Автор: Никита Половнев, 08 Июня 2010 в 23:47, дипломная работа
Объект исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.
Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ
В основу нашей работы положена следующая гипотеза:
Предполагается что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.
2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.
3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.
4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические – изучение научной психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
- эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;
- беседа
- методы статистической обработки полученных данных.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).
Практическая значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 7
1.1. Модель формирования готовности старшеклассников к службе в армии 7
1.2. Современные требования к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ 20
1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ НА ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 35
2.1. Задачи и этапы исследования 35
2.3. Методика организации учебных сборов в экспериментальном классе 36
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Анализ результатов первого этапа работы 41
2.4. Исследование эффективности влияния учебных сборов на готовность юношей к службе в армии 45
2.5. Выводы по исследованию 51
2.6. Практические рекомендации по исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Выполнение способов передвижения в бою. Наступление, его виды. Предбоевой и боевой порядок. Действия по команде "Приготовиться к атаке". Движение в атаку и преодоление прохода в минных полях и проволочных заграждениях. Атака переднего края обороны противника.
Занятие 3-4. Оборона. Вид боя. Переход к обороне. Порядок построения обороны. Действия солдата в обороне при применении ядерного, химического оружия. Особенности оборудования окопа на отделение. Отрывка окопа лёжа (зачёт).
Военная топография
Занятие 1. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения. Азимут и движение по азимуту
Уставы ВС РФ
Занятие 1-3. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы: пост и его оборудование, развод караула, часовой и его обязанности
Физическая подготовка
Кросс по пересеченной местности, метание гранаты на дальность, подтягивание.
Хроника событий по дням.
1 день.
Открытие сборов. Юношей распределили по двум ротам, представили командиров. В 12 часов состоялось торжественное открытие учебно-полевых сборов.
Развод караула. Во второй половине дня была проведена строевая подготовка, инструктаж и назначение караульной службы и суточного наряда роты.
Подтягивание.
Была проведена физическая подготовка,
во время которой десятиклассники
сдавали нормативы метанию
2 день.
Стрельба из м/к винтовки. 2-ой день начался с утренней зарядки и пробежки. После развода на занятий проводилась огневая подготовка: стрельба из малокалиберной винтовки по мишеням.
Параллельно проводились соревнования на лучшее время по разборке и сборке АКМ.
Самоокапывание. Во время тактической подготовки отрабатывались действия солдата в наступлении и в обороне, перемещение учащихся пробежкой, ползанием по пластунски, на четвереньках и на боку. Проводилась тренировка по самоокапыванию для стрельбы лежа.
В вечернее время между ротами прошли спортивные состязания по футболу.
3 день.
Закрытие сборов. В заключительный день учебно-полевых сборов проводилась отработка строевых приемов: выход из строя, отдание воинской чести, прохождение строевым и походным шагом в составе взвода. Прошла тренировка к смотру строя и песни.
В 13 часов состоялось торжественное закрытие учебных сборов. По результатам сдачи нормативов были выявлены лучшие и награждены почетными грамотами.
Спуск
флага. Под гимн Российской Федерации
был спущен флаг сборов.
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов первого этапа работы
Для выявления субъективного мнения старшеклассников нами разработана анкета, включающая вопросы, связанные с отношением к службе в рядах ВС РФ. Анкета проводилась нами в двух группах – контрольной и экспериментальной.
Таблица 1
Ответы на вопрос «Нужна ли нашей стране армия?»
Варианты ответов | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Да | 60 % (6 чел.) | 70 % (7 чел.) |
Нет | 20 % (2 чел.) | 20 % (2 чел.) |
Затрудняюсь ответить | 20 % (2 чел.) | 10 % (1 чел.) |
По данным видно, что 60% (в контрольной) и 70 % (в экспериментальной) группах юношей считают, что Армия необходима нашей стране.
Таблица 2
Ответы на вопрос «Как ты относишься к службе в Армии?»
Варианты ответов | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Положительно | 30 % (3 чел.) | 30 % (3 чел.) |
Отрицательно | 50 % (5 чел.) | 60 % (6 чел.) |
Затрудняюсь ответить | 20 % (2 чел.) | 10 % (1 чел.) |
На вопрос об отношении молодежи к службе в Армии, мы получили следующие результаты: 50% опрошенных контрольной и 60% экспериментальных групп отрицательно относятся к службе в Армии (но не к самой Армии); 30% в обеих группах высказали положительное отношение к службе, 20 и 10 % соответственно затруднились ответить на этот вопрос.
Таблица 3
Ответы на вопрос «Считаете ли Вы, что каждый уважающий себя мужчина должен пройти службу в Армии?»
Варианты ответов | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Да | 30 % (3 чел.) | 20 % (2 чел.) |
Нет | 60 % (6 чел.) | 70 % (7 чел.) |
Затрудняюсь ответить | 10 % (1 чел.) | 10 % (1 чел.) |
На вопрос «Считаете ли Вы, что каждый уважающий себя мужчина должен пройти службу в Армии?» 60% юношей в контрольной и 70% в экспериментальной группе ответили отрицательно, 30% и 20% соответственно дали положительный ответ.
Таблица 4
Ответы на вопрос «Какие качества могут быть сформированы в армии?»
Варианты ответов | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
дисциплинированность | 6 ответов (60 %) | 7 ответов (70 %) |
физическая сила | 6 ответов (60 %) | 5 ответов (50 %) |
уверенность в себе | 5 ответов (50 %) | 5 ответов (50 %) |
организованность | 4 ответа (40 %) | 4 ответа (40 %) |
смелость | 3 ответов (30 %) | 4 ответа (40 %) |
патриотизм | 1 ответ (10 %) | 2 ответа (20 %) |
В этом вопросе не ограничивалось количество выборов, некоторые юноши назвали несколько качеств.
Таблица 5
Ответы на вопрос «Согласен ли ты с утверждением, что армия делает из юноши настоящего мужчину?»
Варианты ответов | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Да, согласен полностью | 30 % (3 чел.) | 40 % (4 чел.) |
Согласен, но в некоторой степени | 40 % (4 чел.) | 40 % (4 чел.) |
Не согласен | 30 % (3 чел.) | 20 % (2 чел.) |
Издавна считалось, что Армия делает из юноши настоящего мужчину. С этим постулатом полностью согласны 30% юношей контрольной 40% юношей экспериментальной группы, 30% и 20% соответственно дают совершенно противоположный ответ и 30% и 20 % не совсем согласны с этим утверждением. Например, были даны такие ответы: Армия делает из юноши мужчину только в плане взросления, но не в смысле улучшения физического состояния; Армия делает человека более жестоким.
Таблица 6
Ответы на вопрос «Считаешь ли ты себя патриотом?»
Варианты ответов | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Да | 30 % (3 чел.) | 30 % (3 чел.) |
Нет | 20 % (2 чел.) | 30 % (3 чел.) |
В некоторой степени | 50 % (5 чел.) | 40 % (4 чел.) |
Мы видим, что 30% опрошенных в обеих группах себя патриотами, 50% юношей контрольной и 40% в экспериментальной группах считают себя таковыми лишь в некоторой степени, а 20% и 30 % респондентов опровергли наличие у них такового качества.
Таблица 7
Ответы на вопрос «Как ты представляешь себе подготовку к военной службе?»
Варианты ответов | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
прохождение специальных курсов | 5 ответов (50%) | 6 ответов (60%) |
приобретение хорошей физической формы и навыков силовых упражнений | 4 ответа (40%) | 5 ответов (50%) |
возможность познакомиться со сверстниками, с которыми в дальнейшем, возможно, придется служить | 3 ответа (30%) | 4 ответа (40%) |
получение новых навыков по военным специальностям | 2 ответа (20%) | 2 ответа (20%) |
пройти
первичную психологическую |
2 ответа (20%) | 1 ответ (10%) |
ознакомиться с правами и обязанностями военнослужащего | 1 человек | --- |
В этом вопросе не ограничивалось количество выборов, некоторые юноши назвали несколько вариантов подготовки.
В
обеих группах юноши по-
Самым важным в допризывной подготовке юноши считают приобретение хорошей физической формы и навыков силовых упражнений, возможность познакомиться со сверстниками, с которыми в дальнейшем, возможно, придется служить, получение новых навыков по военным специальностям. Кроме того, некоторые допризывников желают пройти первичную психологическую подготовку к военной службе и ознакомиться с правами и обязанностями военнослужащего
По ответам, полученным при анкетировании можем сделать вывод: Многое юноши не желают служить в армии, не видят смысла в этом. Существенных различий в уровне готовности к службе в армии в двух группах мы не выявили
Информация о работе Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах