Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах

Автор: Никита Половнев, 08 Июня 2010 в 23:47, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.
Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ
В основу нашей работы положена следующая гипотеза:
Предполагается что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.
2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.
3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.
4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические – изучение научной психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
- эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;
- беседа
- методы статистической обработки полученных данных.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).
Практическая значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 7
1.1. Модель формирования готовности старшеклассников к службе в армии 7
1.2. Современные требования к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ 20
1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ НА ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 35
2.1. Задачи и этапы исследования 35
2.3. Методика организации учебных сборов в экспериментальном классе 36
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Анализ результатов первого этапа работы 41
2.4. Исследование эффективности влияния учебных сборов на готовность юношей к службе в армии 45
2.5. Выводы по исследованию 51
2.6. Практические рекомендации по исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Работа содержит 1 файл

учебные сборы.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Взросление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание 80% семей и платное образование – все это сильно повлияло на социализацию молодежи и на ее готовность к выполнению воинского долга [25].

     Проблемы  современного образования и воспитания подрастающего поколения настолько глобальны, что практически любой аспект учебно-воспитательного процесса является актуальным.

     Общественно-политические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, позволяют выделить сферу образования как наиболее актуальную и инновационную в воспитании детей и подростков безопасному образу жизни, потому что дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей.

     Уроки истории и современная действительность постоянно напоминают о необходимости  укрепления обороноспособности нашей  Родины и повышения боеспособности ее вооруженных защитников. В этих условиях в системе военно-патриотического воспитания на первый план выходят такие задачи, как формирование у юношей возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к достойному служению обществу, государству и подготовки их к честному выполнению воинского долга.

     Введение  в программу курса ОБЖ раздела  «Основы военной службы» не случайно, военная служба для большинства  юношей является экстремальной, а определенная психологическая подготовка и знания основ военного дела помогут молодым  людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию новых условий. Одной из этих форм этой адаптации служит проведение учебно-полевых сборов. Основными задачами проведения сборов является формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, ее Вооруженным Силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов.

     Актуальность  данной проблемы определила тему исследования - «Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах».

     Объект  исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.

     Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.

     Цель  исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ

     В основу нашей работы положена следующая  гипотеза:

     Предполагается  что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.

     Исходя  из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

     1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.

     2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.

     3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.

     4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.

     5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.

     Использовались  следующие методы исследования:

     - теоретические – изучение научной  психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;

     - эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;

     - беседа

     - методы статистической обработки полученных данных.

     База  исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).

     Практическая  значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.

     Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ

     1.1. Модель формирования  готовности старшеклассников  к службе в армии

     В 90–е годы, в условиях кризисных явлений  в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни, произошел резкий спад в деятельности общеобразовательных учреждений по воспитанию у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите. Для многих молодых людей понятие «Родина», «Отечество», «государство», «государственная власть и закон» превратились в инструменты манипулирования сознанием. Однако события в Югославии, Дагестане, Чечне, Афганистане и других «горячих точках» планеты и нашего Отечества, непрекращающиеся локальные войны и терроризм актуализировали такие понятия, как самоотверженность, доблесть, воинский долг, героизм, мужество, подвиг, стойкость и другие [39].

     В результате происходящих в обществе процессов Вооруженные Силы Российской Федерации стали испытывать острый дефицит в молодом пополнении. Армия и флот практически лишились возможности удовлетворять самые насущные потребности в призывном контингенте в количественном и качественном отношении. Об этом свидетельствуют результаты последних призывов на военную службу.

     Проблема  подготовки молодежи к защите Отечества приобретает особую актуальность в условиях модернизации Российского образования на период до 2010 года, функционирования разных типов учебных заведений как общего, так и дополнительного образования, новых образовательных стандартов, технологий, вариативных форм и сроков обучения [2].

     Кризис  в российском образовании выявил ряд противоречий, обуславливающих  его остроту [7]:

     - дискредитация существующей практики  подготовки подростков к защите  Отечества в общеобразовательных  школах с одновременным повышением требований к современному призывнику Российской Армии;

     - условия политической нестабильности, антиармейские настроения среди  подростков, негативные отношения  к воинскому долгу и защите  Отечества с необходимостью воспитания  чувства патриотизма, готовности к выполнению гражданского воинского долга;

     - отсутствие системной подготовки  подростков к защите Отечества  с одновременной потребностью  и повышением требований к  современному призывнику Российской  Армии.

     С выходом в 1994 году Указа Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по патриотическому воспитанию молодежи» и федеральной программы «Молодежь России», в которую включен раздел по «Развитию гражданственности и патриотизма молодежи», отношение общества к формированию готовности подростков к защите Отечества начало постепенно меняться. Однако анализ психолого-педагогической, философской литературы, научных публикаций и реальной практики показал, что внимание исследователей к задаче подготовки подростков к защите Отечества, выполнению гражданского и воинского долга не соответствует актуальности и остроте данной проблемы.

     Подготовка  старших школьников к защите Отечества  как многосторонний, продолжительный  и многоэтапный процесс предполагает создание соответствующих условий – научно-методических, финансово-экономических, организационных и других. Проблеме воспитания гражданских качеств учащихся уделялось в работе Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [4, 25,26, 13].

     Педагогические  основы гражданского воспитания учащихся раскрыты в исследованиях О.И. Волжиной, Н.А. Головко, Р.Г. Гуровой, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Никитина, Г.Н. Филонова и др. [25].

     В философско-социологической, социально-политической, исторической, педагогической литературе рассматриваются теории и опыт военно-патриотического, героико-патриотического и гражданского воспитания (Е.О. Андрющенко, О.А. Бельков, В.С. Васютин, Д.А. Волкогонов, Л.В. Рощин, А.И. Сидоров). В этих исследованиях рассматривается сущность, содержание, задачи, структура и пути улучшения военно-патриотического, героико-патриотического, гражданского воспитания молодежи [25].

     Исследователи Н.А. Белоусов, В.И. Егоров, М.П. Пузанов, И.П. Репин, Г.В. Средин, основываясь на необходимости выполнения молодежью воинского долга в рядах Вооруженных Сил, подготовку подростков к защите Отечества рассматривают, главным образом, в контексте требований и специфики военной службы: вневойсковую подготовку, оборонно-массовую и оборонно-спортивную работу.

     А.А. Аронов [2], Д.А. Волкогонов, А.Н. Вырщиков [15], М.П. Коробейников, М.Н. Рябич исследовали педагогические аспекты подготовки подростков к защите Отечества, в основе которых лежат:

     - физическое воспитание и физическая  подготовка с учетом индивидуально-типологических особенностей подростков;

     - запросы современной педагогической  практики, недостаточная изученность  проблемы повышения эффективности  подготовки подростков к защите  Отечества;

     - основополагающие идеи по интеграции деятельности всех субъектов, причастных к формированию готовности подростков к защите Отечества и ее реализация на практике;

     - интеграция деятельности всех  субъектов, причастных к процессу  подготовки подростков к защите  Отечества, с точки зрения современного состояния науки и практики.

     Подготовка  старших школьников к защите Отечества  – сложная, многоступенчатая и динамическая система. В тесной связи с системным  подходом рассматривается комплексный  подход к патриотическому воспитанию и подготовке старших школьников к защите Отечества. Подготовка старших школьников к защите Отечества представляет собой длительный непрерывный, сложный и наряженный процесс, имеющий комплексный характер, основывающийся на единстве целей, задач, принципов, форм, методов и средств, реализуемых во взаимодействии всех участвующих в нем звеньев. Определение сущности подготовки, основу которой составляет предназначение последней, позволяет обратиться к ее содержанию, которое во многом обусловлено необходимостью реализации в ходе подготовки двух ее неразрывно взаимосвязанных основных задач. Ими являются, во-первых, формирование знающих, убежденных, высоконравственных, располагающих всеми необходимыми качествами гражданина РФ молодых людей, способных активно участвовать в строительстве и укреплении нового общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой Отечества; во-вторых, целенаправленная подготовка надежных защитников Родины, обладающих необходимым уровнем готовности для успешного выполнения специфических обязанностей в условиях воинской деятельности, способных с оружием в руках отстоять свою Отчизну [11].

     Процесс подготовки старших школьников к  обеспечению безопасности государства  зависит от окружающей социальной среды, представляющей целостное психосоциальное пространство, субъектами которого являются семья, школа, военный комиссариат, общественные организации, сверстники, сам подросток и т.д. Соотношение влияний (как позитивных, так и негативных), образующих это пространство, во многом определяет возможные варианты военно-профессиональной подготовки личности.

Информация о работе Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах