Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах

Автор: Никита Половнев, 08 Июня 2010 в 23:47, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.
Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ
В основу нашей работы положена следующая гипотеза:
Предполагается что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.
2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.
3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.
4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические – изучение научной психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
- эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;
- беседа
- методы статистической обработки полученных данных.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).
Практическая значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 7
1.1. Модель формирования готовности старшеклассников к службе в армии 7
1.2. Современные требования к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ 20
1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ НА ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 35
2.1. Задачи и этапы исследования 35
2.3. Методика организации учебных сборов в экспериментальном классе 36
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Анализ результатов первого этапа работы 41
2.4. Исследование эффективности влияния учебных сборов на готовность юношей к службе в армии 45
2.5. Выводы по исследованию 51
2.6. Практические рекомендации по исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Работа содержит 1 файл

учебные сборы.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

     Реализация  субъектами функций подготовки старших  школьников к защите Отечества предполагает использование средств обеспечения  своей деятельности. Структурно в  этой системе можно выделить три  взаимосвязанные составные части: материального обеспечения, образовательно-воспитательного потенциала, организационно- технологического осуществления [19].

     Первое  включает в себя, прежде всего историко-культурные объекты (памятники архитектуры, места  захоронений, объекты созидательной деятельности), материально- технические объекты (оборудование классов, кабинетов, клубов, спортивных, военно-спортивных площадок и сооружений и проч.); произведения литературы и искусства, средства массовой коммуникации.

     Второе  заключает в себе наличие концептуальных научно- теоретических разработок и практических программ осуществления воспитания, наличие инновационного педагогического опыта практической реализации функций патриотического воспитания в учебно-воспитательном и социализационном процессе становления будущего защитника Отечества.

     К третьей группе относится комплекс деятельности по осуществлению программных  мероприятий с последующей диагностикой их результативности, отслеживанием  и корректировкой новообразований  в патриотическом облике личности старшего школьника.

     Все эти три компонента взаимосвязаны  между собой и условием эффективного взаимодействия выступает обеспечение  их целостности в образовательно-воспитательном и социализационном процессе становления  личности.

     Однако  одним из реальных путей повышения эффективности подготовки старших школьников к защите Отечества является совершенствование управления процессом обучения и воспитания [4].

     Сущность  педагогического управления подготовкой  старших школьников к защите Отечества заключается в постоянной корректировке субъектами управления деятельности учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также объективных критериев эффективности военно-патриотического воспитания.

     Управление  процессом подготовки старших школьников к защите Отечества осуществляет ряд важнейших функций: воспитательную (формирование ценностных ориентаций гражданина – патриота – интернационалиста), дидактическую (формирование военно-прикладных знаний, умений и навыков), развивающую (формирование психо-физических качеств личности, необходимых будущему воину для выполнения боевых задач).

     Подготовка  старших школьников к защите Отечества  опирается на ряд принципов [34]:

     Принцип объективности предполагает хорошее  знание учителями школ, педагогами дополнительного образования возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, военно-патриотической специфики учреждения и его района (учет традиций боевой славы района; воспитание на примерах героизма выпускников школы, родных и близких учащихся, земляков; дружба с ветеранами различных войн; учет военно-патриотического потенциала родительской общественности и т.д.); планирование и осуществление всей работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, имеющихся у них опыта, знаний и интересов в военной области, наличие конкретной материальной базы и уровня научно-методической и практической квалификации работников учреждения в области военно-патриотического воспитания учащихся.

     Принцип основного звена предполагает особое внимание коллективного субъекта управления к важнейшему содержательному компоненту системы военно-патриотического воспитания – нравственной и психологической подготовке старших школьников к защите Отечества.

     Принцип оптимальности, эффективности управления предполагает полное осознание всеми субъектами модели социального заказа по подготовке защитников Родины, высокую компетентность в теории методики военно-патриотического воспитания старших школьников, хорошие знания передового опыта по проблеме, что в совокупности создает объективные предпосылки оптимального решения задач подготовки школьников к защите Отечества – при наименьшей затрате сил, средств и времени на основе имеющихся условий и возможностей [9, 122].

     Основными этапами управления подготовкой старших школьников к защите Отечества в школе или учреждении дополнительного образования являются [2]:

     - целеполагание;

     - выработка решения, направленного  на достижение цели;

     - конкретизация общего решения  в виде планирования;

     - организация деятельности по выполнению решения;

     - контроль за этой деятельностью;

     - сбор и обработка информации  о ходе и результатах подготовки  школьников к защите Отечества.

     Этап  целеполагания. На этом этапе директор центра, школы, педагог-преподаватель, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, тренеры-преподаватели, составляющие актив учреждения согласованно осмысливают социальный заказ по подготовке старших школьников к защите Отечества.

     Требования  общества к подготовке защитников Родины позволяют получить исходные данные для определения цели: воспитание защитника Отечества с конкретными личностными качествами, без которых невозможна успешная адаптация в условиях воинского коллектива. Соотнесение целевой установки с реальными возможностями конкретного учреждения позволяет администрации и ее военно-патриотическому активу наметить оптимальные пути реализации цели. На этапе целеполагания, как и на других этапах, крайне важно информационное обеспечение на всех пяти уровнях, но, особенно, на первом (администрация учреждения – педагоги) и третьем (учреждение – его выпускники). Без всестороннего учета и анализа информации, даваемой на этих уровнях, невозможно составить точную, объективную картину решения задач по формированию у старшеклассников готовности к защите Отечества, определить динамику и тенденции этого процесса, вскрыть проблемы и найти резервы совершенствования. Особо важна значимость информации, получаемой на третьем уровне, - о выпускниках учреждения, проходящих действительную военную службу или обучающихся в военных учебных заведениях. Если руководство школы или военно-спортивного центра из года в год получает исчерпывающую информацию по этому вопросу, составленную из данных о каждом выпускнике, находящемся в армии или в военно-учебном заведении, то это значит что, есть все основания для объективной оценки эффективности их работы по данному направлению. Вместе с тем, такая информация позволяет обоснованно выработать целевую установку, определяющую конечные результаты деятельности учреждения и его союзников – семьи и общественности – по подготовке воспитанников к обеспечению безопасности государства.

     Этап  выработки решения, направленного  на достижение цели.

     Работа  по осмыслению социального заказа в  деле подготовки защитников Отечества продолжается и на втором этапе. Если на первом этапе, на основе требований директивных и нормативных документов определяются цель и принципиальные возможности учреждения по её реализации, то на втором этапе уточняются важнейшие пути, ведущие к ней. Это: подготовка педагогов к решению задач военно-патриотического воспитания старших школьников на уровне поставленной цели (через систему курсовой подготовки в институте усовершенствования учителей, семинар преподавателей в самом учреждении, методическое объединение преподавателей ОБЖ); подготовка родительской общественности (через совет учреждения, заседания родительского комитета, родительские собрания, индивидуальные беседы руководителей, педагогов с родителями – активистами работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся); подготовка ученического актива (через клубы будущего воина, профильные оборонно-спортивные классы и объединения учащихся, подготовку инструкторов, руководителей кружков по военно-прикладным видам спорта и т.д.); подготовка и совершенствование учебно-материальной базы (оснащение кабинетов, приобретение нестандартного оборудования для спортзала, оборудование тира и т.д.) [39].

     Этап  конкретизации общего решения в  виде планирования.

     Систематичность и целенаправленность всей военно-патриотической работы со школьниками, а также их подготовка к защите Отечества во многом обеспечивается тщательным планированием.

     Все, что составляет содержание плана (специального раздела) работы учреждения по военно-патриотическому  воспитанию учащихся, учитывается соответственно классными руководителями при составлении планов с учащимися данного, конкретного класса; руководителями военно-прикладных кружков и секций – при составлении текущих и перспективных планов работы.

     Четвертый этап управления подготовкой старших школьников к защите Отечества является по своей значимости ключевым. Именно на этом этапе осуществляется включение школьников в непосредственную военно-патриотическую деятельность и корректировка этой деятельности, что и составляет сущность педагогического управления формированием готовности старших школьников к обеспечению безопасности государства.

     Для осуществления данного этапа  необходимо [39]:

     - хорошо знать современные требования  ВУЗов и Вооруженных Сил РФ  к молодому поколению;

     - иметь точные сведения о том, как адаптируются воспитанники данного учреждения в условиях воинского коллектива; с какими трудностями сталкиваются они, теперь уже солдаты, курсанты первого года службы или учебы (данные обратной связи);

     - хорошо знать сущность, задачи, формы  и методы военно-патриотической воспитанности коллектива и отдельных учащихся;

     - постоянно соотносить имеющийся  и требуемый уровни сформированности  старших школьников к защите  Отечества.

     Этап  контроля за подготовкой старших  школьников к защите Отечества.

     Такой контроль осуществляется с помощью метода наблюдения за участием старших школьников в различных видах непосредственной военно-патриотической деятельности (военно-спортивных играх, кружках, секциях и т.д.), анкетирования и диагностики юнармейцев, следопытов, учащихся профильных классов

     Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие основные условия реализации модели педагогического руководства  подготовкой старших школьников к защите Отечества [31]:

     1. Военно-профессиональное самоопределение старших школьников должно осуществляться на диагностической основе с использованием комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических факторов.

     2. Должны быть определены механизмы наполнения вариативной части учебного плана в профильных (оборонно-спортивных) классах с целью дифференцированного, индивидуального подходов к военно-профессиональному самоопределению старшеклассников.

     3. Должен быть обеспечен комплекс активных средств, направленных на формирование, развитие процесса военно-профессионального самоопределения и его поэтапный контроль.

     В итоге теоретических исследований и практики подготовки старших школьников к защите Отечества появилась  возможность выделить критерии и  определить показатели готовности старших  школьников к защите Отечества [11]:

     - Когнитивный критерий является  очень важным и существенным. Это объясняется тем, что он  показывает степень целостного  самоопределения личности как  защитника Отечества и борца  за мир, личности, освоившей систему  основных социокультурных знаний и ценностей, созданных в важнейших видах социальной деятельности, в том числе и  воинской.

     Основными показателями когнитивного критерия нами определены:

     1. Знания и представления о защите  Отечества, о военном деле, войне  и армии, являющиеся неразрывной составной частью системы знаний о природе, обществе и мышлении.

     2. Взгляды на защиту Отечества,  на понимании проблемы войны  и мира в современных условиях; на трудности прохождения военной  службы в армии и на флоте.

     3. Осознание старшими школьниками  значения и необходимости учебы и труда, знание и степень осознанности своего здоровья и требований военной профессии к человеку на основе самооценки.

     Анализ  основных положений, раскрывающих содержательную сторону направленности, как важнейшего аспекта готовности, позволяет определить второй критерий – мотивационно – потребностный (уровень сформированности нравственной и политической направленности).

     Данный  критерий готовности, во многом обусловленный  предыдущим, является в свою очередь  детерминирующим по отношению к остальным. Этот критерий соотносится с целеполаганием личности как защитника Отечества. Целеполагание же, рассматриваемое в данном ракурсе, является стержневым моментом сформированности готовности, свидетельствующим не только о степени зрелости последней в целом, но и о достижении очень важного рубежа в процессе ее развития.

Информация о работе Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах