Автор: Никита Половнев, 08 Июня 2010 в 23:47, дипломная работа
Объект исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.
Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ
В основу нашей работы положена следующая гипотеза:
Предполагается что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.
2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.
3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.
4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические – изучение научной психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
- эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;
- беседа
- методы статистической обработки полученных данных.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).
Практическая значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 7
1.1. Модель формирования готовности старшеклассников к службе в армии 7
1.2. Современные требования к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ 20
1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ НА ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 35
2.1. Задачи и этапы исследования 35
2.3. Методика организации учебных сборов в экспериментальном классе 36
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Анализ результатов первого этапа работы 41
2.4. Исследование эффективности влияния учебных сборов на готовность юношей к службе в армии 45
2.5. Выводы по исследованию 51
2.6. Практические рекомендации по исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Реализация
субъектами функций подготовки старших
школьников к защите Отечества предполагает
использование средств
Первое включает в себя, прежде всего историко-культурные объекты (памятники архитектуры, места захоронений, объекты созидательной деятельности), материально- технические объекты (оборудование классов, кабинетов, клубов, спортивных, военно-спортивных площадок и сооружений и проч.); произведения литературы и искусства, средства массовой коммуникации.
Второе заключает в себе наличие концептуальных научно- теоретических разработок и практических программ осуществления воспитания, наличие инновационного педагогического опыта практической реализации функций патриотического воспитания в учебно-воспитательном и социализационном процессе становления будущего защитника Отечества.
К
третьей группе относится комплекс
деятельности по осуществлению программных
мероприятий с последующей
Все
эти три компонента взаимосвязаны
между собой и условием эффективного
взаимодействия выступает обеспечение
их целостности в образовательно-
Однако одним из реальных путей повышения эффективности подготовки старших школьников к защите Отечества является совершенствование управления процессом обучения и воспитания [4].
Сущность педагогического управления подготовкой старших школьников к защите Отечества заключается в постоянной корректировке субъектами управления деятельности учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также объективных критериев эффективности военно-патриотического воспитания.
Управление процессом подготовки старших школьников к защите Отечества осуществляет ряд важнейших функций: воспитательную (формирование ценностных ориентаций гражданина – патриота – интернационалиста), дидактическую (формирование военно-прикладных знаний, умений и навыков), развивающую (формирование психо-физических качеств личности, необходимых будущему воину для выполнения боевых задач).
Подготовка старших школьников к защите Отечества опирается на ряд принципов [34]:
Принцип объективности предполагает хорошее знание учителями школ, педагогами дополнительного образования возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, военно-патриотической специфики учреждения и его района (учет традиций боевой славы района; воспитание на примерах героизма выпускников школы, родных и близких учащихся, земляков; дружба с ветеранами различных войн; учет военно-патриотического потенциала родительской общественности и т.д.); планирование и осуществление всей работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, имеющихся у них опыта, знаний и интересов в военной области, наличие конкретной материальной базы и уровня научно-методической и практической квалификации работников учреждения в области военно-патриотического воспитания учащихся.
Принцип основного звена предполагает особое внимание коллективного субъекта управления к важнейшему содержательному компоненту системы военно-патриотического воспитания – нравственной и психологической подготовке старших школьников к защите Отечества.
Принцип оптимальности, эффективности управления предполагает полное осознание всеми субъектами модели социального заказа по подготовке защитников Родины, высокую компетентность в теории методики военно-патриотического воспитания старших школьников, хорошие знания передового опыта по проблеме, что в совокупности создает объективные предпосылки оптимального решения задач подготовки школьников к защите Отечества – при наименьшей затрате сил, средств и времени на основе имеющихся условий и возможностей [9, 122].
Основными этапами управления подготовкой старших школьников к защите Отечества в школе или учреждении дополнительного образования являются [2]:
- целеполагание;
-
выработка решения,
- конкретизация общего решения в виде планирования;
- организация деятельности по выполнению решения;
-
контроль за этой
-
сбор и обработка информации
о ходе и результатах
Этап целеполагания. На этом этапе директор центра, школы, педагог-преподаватель, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, тренеры-преподаватели, составляющие актив учреждения согласованно осмысливают социальный заказ по подготовке старших школьников к защите Отечества.
Требования общества к подготовке защитников Родины позволяют получить исходные данные для определения цели: воспитание защитника Отечества с конкретными личностными качествами, без которых невозможна успешная адаптация в условиях воинского коллектива. Соотнесение целевой установки с реальными возможностями конкретного учреждения позволяет администрации и ее военно-патриотическому активу наметить оптимальные пути реализации цели. На этапе целеполагания, как и на других этапах, крайне важно информационное обеспечение на всех пяти уровнях, но, особенно, на первом (администрация учреждения – педагоги) и третьем (учреждение – его выпускники). Без всестороннего учета и анализа информации, даваемой на этих уровнях, невозможно составить точную, объективную картину решения задач по формированию у старшеклассников готовности к защите Отечества, определить динамику и тенденции этого процесса, вскрыть проблемы и найти резервы совершенствования. Особо важна значимость информации, получаемой на третьем уровне, - о выпускниках учреждения, проходящих действительную военную службу или обучающихся в военных учебных заведениях. Если руководство школы или военно-спортивного центра из года в год получает исчерпывающую информацию по этому вопросу, составленную из данных о каждом выпускнике, находящемся в армии или в военно-учебном заведении, то это значит что, есть все основания для объективной оценки эффективности их работы по данному направлению. Вместе с тем, такая информация позволяет обоснованно выработать целевую установку, определяющую конечные результаты деятельности учреждения и его союзников – семьи и общественности – по подготовке воспитанников к обеспечению безопасности государства.
Этап выработки решения, направленного на достижение цели.
Работа по осмыслению социального заказа в деле подготовки защитников Отечества продолжается и на втором этапе. Если на первом этапе, на основе требований директивных и нормативных документов определяются цель и принципиальные возможности учреждения по её реализации, то на втором этапе уточняются важнейшие пути, ведущие к ней. Это: подготовка педагогов к решению задач военно-патриотического воспитания старших школьников на уровне поставленной цели (через систему курсовой подготовки в институте усовершенствования учителей, семинар преподавателей в самом учреждении, методическое объединение преподавателей ОБЖ); подготовка родительской общественности (через совет учреждения, заседания родительского комитета, родительские собрания, индивидуальные беседы руководителей, педагогов с родителями – активистами работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся); подготовка ученического актива (через клубы будущего воина, профильные оборонно-спортивные классы и объединения учащихся, подготовку инструкторов, руководителей кружков по военно-прикладным видам спорта и т.д.); подготовка и совершенствование учебно-материальной базы (оснащение кабинетов, приобретение нестандартного оборудования для спортзала, оборудование тира и т.д.) [39].
Этап конкретизации общего решения в виде планирования.
Систематичность и целенаправленность всей военно-патриотической работы со школьниками, а также их подготовка к защите Отечества во многом обеспечивается тщательным планированием.
Все, что составляет содержание плана (специального раздела) работы учреждения по военно-патриотическому воспитанию учащихся, учитывается соответственно классными руководителями при составлении планов с учащимися данного, конкретного класса; руководителями военно-прикладных кружков и секций – при составлении текущих и перспективных планов работы.
Четвертый этап управления подготовкой старших школьников к защите Отечества является по своей значимости ключевым. Именно на этом этапе осуществляется включение школьников в непосредственную военно-патриотическую деятельность и корректировка этой деятельности, что и составляет сущность педагогического управления формированием готовности старших школьников к обеспечению безопасности государства.
Для осуществления данного этапа необходимо [39]:
-
хорошо знать современные
- иметь точные сведения о том, как адаптируются воспитанники данного учреждения в условиях воинского коллектива; с какими трудностями сталкиваются они, теперь уже солдаты, курсанты первого года службы или учебы (данные обратной связи);
- хорошо знать сущность, задачи, формы и методы военно-патриотической воспитанности коллектива и отдельных учащихся;
-
постоянно соотносить
Этап контроля за подготовкой старших школьников к защите Отечества.
Такой контроль осуществляется с помощью метода наблюдения за участием старших школьников в различных видах непосредственной военно-патриотической деятельности (военно-спортивных играх, кружках, секциях и т.д.), анкетирования и диагностики юнармейцев, следопытов, учащихся профильных классов
Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие основные условия реализации модели педагогического руководства подготовкой старших школьников к защите Отечества [31]:
1. Военно-
2. Должны быть определены механизмы наполнения вариативной части учебного плана в профильных (оборонно-спортивных) классах с целью дифференцированного, индивидуального подходов к военно-профессиональному самоопределению старшеклассников.
3. Должен быть обеспечен комплекс активных средств, направленных на формирование, развитие процесса военно-профессионального самоопределения и его поэтапный контроль.
В
итоге теоретических
- Когнитивный критерий является очень важным и существенным. Это объясняется тем, что он показывает степень целостного самоопределения личности как защитника Отечества и борца за мир, личности, освоившей систему основных социокультурных знаний и ценностей, созданных в важнейших видах социальной деятельности, в том числе и воинской.
Основными показателями когнитивного критерия нами определены:
1.
Знания и представления о
2.
Взгляды на защиту Отечества,
на понимании проблемы войны
и мира в современных условиях;
на трудности прохождения
3.
Осознание старшими
Анализ основных положений, раскрывающих содержательную сторону направленности, как важнейшего аспекта готовности, позволяет определить второй критерий – мотивационно – потребностный (уровень сформированности нравственной и политической направленности).
Данный критерий готовности, во многом обусловленный предыдущим, является в свою очередь детерминирующим по отношению к остальным. Этот критерий соотносится с целеполаганием личности как защитника Отечества. Целеполагание же, рассматриваемое в данном ракурсе, является стержневым моментом сформированности готовности, свидетельствующим не только о степени зрелости последней в целом, но и о достижении очень важного рубежа в процессе ее развития.
Информация о работе Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах