Автор: Никита Половнев, 08 Июня 2010 в 23:47, дипломная работа
Объект исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.
Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ
В основу нашей работы положена следующая гипотеза:
Предполагается что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.
2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.
3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.
4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические – изучение научной психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
- эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;
- беседа
- методы статистической обработки полученных данных.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).
Практическая значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 7
1.1. Модель формирования готовности старшеклассников к службе в армии 7
1.2. Современные требования к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ 20
1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ НА ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 35
2.1. Задачи и этапы исследования 35
2.3. Методика организации учебных сборов в экспериментальном классе 36
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Анализ результатов первого этапа работы 41
2.4. Исследование эффективности влияния учебных сборов на готовность юношей к службе в армии 45
2.5. Выводы по исследованию 51
2.6. Практические рекомендации по исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Основными показателями мотивационно-потребностного критерия являются:
1. Мотивация старших школьников на защиту Отечества.
2. Потребности и желание школьников в обеспечении безопасности мира.
3. Сформированность политических взглядов и убеждений.
Понимая важное значение участия в деятельности, способствующей формированию защитника Отечества, мы выделили деятельностно-практический критерий готовности, определив его следующим образом: достигнутая степень освоения основных видов социальной деятельности, в том числе воинской, характеризующая сформированность практико-поведенческого аспекта готовности учащихся к защите Отечества.
Этот критерий готовности старших школьников к защите Отечества тесно связан с двумя предыдущими и в значительной степени обуславливается ими в содержательном плане.
Основными показателями деятельностно-практического критерия нами определены:
1. Жизненный опыт, приобретенный в условиях, моделирующих некоторые стороны важнейших видов общественно-полезной деятельности, в том числе воинской (включение старших школьников в воспитывающие ситуации, отношение к реалиям школьной жизни, осмысление проводимых мероприятий).
2. Совокупность навыков и умений, приобретенных в важнейших видах деятельности в учебных и трудовых коллективах, необходимых для реализации функции защиты Отечества в любой из сфер жизни общества (степень подготовленности по военно-учетным специальностям, физическая подготовленность, выполнение разрядов по туризму, ориентированию, совершенствование навыков стрельбы из мелкокалиберной винтовки).
Выделенные критерии и показатели готовности старших школьников к защите Отечества взаимообусловлены и функционируют в тесной интегративной взаимосвязи.
По каждому критерию можно выделить три уровня развития.
Когнитивный критерий
Высокий уровень данного критерия характеризуется хорошей информированностью старших школьников о своих психофизиологических особенностях, военно-профессиональных качествах, знаниях и представлениях о защите Отечества, требованиях к военной профессии.
Средний
уровень характеризуется
Низкий
уровень характеризуется
Мотивационно-
Высокий уровень отличается согласованностью внешних (положительных) и внутренних мотивов выбора военной профессии, знанием собственных возможностей, направленных на защиту Отечества, потребность и желание в обеспечении безопасности мира, сформированность политических взглядов и убеждений;
Средний уровень характеризуется учетом собственных возможностей при выборе профессии при преобладании мотивов интереса, престижности (мотивы интереса, престижности, привлекательности первостепенны); наличием направленности на защиту Отечества, мотивы приобретения знаний определяются желанием познать конкретные, яркие, необычные факты международной жизни.
Низкий
уровень характеризуется
Деятельностно-
Высокий уровень отличается хорошо развитым умением выделять профессиональные цели и соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями выбираемой военной профессии, наличием определенной практической реализации своего выбора (получение разрядов по военно-прикладным видам спорта), оценка военным комиссариатом годности молодых людей к службе в ВС РФ.
Средний уровень отличается недостаточно развитым умением выделять профессиональные цели, соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями военной профессии, активностью к освоению любой военной профессии, спортивным разрядам по военно-прикладным видам спорта.
Низкий уровень готовности характеризуется отсутствием или низким уровнем развития умения выделять профессиональные цели, неумением соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями военной профессии, отсутствием практической реализации своего выбора.
Составной частью происходящих в обществе социально-экономических преобразований является разработка и осуществление военной реформы, успех и результативность которой во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.
Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Силах, которые проявляются в уровне дисциплинированности и ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость [39].
Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения.
Подготовка личности будущего воина на занятиях ОБЖ заключается в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности, которые проявляются в образовательном, морально-психологическом и физическом уровнях развития.
В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию и воспитанию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников.
Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядков и правил, установленными законами и военными приказами.
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, беззаветная преданность своему народу.
Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу. Особенностью воинской дисциплины является то, что она включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная, трудовая, производственная и др.
Закон
«Об образовании», принятый в 1992 году,
отменил начальную военную
На современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На этих занятиях учащиеся приобретают необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце отрабатывают на практике навыки и приобретают практический опыт [23].
Подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском Союзе организация ДОСААФ, которая имеет 75-летнюю историю по осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта организация называется РОСТО – российская оборонная спортивно-техническая организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная подготовка граждан к военной службе, которая предполагает: занятия военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными специальностями.
Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах [9].
В Словаре русского языка С.И.Ожегова под «готовностью» понимается согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все готово [28]. Сам термин, возникнув в экспериментальной психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность, как предпосылку и регулятор деятельности. Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность, функциональную и личностную, психологическую и практическую, готовность к умственной и физической деятельности. В Психологическом словаре «готовность к действию» рассматривается в нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; согласие на решимость совершать какие-либо действия и т.д.
Содержание готовности будущего воина к службе в армии в широком смысле слова объединяет морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками. В условиях подготовки допризывников в рамках программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа РОСТО и т.п. В тоже время формировать морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы и фрагментарные знания, умения и навыки о воинской службе является одной из обязательных задач предмета ОБЖ [37].
Для будущего защитника Отечества имеет большое значение осознанность понятия «Оптимальное боевое состояние», которое для каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных компонента: физический, психический и мыслительный [23].
Практика работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не готовы к службе в Вооруженных Силах.
Поэтому
перед учителями ОБЖ, работниками
военных комиссариатов стоит
серьезная государственная
Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и при этом оставаться человеком, способность к быстрой адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной подготовкой на базе РОСТО, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризывниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности и склонности к какому-либо виду деятельности, и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс адаптации, ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и земляками вернуться домой.
Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов [42]:
Информация о работе Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах