Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:35, курсовая работа
Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………..................................3
ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5
1.1 Сущность понятия и виды ценностно-ориентированной деятельности........................................................................................…...5
1.2 Специфика ценностно-ориентированной деятельности младших школьников...............................................................................................14
1.3 Методы организации ценностно-ориентированной деятельности............................................................................................22
ГЛАВА II. Диагностика организации ценностно-ориентированной деятельности в практике общеобразовательных школ.....................................25
2.1 Характеристика базы исследования…………......................................25
2.2 Описание методов исследования……………………………………...29
2.3
Анализ результатов…………………........……......................................30
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников
3.1 Проект программы
3.2 Описание хода реализации
3.3 Оценка эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………..................................36
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................38
Результаты
методики «Цветик-семицветик»
Таблица 1. Результаты методики «Цветик-семицветик»
Желание | |||
Для себя | Для родных и близких | Для класса и школы | Для всех людей |
71% | 16% | 8% | 5% |
Рис. 1.
Результаты методики
«Цветик-семицветик»
По результатам теста «Размышляем о жизненном опыте» было выявлено, что в 4 «А» классе у 80% учащихся достаточный уровень нравственной воспитанности, 20% занимают эгоистическую позицию. В 4 «Б» 74% имеют достаточный уровень нравственной воспитанности, 26%- занимают эгоистическую позицию. В 4 «В» классе 63% детей имеют достаточный уровень нравственной воспитанности, 37% опрошенных придерживаются эгоистической позиции.
Результаты данной методики представлены в рис.2.
Рис. 2.
Результаты теста
«Размышляем о
жизненном опыте»
По результатам анкеты все классные руководители считают, что ценностно-ориентированная деятельность – это один из видов воспитывающей деятельности, со специально организованной целью нравственного самоопределения и нравственного развития детей, и используют её в своей профессиональной сфере. 90 % классные руководители называют 5 видов ценностно – ориентированной деятельности:
- общественная;
- эколого-туристическая;
- спортивно – оздоровительная;
- трудовая;
- познавательная.
И лишь 10 % считают такие виды:
- научно – исследовательская;
- КТД;
- беседы, направленные на нравственное воспитание;
- организация познавательных экскурсий;
-
организация совместной
50%
- опрошенных считают основной
задачей организации ценностно-
20% - развитие духовности, как высшего уровня нравственного эмоционального развития человека, достижение гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями;
30% - саморазвитие индивида, не столько технического, сколько личностного роста, самоорганизация и обобщение деятельностного и личного опыта.
Доминирующими ценностными ориентациями для младших школьников являются:
-
знание национальной и
- человек;
- счастье;
- труд;
- совесть;
- жизнь.
30%
- опрошенных считают
70% - формирование, развитие и воспитание качеств личности: сопереживание, сострадание, забота о людях, животных.
60%
опрошенных проводят за
40% - от 3 до 6 мероприятий четверть.
На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
ГЛАВА
3. Опытно-экспериментальная
деятельность по организации
ценностно-ориентированной
деятельности младших
школьников
3.1
Проект программы
Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается степенью гуманизации отношений в обществе, расширением сферы действия нравственности в жизни людей. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Приобщение ребёнка с детства к нравственной культуре должно вылиться в педагогически инструментированный процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, обусловленный возрастом, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребенку как субъекту воспитания. Любая деятельность младшего школьника имеет нравственное содержание, поэтому его развитие есть развитие нравственных качеств личности и индивидуальности. Очень важно с ранних лет подготавливать подрастающее поколение к жизни, труду, учителя должны учить ребят быть скромными, честными, чуткими и заботливыми по отношению к людям, учить любить Родину. Ценностно-ориентированная деятельность должна осуществляться, максимально ориентируясь на жизненные повседневные ситуации, возникающие в практике воспитательной работы. Диагностические данные свидетельствуют о том, что наиболее выраженными ценностями у младших школьников являются ценность «Я», семейные и дружеские ценности. Отсюда следует, что основными видами деятельности ребёнка должны являться:
В процессе воспитания ценностно-ориентировочная деятельность выступает как автономная и становится объектом организации и воздействия педагога. Классный руководитель специально организует мероприятие, чтобы обнажить отношение, помочь осознать социальную ценность нравственных общепринятых норм поведения и общения и принять их как личностно важные.
Подлинное отношение проявляется не в правильных рассуждениях об этических ценностях, а в поступках, действиях, поведении, образе и стиле жизни в целом.
Цель
программы: формирование у детей
ценностно-деятельностного
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Программа рассчитана на 10 занятий для младших школьников.
В основе лежат принципы:
Содержание программы:
Занятие №1 «Совесть»
Цель: раскрыть на конкретных примерах значение понятия «совесть»; способствовать воспитанию этого качества у детей.
Материалы: написанное на доске название урока - «Совесть», высказывания.
План урока:
Ход урока:
Психологическая пауза:
-Ребята, закройте
глаза и мысленно вспомните,
был ли у вас момент, когда
вам было стыдно, вы раскаивались
в своём поступке. Поднимите руки,
у кого такое произошло.
У писателя – сатирика М.Е.Салтыкова- щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Послушаем его и обсудим.
Пропала совесть
Пропала совесть. По- старому толпились люди на улицах и в театрах; по- старому они то догоняли , то перегоняли друг друга; по- старому суетились и ловили на лету куски , и никто не догадывался, что чего- то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая- то дудка . Многие начали даже чувствовать себя добрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать наушничать и клеветать….Совесть пропала вдруг…почти мгновенно! Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг …ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница – совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение. А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие…
И долго, таким образом, скиталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том и думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанишке, который в проходном ряду пылыо торговал и никак не мог от той торговли разжиться.
- За что вы меня тираните!; жаловалась бедная совесть, - за Что вы МНОЙ ... помыкаете?
- Что же я с тобою буду делать, сударыня-совесть, коли ты, никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанишка.
- А вот что, - отвечала совесть, отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо МНОЙ его сердце чистое и схорони меня в нем! Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет.
По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя Большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.