Организация ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………..................................3

ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5
1.1 Сущность понятия и виды ценностно-ориентированной деятельности........................................................................................…...5
1.2 Специфика ценностно-ориентированной деятельности младших школьников...............................................................................................14
1.3 Методы организации ценностно-ориентированной деятельности............................................................................................22

ГЛАВА II. Диагностика организации ценностно-ориентированной деятельности в практике общеобразовательных школ.....................................25
2.1 Характеристика базы исследования…………......................................25
2.2 Описание методов исследования……………………………………...29
2.3
Анализ результатов…………………........……......................................30

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников
3.1 Проект программы
3.2 Описание хода реализации
3.3 Оценка эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………..................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................38

Работа содержит 1 файл

Копия вкр ...Таня М..doc

— 424.00 Кб (Скачать)

     Результаты  методики «Цветик-семицветик» представлены в таблице 1 и на рис. 1.

Таблица 1. Результаты методики «Цветик-семицветик»

     Желание
Для себя Для родных и  близких Для класса и школы Для всех людей
71% 16% 8% 5%
 

       

Рис. 1. Результаты методики «Цветик-семицветик» 

     По  результатам теста «Размышляем  о жизненном опыте» было выявлено, что в 4 «А» классе у 80% учащихся достаточный  уровень нравственной воспитанности, 20% занимают эгоистическую позицию. В 4 «Б» 74% имеют достаточный уровень нравственной воспитанности, 26%- занимают эгоистическую позицию. В 4 «В» классе 63% детей имеют достаточный уровень нравственной воспитанности, 37% опрошенных придерживаются эгоистической позиции.

     Результаты  данной методики представлены в рис.2.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Результаты теста  «Размышляем о  жизненном опыте» 

     По  результатам анкеты все классные руководители считают, что ценностно-ориентированная  деятельность – это один из видов воспитывающей деятельности, со специально организованной  целью нравственного самоопределения и нравственного развития детей, и используют её в своей профессиональной сфере. 90 % классные руководители называют 5 видов ценностно – ориентированной деятельности:

     - общественная;

     - эколого-туристическая;

     - спортивно – оздоровительная;

     - трудовая;

     - познавательная.

     И лишь 10 % считают такие виды:

     - научно – исследовательская;

     - КТД;

     - беседы, направленные на нравственное  воспитание;

     - организация познавательных экскурсий;

     - организация совместной деятельности  учащихся и родителей.

     50% - опрошенных считают основной  задачей организации ценностно-ориентированной  деятельности - формирование у человека  представлений об общечеловеческих  ценностях;

     20% - развитие духовности, как высшего уровня нравственного эмоционального развития человека, достижение гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями;

     30% - саморазвитие индивида, не столько  технического, сколько личностного  роста, самоорганизация и обобщение деятельностного и личного опыта.

     Доминирующими ценностными ориентациями для младших  школьников являются:

     - знание национальной и общечеловеческой  культуры;

     - человек;

     - счастье;

     - труд;

     - совесть;

     - жизнь.

     30% - опрошенных считают системообразующим  элементом организации ценностно-ориентированной  деятельности: потребность детей  решить нравственную проблему.

     70% - формирование, развитие и воспитание  качеств личности: сопереживание,  сострадание, забота о людях, животных.

     60% опрошенных проводят за четверть  раздела ценностно-ориентированной  деятельности более 7 мероприятий.

     40% - от 3 до 6 мероприятий четверть. 

     На  основе всего вышесказанного  можно  сделать следующие выводы:

  1. Ценностная деятельность должна осуществляться непреднамеренно, максимально ориентируясь на жизненные повседневные ситуации, возникающие в практике воспитательной работы.
  2. Диагностические данные свидетельствуют о том, что наиболее выраженными ценностями у младших школьников являются ценность «Я», семейные и дружеские ценности.
  3. Анкетирование классных руководителей позволило выявить традиционные методы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников, такие как создание и разрешение воспитывающих ситуаций, пример.
 

 

ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников 

3.1 Проект программы 

     Исторический  прогресс общечеловеческой культуры оценивается  степенью гуманизации отношений  в обществе, расширением сферы  действия нравственности в жизни людей. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Приобщение ребёнка с детства к нравственной культуре должно вылиться в педагогически инструментированный процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, обусловленный возрастом, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребенку как субъекту воспитания. Любая деятельность младшего школьника имеет нравственное содержание, поэтому его развитие есть развитие нравственных качеств личности и индивидуальности. Очень важно с ранних лет подготавливать подрастающее поколение к жизни, труду, учителя должны учить ребят быть скромными, честными, чуткими и заботливыми по отношению к людям, учить любить Родину. Ценностно-ориентированная деятельность должна осуществляться, максимально ориентируясь на жизненные повседневные ситуации, возникающие в практике воспитательной работы. Диагностические данные свидетельствуют о том, что наиболее выраженными ценностями у младших школьников являются ценность «Я», семейные и дружеские ценности. Отсюда следует, что основными видами деятельности ребёнка должны являться:

  • общественная деятельность;
  • эколого-туристическая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • познавательная деятельность.

     В процессе воспитания ценностно-ориентировочная  деятельность выступает как автономная и становится объектом организации и воздействия педагога. Классный руководитель специально организует мероприятие, чтобы обнажить отношение, помочь осознать социальную ценность нравственных общепринятых норм поведения и общения и принять их как личностно важные.

     Подлинное отношение проявляется не в правильных рассуждениях об этических ценностях, а в поступках, действиях, поведении, образе и стиле жизни в целом.

     Цель  программы: формирование у детей  ценностно-деятельностного отношения  к природе, труду, к самому себе и к обществу в целом.

     Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  1. Актуализация таких ценностей как совесть, труд, друзья, патриотизм, «я»;
  2. Создание мотивации для участия младших школьников в ценностно-ориентированной деятельности;
  3. Организация различных видов деятельности.

     Программа рассчитана на 10 занятий для младших  школьников.

     В основе лежат принципы:

  • гуманизма;
  • опоры на положительное в каждом ребёнке;
  • учета возрастных, индивидуальных, педагогических особенностей группы;
  • единства требований;
  • доступности
  • оптимального сочетания фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;
  • активности;
  • систематичности и последовательности.
 
 
 
 
 

Содержание  программы:

Занятие №1 «Совесть»

Цель: раскрыть на конкретных примерах значение понятия «совесть»; способствовать воспитанию этого качества у детей.

Материалы: написанное на доске название урока - «Совесть», высказывания.

План урока:

  1. Психологическая пауза.
  2. Чтение и анализ рассказов «Пропала совесть».
  3. эвристическая беседа «Совесть, бессовестный».
  4. Выводы, обобщение.

Ход урока:

Психологическая пауза:

-Ребята, закройте  глаза и мысленно вспомните,  был ли у вас момент, когда  вам было стыдно, вы раскаивались  в своём поступке. Поднимите руки, у кого такое произошло. Ребята, в такие моменты говорят: «Нас мучила совесть» Чтобы разобраться в этом понятии мы обратимся к словарю В.Н.Даля. «Совесть – внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру». Ребята, кто из вас как понял это понятие?

У писателя –  сатирика М.Е.Салтыкова- щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Послушаем  его и обсудим.

Пропала совесть

     Пропала совесть. По- старому толпились люди на улицах и в театрах; по- старому они то догоняли , то перегоняли друг друга; по- старому суетились и ловили на лету куски , и никто не догадывался, что чего- то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая- то дудка . Многие начали даже чувствовать себя добрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать наушничать и клеветать….Совесть пропала вдруг…почти мгновенно! Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг …ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница – совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение. А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие…

     И долго, таким образом, скиталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том и думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанишке, который в проходном ряду пылыо торговал и никак не мог от той торговли разжиться.

     - За что вы меня тираните!; жаловалась  бедная совесть, - за Что вы МНОЙ ... помыкаете?

     - Что же я с тобою буду делать, сударыня-совесть, коли ты, никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанишка.

     - А вот что, - отвечала совесть, отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо МНОЙ его сердце чистое и схорони меня в нем! Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет.

     По  этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя Большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

Информация о работе Организация ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе