Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах

Автор: Никита Половнев, 08 Июня 2010 в 23:47, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.
Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ
В основу нашей работы положена следующая гипотеза:
Предполагается что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.
2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.
3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.
4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические – изучение научной психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
- эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;
- беседа
- методы статистической обработки полученных данных.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).
Практическая значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 7
1.1. Модель формирования готовности старшеклассников к службе в армии 7
1.2. Современные требования к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ 20
1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ НА ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 35
2.1. Задачи и этапы исследования 35
2.3. Методика организации учебных сборов в экспериментальном классе 36
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Анализ результатов первого этапа работы 41
2.4. Исследование эффективности влияния учебных сборов на готовность юношей к службе в армии 45
2.5. Выводы по исследованию 51
2.6. Практические рекомендации по исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Работа содержит 1 файл

учебные сборы.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

     Основными показателями мотивационно-потребностного критерия являются:

     1. Мотивация старших школьников на защиту Отечества.

     2. Потребности и желание школьников в обеспечении безопасности мира.

     3. Сформированность политических взглядов и убеждений.

     Понимая важное значение участия в деятельности, способствующей формированию защитника  Отечества, мы выделили деятельностно-практический критерий готовности, определив его  следующим образом: достигнутая степень освоения основных видов социальной деятельности, в том числе воинской, характеризующая сформированность практико-поведенческого аспекта готовности учащихся к защите Отечества.

     Этот  критерий готовности старших школьников к защите Отечества тесно связан с двумя предыдущими и в значительной степени обуславливается ими в содержательном плане.

     Основными показателями деятельностно-практического  критерия нами определены:

     1. Жизненный опыт, приобретенный в  условиях, моделирующих некоторые  стороны важнейших видов общественно-полезной деятельности, в том числе воинской (включение старших школьников в воспитывающие ситуации, отношение к реалиям школьной жизни, осмысление проводимых мероприятий).

     2. Совокупность навыков и умений, приобретенных в важнейших видах деятельности в учебных и трудовых коллективах, необходимых для реализации функции защиты Отечества в любой из сфер жизни общества (степень подготовленности по военно-учетным специальностям, физическая подготовленность, выполнение разрядов по туризму, ориентированию, совершенствование навыков стрельбы из мелкокалиберной винтовки).

     Выделенные  критерии и показатели готовности старших  школьников к защите Отечества взаимообусловлены  и функционируют в тесной интегративной  взаимосвязи.

     По  каждому критерию можно выделить три уровня развития.

     Когнитивный критерий

     Высокий уровень данного критерия характеризуется  хорошей информированностью старших  школьников о своих психофизиологических особенностях, военно-профессиональных качествах, знаниях и представлениях о защите Отечества, требованиях к военной профессии.

     Средний уровень характеризуется наличием достаточно неплохих знаний о своих  психофизиологических особенностях, содержании, месте получения, перспективах развития, требованиях выбираемой военной  профессии к человеку, путях получения помощи в профессиональном самоопределении и самооценке своих военно - профессиональных  качеств.

     Низкий  уровень характеризуется отсутствием (или  крайне отрывистыми), ошибочными знаниями о своих психофизиологических особенностях, о содержании, месте получения, перспективах развития избираемой военной профессии, путях получения помощи в военно-профессиональном самоопределении.

     Мотивационно-потребностный  критерий

     Высокий уровень отличается согласованностью внешних (положительных) и внутренних мотивов выбора военной профессии, знанием собственных возможностей, направленных на защиту Отечества, потребность и желание в обеспечении безопасности мира, сформированность политических взглядов и убеждений;

     Средний уровень характеризуется учетом собственных возможностей при выборе профессии при преобладании мотивов интереса, престижности (мотивы интереса, престижности, привлекательности первостепенны); наличием направленности на защиту Отечества, мотивы приобретения знаний определяются желанием познать конкретные, яркие, необычные факты международной жизни.

     Низкий  уровень характеризуется отсутствием  резервного варианта выбора военной  профессии, преобладанием внешних  положительных или внешних отрицательных  мотивов (давление родителей и т.п.), выбор военной профессии без учета своих способностей и возможностей; мотивы приобретения политических знаний определяются желанием познать факты и явления необычного, сенсационного характера.

     Деятельностно-практический критерий

     Высокий уровень отличается хорошо развитым умением выделять профессиональные цели и соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями выбираемой военной профессии, наличием определенной практической реализации своего выбора (получение разрядов по военно-прикладным видам спорта), оценка военным комиссариатом годности молодых людей к службе в ВС РФ.

     Средний уровень отличается недостаточно развитым умением выделять профессиональные цели, соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями военной  профессии, активностью к освоению любой военной профессии, спортивным разрядам по военно-прикладным видам спорта.

     Низкий  уровень готовности характеризуется  отсутствием или низким уровнем  развития умения выделять профессиональные цели, неумением соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями военной профессии, отсутствием практической реализации своего выбора.

     1.2. Современные требования  к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ

     Составной частью происходящих в обществе социально-экономических  преобразований является разработка и осуществление военной реформы, успех и результативность которой во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.

     Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Силах, которые  проявляются в уровне дисциплинированности и ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость [39].

     Нравственное  воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения.

     Подготовка  личности будущего воина на занятиях ОБЖ заключается в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности, которые проявляются в образовательном, морально-психологическом и физическом уровнях развития.

     В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию и  воспитанию морально-психологической  составляющей общей подготовки допризывников.

     Воинская  дисциплина – это строгое и  точное соблюдение всеми военнослужащими  порядков и правил, установленными законами и военными приказами.

     Воинская  дисциплина основывается на осознании  каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, беззаветная преданность своему народу.

     Воинская  дисциплина – это строгое и  точное соблюдение всеми военнослужащими  порядка и правил, установленных  законами, воинскими уставами и приказами  командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу. Особенностью воинской дисциплины является то, что она включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная, трудовая, производственная и др.

     Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную военную подготовку в школах, ПТУ, техникумах и в связи  с этим прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось на подготовке допризывников.

     На  современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На этих занятиях учащиеся приобретают необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце отрабатывают на практике навыки и приобретают практический опыт [23].

     Подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском Союзе организация  ДОСААФ, которая имеет 75-летнюю историю по осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта организация называется РОСТО – российская оборонная спортивно-техническая организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная подготовка граждан к военной службе, которая предполагает: занятия военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными специальностями.

     Проблема  подготовки будущих защитников Отечества  заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах [9].

     В Словаре русского языка С.И.Ожегова  под «готовностью» понимается согласие сделать что-нибудь, состояние, при  котором все сделано, все готово [28]. Сам термин, возникнув в экспериментальной психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность, как предпосылку и регулятор деятельности. Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность, функциональную и личностную, психологическую и практическую, готовность к умственной и физической деятельности. В Психологическом словаре «готовность к действию»  рассматривается в нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; согласие на решимость совершать какие-либо действия и т.д.

     Содержание  готовности будущего воина к службе в армии в широком смысле слова  объединяет морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками. В условиях подготовки допризывников в рамках программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа РОСТО и т.п. В тоже время формировать морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы и фрагментарные знания, умения и навыки о воинской службе является одной из обязательных задач предмета ОБЖ [37].

     Для будущего защитника Отечества имеет  большое значение осознанность понятия  «Оптимальное боевое состояние», которое  для каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных компонента: физический, психический и мыслительный [23].

     Практика  работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не готовы к службе в Вооруженных Силах.

     Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками  военных комиссариатов стоит  серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии, сформировать и развить положительную потребность  и мотивацию к службе в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание это осуществить. Это очень сложно, ибо СМИ передают, а бывшие военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не «сладкую» и приятную миссию, связанную с безразличие офицерского корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщали СМИ, только подтверждают это [9].

     Сформированная  привычка к выживанию в неблагоприятных  условиях и при этом оставаться человеком, способность к быстрой адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной  подготовкой на базе РОСТО, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризывниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности и склонности к какому-либо виду деятельности, и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс адаптации, ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и земляками вернуться домой.

     Обязательный  минимум содержания предмета ОБЖ  по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов [42]:

Информация о работе Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах