Организация ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………..................................3

ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5
1.1 Сущность понятия и виды ценностно-ориентированной деятельности........................................................................................…...5
1.2 Специфика ценностно-ориентированной деятельности младших школьников...............................................................................................14
1.3 Методы организации ценностно-ориентированной деятельности............................................................................................22

ГЛАВА II. Диагностика организации ценностно-ориентированной деятельности в практике общеобразовательных школ.....................................25
2.1 Характеристика базы исследования…………......................................25
2.2 Описание методов исследования……………………………………...29
2.3
Анализ результатов…………………........……......................................30

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников
3.1 Проект программы
3.2 Описание хода реализации
3.3 Оценка эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………..................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................38

Работа содержит 1 файл

Копия вкр ...Таня М..doc

— 424.00 Кб (Скачать)
p align="justify">Для хороших, славных дел.

     (Музыкальный  фрагмент «Что всего нужнее детям».)

А сейчас особое задание - ребята, нарисуйте то, с помощью чего вы бы могли выразить свою любовь к другу, а музыка вам в этом поможет.

     (Музыкальный  фрагмент «Улыбка».)

Вот и  подходит к концу наше занятие - урок дружбы.

Как называлась, тема урока давайте назовем ее все вместе, хором.

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем  помогать друг другу в трудную  минуту, ценить и беречь хороших и верных товарищей.

Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и мудрого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно». (Показывается фрагмент мультфильма.)

Дети! Понравился вам наше занятие? Какой вы сделали вывод для себя?  

Констатирующий  эксперимент 

     Результаты  методики «Цветик-семицветик» представлены в таблице 1 и на рис. 1.

Таблица 1. Результаты методики «Цветик-семицветик»

     Желание
Для себя Для родных и  близких Для класса и  школы Для всех людей
68% 14% 5% 13%
 

 

Формирующий эксперимент 
 

Таблица 2. Результаты методики «Цветик-семицветик»

     Желание
Для себя Для родных и  близких Для класса и  школы Для всех людей
52% 21% 7% 20%
 

 

Результаты  теста «Размышляем  о жизненном опыте»:

 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Сегодня нужны люди, активно развивающие  и саморегулирующие свои индивидуальные способности, деятельность и поведение. Их формирование возможно при условии, если педагогические воздействия и  внутренние стремления школьников, направленные на самовоспитание и самоорганизацию, будут согласованными.

     В процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувств любви и заботы об окружающем мире, людях и т.д.) и нравственного поведения. Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребенка, формирование его нравственной культуры. Ценностно-ориентированная деятельность организуется в классе, когда возникает потребность решить нравственную проблему. Такую проблему педагог должен почувствовать, увидеть, заметить или «вытащить на свет» и вовлечь детей в ее анализ и решение.

     Проводимое  исследование позволило придти к  выводу, что если в плане воспитательной работы классного руководителя существует данное направление, то и уровень  воспитанности учащихся в данном классе выше, чем в тех, где данное направление не реализуется.

     Ценностно-ориентированная  деятельность должна осуществляться, максимально ориентируясь на жизненные  повседневные ситуации, возникающие  в практике воспитательной работы. По результатам диагностики наиболее выраженными ценностями у младших школьников являются ценность «Я», семейные и дружеские ценности.

     Одной из наиболее действенных форм организации  ценностно-ориентированной деятельности младших школьников является практикум. Практикум как форма ценностно-ориентированной  деятельности представляет собой комплекс упражнений, включающих самодиагностику нравственного развития учащихся и решение ситуаций нравственного выбора.

     В ходе нашего исследования гипотеза была подтверждена.

Данные, полученные в процессе исследования, могут использоваться социальными педагогами, педагогами-психологами, классными руководителями, учителями-предметниками для совершенствования организации воспитательной работы с младшими школьниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Байкова, Л.А. Мой нравственный выбор: Проектирование и организация ценностно-ориентированной деятельности [Текст] / Л.А.Байкова.  – М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. – 160с.
  2. Битянова, М. Личность педагога как инструмент воспитания [Текст]/М.Битянова// Школьный психолог. – 2005. - №17. – С.26.
  3. Грамова, Е. Развитие этнической толерантности в школе [Текст]/Е.Грамова//Воспитание школьников. – 2006. - №1. – С.13 – 17.
  4. Журавлева, Н.А.Динамика ценностных ориентаций в условиях социально-экономических изменений [Текст]/ Н.А.Журавлева// Психологический журнал. – 2006. - №1. – С.35 – 44.
  5. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1999.
  6. Кленовская КС. Беседы о смысле жизни. М., 1999.
  7. Кулагина, И.Ю. Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений [Текст] И.Ю.Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003 – 464с.
  8. Лузина, Л. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении [Текст]/Л.Лузина//воспитание школьников. – 2003.№10. – С.24 – 27.
  9. Макаренко, Т. Я, кажется, завидую? (материалы для классных часов) [Текст]/Т.Макаренко//Воспитание школьников. – 2004. - №1. – С.25 – 28.
  10. Маленкова, Л.И. Классный воспитатель: Педагогические основы и методика деятельности: краткое руководство по организации воспитательного процесса с использованием тетради классного воспитателя. (Текст)/Л.И.Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 32с.
  11. Медведева, И. Песочница для взрослых [Текст] / И.Медведева // Семейный совет. – 2003.№22.с.3.
  12. Мороз, Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся [Текст] /Н.В.Морозов //Преподавание истории в школе. – 2005. - №9. – С.39 – 40.
  13. Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе (учебное пособие) [Текст] / Я.Г.Плинер. – М.: Центр «Педагогический поиск»,2000. – 160с.
  14. Силяднева, В. Игра-путешествие «Герой живет рядом» [Текст]/В.Силяднева//Воспитание школьников. – 2004. - №1. – с.29.
  15. Смирнов, Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей [Текст]/Л.М.Смирнов//Психологический журнал. – 1996.№17. – С.157 – 168.
  16. Смирнов, Л.М. Экспериментальные исследования. Типология базовых ценностей на основе неосознаваемого сравнения [Текст] / Л.М.Смирнов // Вопросы психологии. – 2006. - №6. – С.12 – 14.
  17. Станишевская, Э. Воспитание системы ценностей через практический опыт [Текст] / Э.Станишевская  // Граждановедение. – 2004. - №13 – 14. – С.13.
  18. Степанова, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128с.
  19. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 2002.
  20. Тихомирова, Е. Воспитание лидера (Текст) / Е.Тихомирова // Воспитание школьников. – 2003. - №6. – С.64 – 68.
  21. Шарикова, А.В. О связи ценностных и массово-коммуникациооных ориентаций [Текст] / А.В.Шарикова //  Психологический журнал. – 1999. – Т.20.№3. – с.28 – 36.
  22. Щуркова, Н.Е. Классный час: Поговорим о жизни …: Материалы для воспитателей и классных руководителей [Текст] / Н.Е.Щуркова. – М.: АРКТИ, 2005. – 168с.
  23. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: Рабочие диагностики [Текст] / Н.Е.Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 96с.

24.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.; Педагогика, 2001. с. 36.

26.Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М.;Педагогика,1999.с.48.

27.Лихачев  Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.;Педагогика,2005.с.193. 

28. Ященко Е.Ф.  Исследование ценностно – смыслового  аспекта: пособие для студентов  средних и высших педагогических  учебных заведений [Текст] Е.Ф.Ященко. – М.:Издательский центр «Академия»,2004.с.288.

29.Гребенкина Л.К. 50 сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск» ,2003-160 с.

30. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

МЕТОДИКА  «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

(составлена  И. М. Витковской) 

     Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

     Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

     Обработка и интерпретация  результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:

Фамилия, имя Желание
для себя для родных и  близких для класса и  школы для всех людей
Антонова  Аня            3            1, 2, 6            4,5            7      
 

 

          ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

АДАПТИРОВАННЫЙ  ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О  ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

(составлен  доктором педагогических наук  Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М.  Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым) 

     Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3 — 4 классов.

     Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).

     Предварительно  подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

     1. На пути стоит одноклассник. Тебе  надо пройти. Что ты делаешь?

     а) обойду, не потревожив;

     б) отодвину и пройду;

     в) смотря какое будет настроение.

     2. Ты заметил среди гостей невзрачную  девочку (мальчика), которая (который)  одиноко сидит в стороне. Что  ты делаешь?

     а) ничего, какое мое дело;

     б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

     в) подойду и непременно заговорю.

     3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что  ты делаешь?

     а) тороплюсь в школу;

     б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

     в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

     4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

     а) предложу свою помощь;

     б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

     в) если попросят, я, конечно, помогу.

     5. Ты узнал, что твой одноклассник  несправедливо наказан. Как ты  поступишь в этом случае?

     а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

     б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

     в) вступаюсь за обиженного.

     6. Ты дежурный. Подметая пол, ты  нашел деньги. Что делаешь?

Информация о работе Организация ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе