспитания. М.:Воениздат,1979,с.273.

     35. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.

     36. Репин, Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ / Ю. Репин // ОБЖ. – 2003. – № 1. – С. 18-21.

     37. Репин, Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ / Ю. Репин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. – № 2. – С. 27 – 31.

     38. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников // Народный учитель. - 1929. - № 1. - С. 49.

     39. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 200с.

     40. Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия успеваемости и дисциплины // Просвещение на транспорте. - 1927. - № 4-5. - С. 82.

     41. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы военной службы. - М.: Просвещение, 1993. -195с.

     42. Смирнов, А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. – 2002. – № 11. – С. 35-37.

     43. Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. - 1926. - № 5-6. -С. 13.

     44. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. – 125 с.: ил.

     45. Ушинский К.Д Материалы к III тому «Педагогической антропологии» //Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.

     46. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274

<

Информация о работе Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах