Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах

Автор: Никита Половнев, 08 Июня 2010 в 23:47, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: процесс организации и проведения учебных сборов в старших классах.
Предмет исследования - методика работы преподавателя - организатора ОБЖ по проведению учебных сборов в старших классах в рамках курса ОБЖ.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать влияние учебных сборов на подготовку школьников к службе в армии в ВС РФ в рамках курса ОБЖ
В основу нашей работы положена следующая гипотеза:
Предполагается что участие школьников старших классов в учебных сборах окажет эффективное влияние на повышение уровня готовности будущих защитников Отечества к армии, если эти соревнования будут приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблематике.
2. Определить уровень готовности школьников контрольной и экспериментальной групп к службе в армии до проведения учебных сборов.
3. Апробировать методику проведения учебных сборов в экспериментальной группе.
4. Определить эффективность влияния участия в учебных сборах на уровень готовности школьников к службе в армии в экспериментальной группе по сравнению со школьниками контрольной группы.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические – изучение научной психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;
- эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование;
- беседа
- методы статистической обработки полученных данных.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Мурманска, в исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – учащиеся 10 «А» класса (10 человек), контрольная группа – учащиеся 10 «Б» класса (10 человек).
Практическая значимость работы определяется тем, что практические разработки к соревнованиям, проводимых в рамках учебных сборов могут применяться учителями общеобразовательных школ для повышения готовности допризывной молодежи к службе в армии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 7
1.1. Модель формирования готовности старшеклассников к службе в армии 7
1.2. Современные требования к подготовке личности будущего воина на занятиях по ОБЖ 20
1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов 26
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ НА ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ 35
2.1. Задачи и этапы исследования 35
2.3. Методика организации учебных сборов в экспериментальном классе 36
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Анализ результатов первого этапа работы 41
2.4. Исследование эффективности влияния учебных сборов на готовность юношей к службе в армии 45
2.5. Выводы по исследованию 51
2.6. Практические рекомендации по исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Работа содержит 1 файл

учебные сборы.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

     - назначение, состав, принципы строительства  и комплектования Вооруженных  Сил Российской Федерации и  других войск. Руководство и  управление Вооруженными Силами  Российской Федерации, частями, подразделениями и другими войсками;

     - боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции  Вооруженных Сил Российской Федерации,  Героические подвиги воинов в  военное и мирное время. Исторические  и боевые традиции воинской  части.

     В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят:

     - с содержанием воинской обязанности  и воинской службой граждан,  с воинскими уставами и их  значением в жизни и деятельности  военнослужащих;

     - с военно-учебными заведениями  Вооруженных Сил Российской Федерации  и правилами приема в них.

     Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками:

     - в выполнении физических упражнений  для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости  к гипоксии;

     - в знании воинских званий, военной  геральдики, принадлежности военнослужащих к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных Сил Российской Федерации и роду войск.

     Тренировки  по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания.

     Беседы  с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать определенные выводы о причинах негативного отношения  определенной части современной  молодежи к выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На наш взгляд эта причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным, дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за них отвечать [32].

     Еще Д.Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. К.Д.Ушинский пишет о том, какой страшной силой может обладать привычка: «Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек! Если бы для искоренения вредных привычек достаточно было одновременного, хотя самого энергичного, усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться. Разве не бывает случаев, что человек готов дать отрезать себе руку или ногу, если бы вместе с тем отрезали и вредную привычку, отравляющую его жизнь»[45].

     «Привычка - тот же навык, но только на более  высокой ступени автоматизма. Если воспитателю удалось отобрать все  необходимые действия, которые надо сделать привычными, если он мастер формировать полезные привычки, дело его обеспечено» - писала Н.Д.Виноградова [12; 92].

     В связи с этим учитель ОБЖ может  определить в соответствии с программой обучения необходимые действия учащихся, которые необходимо перевести в  привычные.

     Таким образом, учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек: дисциплинированность и ответственность, умение и желание строго выполнять приказы, умение самим приказывать, быть исполнительными, обязательными.

     Таким образом, мы считаем, что один из возможных  вариантов подготовки учащихся к выполнению своего священного долга – служба в Вооруженных Силах – может заключаться в формировании у них привычек быть дисциплинированным и ответственным.

     1.3. Методика организации военно-патриотических игр и учебных сборов

     Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах предусматривает проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, профессионального начального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья. Продолжительность учебных сборов - 5 дней (40 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

     Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где  нет воинских частей, учебные сборы  организуются при образовательных  учреждениях, военно-патриотических молодёжных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

     Сборы, как правило, проводятся:

     - с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования – в конце предпоследнего года обучения – в мае-июне;

     - с обучающимися в образовательных учреждениях профессионального начального образования – в конце предпоследнего года обучения – в июне-июле;

     - в образовательных учреждениях среднего профессионального образования – в конце предпоследнего года обучения (в зависимости от сроков обучения и специальностей);

     - в учебных пунктах – по окончании теоретической части обучения.

     Конкретные  сроки проведения учебных сборов устанавливаются местными (муниципальными) органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами районов. Время проведения учебных сборов для граждан в учебных пунктах определяется в зависимости от сроков окончания обучения решением органов местного самоуправления по согласованию с военными комиссариатами районов.

     Организация учебных сборов осуществляется в  соответствии с решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, согласованным с начальником военного гарнизона, и планом подготовки к проведению учебных сборов.

     В проекте решения предусматриваются: место и время проведения учебных  сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с воинскими  частями, порядок финансирования учебных  сборов, а также вопросы организации  жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медобслуживание, доставка граждан к месту сборов).

     Для проведения учебных сборов с гражданами, обучающимися в образовательных  учреждениях, приказом руководителя органа управления образованием назначаются: начальник учебных сборов, его заместители - по воспитательной работе и по хозяйственной части, начальник штаба сборов и врач. Руководители образовательных учреждений при необходимости для оказания помощи преподавателям, осуществляющим подготовку по основам военной службы, выделяют дополнительно учителей-предметников.

     Начальник учебных сборов осуществляет общее  руководство подготовкой и проведением  сборов. Он отвечает за своевременную  разработку документов, регламентирующих их проведение; подготовку должностных  лиц сборов; согласование вопросов организации и порядка проведения сборов; организацию взаимодействия образовательного учреждения (учебного пункта) с военным комиссариатом района и воинской частью (военным образовательным учреждением профессионального образования), привлекаемой к подготовке и проведению сборов; организацию и состояние учебной и воспитательной работы, хозяйственную и финансовую деятельность, соблюдение мер безопасности.

     Заместитель начальника сборов по воспитательной работе несет ответственность за организацию и проведение военно-патриотического воспитания граждан, их дисциплину и морально-психологическое состояние. Он разрабатывает план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, участвует в разработке плана спортивных мероприятий, изучает нужды и запросы граждан и принимает меры по их удовлетворению.

     Заместитель начальника сборов по хозяйственной  части отвечает за материальное обеспечение  сборов. Он организует размещение, питание  и медицинское обеспечение граждан, получает и выдает имущество, предусмотренное  планом подготовки и проведения сборов; обеспечивает сохранность и ведет учет материальных средств. После окончания сборов сдает полученное во временное пользование имущество и другие материальные средства, отчитывается за израсходованные продукты питания.

     Руководитель  образовательного учреждения (организации, на базе которой создан учебный пункт) и преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (начальник учебного пункта), совместно с представителем военного комиссариата района заблаговременно согласовывают с воинской частью: время и порядок проведения занятий, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, меры безопасности на занятиях и другие вопросы.

     Образовательный процесс, осуществляемый во время сборов, организуется в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и распорядком дня.

     Организация учебных сборов при образовательных  учреждениях, военно-патриотических молодёжных и детских общественных объединениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам, согласованным с военным комиссаром района.

     Обучение  граждан стрельбе из боевого ручного  стрелкового оружия организуется и проводится в установленном порядке командирами воинских частей на стрельбищах или в тирах. Для проведения стрельб командиры воинских частей назначают ответственных должностных лиц и предоставляют оружие и боеприпасы.

     Занятия по программе учебных сборов, не связанные со стрельбой из боевого оружия, проводят преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных воинских частей.

     К занятиям могут привлекаться специалисты  учреждений государственных и муниципальных органов здравоохранения (по медицинской подготовке), территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и другие специалисты, согласно решению руководителя органа местного самоуправления.

     Основные задачи учебных сборов:

     - получение юношами призывного возраста знаний и тактических навыков по основам военной службы, выполнение начального упражнения стрельбы из автомата боевым патроном (малокалиберной, пневматической винтовки);

     - ознакомление с размещением, бытом, повседневной деятельностью, традициями  и  боевым  путём   воинской  части,  учёбой  личного   состава, образцами вооружения и боевой техникой, организацией караульной службы и службы суточного наряда;

     -  практически отработать действия солдата в различных видах боя.

     Что же должен знать и уметь юноша, исходя из требований программы по "Основам военной службы" в рамках сборов? Иметь представление об условиях прохождения военной службы по призыву и контракту, о воинских званиях и знаках различия военнослужащих. Знать правовые основы военной службы, основные положения общевоинских уставов ВС РФ, значение воинской присяги, права и обязанности военнослужащих, виды ответственности, сущность и значение дисциплины в жизни воина. Юноша должен уметь выполнять приёмы строевой подготовки, воинское приветствие на месте и в движении, производить подготовку автомата к стрельбе и вести стрельбу боевыми патронами, выполнять действия солдата в наступлении, разведке и обороне, оказывать само- и взаимопомощь, выносить раненых с поля боя.

     Программа учебных сборов включает строевую, физическую, огневую и тактическую  подготовку, военную топографию и  уставы ВС РФ. Остановимся подробнее  на некоторых составляющих.

     Строевая  подготовка.

     Занятие 1. Строевые приёмы и движение без оружия. Строй и его элементы. Обязанности солдат при построении и в строю. Выполнение команд "Становись", "Равняйсь", "Смирно!", "Вольно", "Разойдись", повороты на месте.

     Занятие 2. Выход из одно - и двух шереножного строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Перестроение из одно-шереножного строя в две шеренги и обратно.

Информация о работе Особенности организации и проведения учебных сборов в старших классах